Определение композиции.
Композиция — организующий элемент художественной формы, придающий любому произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.
Во флористике методика размещения растений и материалов основана на знании законов построения художественно- декоративной композиции и особенностей каждого вида растений.
Законы художественной композиции. Пропорции.
метрический повтор (многократное чередование какого-либо элемента с одинаковым интервалом);
ритм (в ритме, в отличие от ритмического повтора, последовательность элементов не одинакова, а разнообразна. Ритм отличает наличие акцентов.);
динамичность (прием создающий ощущение напряжения);
статичность (в интерьере визуальное состояние покоя)
тектоника (отражение в форме ее конструктивного начала, насколько объект надежен, устойчив, насколько он способен создать человеку надежную защиту);
объемно-пространственная структура (расположение объектов в пространстве, взаимодействие объектов и пространства);
|
|
пропорциональность (соразмерность);
равновесие (ощущение стабильности, уравновешенности);
симметрия (соразмерность) (Все элементы композиции страницы должны занимать площадь, соразмерную с их значением в композиции как едином целом. Одинаковость элементов по цвету, размеру или другим качествам вызывает монотонность.);
асимметрия (несоразмерность. Нарушение или отсутствие симметрии);
контраст (привлечение внимания к одному определённому элементу - использовать контрастный цвет, размер или стиль);
фактура (в композиции дизайна интерьера – это прежде всего внешняя особенность материала, используемого в отделке помещений)
пластика (согласованность, гибкость, плавность, связанность переходов от одной части к другой);
единство характера (соединение всех элементов в единое целое, они должны быть так взаимосвязаны, чтобы композиция в целом производила гармоничное впечатление.).
Пропорции
Пропорция - отношения между частями объекта, между целым объектом и остальной композицией, между двумя объектами. Пропорцию можно определить с точки зрения величины (размера), количества или степени.
Закон пропорций применяется в дизайне и флористике для создания гармоничных букетов, композиций.
Эти работы построены на принципах золотого сечения и чисел Фибоначчи, которые уравновешивают различные элементы в целой работе.
Во флористике применяют чаще всего соотношение 2:3, 3:5:8.
Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой — пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках.
При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы.
Обязательно учитывать его на 1-м этапе, при построении всех работ, далее — это правило будет «срабатывать» автоматически.
|
|
Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.
Пропорции в работах:
Измеряем высоту вазы, определяем, сколько частей она будет составлять (1, 2, 3), вычисляем высоту (3 части, 5 частей или 8) будущей композиции через пропорции, отмечаем высоту подручным материалом. При создании букета обычно пропорции строятся относительно места связки, вверх идет 5 частей, вниз 3 части.
При ниспадающих композициях на подставках учитывается его высота, высота ваз2) По длине.
Измеряется длина вазы, или диаметр, и пропорционально вычисляется ширина будущей работы.
3) По высоте и длине.
Работа имеет горизонтальное направление, хотя за основу в расчетах берется высота вазы.
Это соотношение часто называется закон рычага, т.е. чем длиннее отрезок, тем зрительно массивнее должен быть центр тяжести.
Главное - соблюдать оптический баланс, чтобы работа не "запрокидывалась". На иллюстрации - высота вазы 1 часть, длина работы -5 частей.
4) В распределении материала в работе (масса материала). Чаще всего наблюдается в постановке так называемой асимметричной группы, где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположенная 3 части, и дальняя - 5 частей. Соблюдаем в букетах, группируя цветы и листья, в коллажах, в композициях, в венках...
Нашел соотношение цифр математик Леонардо Пизанский (или Фибоначчи) [1].
1: 1: 2: 3: 5: 8: 13: 21:34...
Размер объекта зависит от относительных размеров других объектов в окружающей среде и самой среды. Так, например, крошечная картинка на большой стене выглядит потерянной, в то время как одна большая или группа маленьких смотрятся пропорционально.
Математики разработали несколько методов для определения идеальной пропорции вещей. Наиболее известной системой дозирования является золотое сечение, изобретенное греками.
Золотое сечение - это деление на две неравные части, одна из которых меньше, а другая больше. Отношение большей части к меньшей должно быть равно отношению всей величины к ее большей части.
Ряд Фибоначчи - прогреcсирование целых чисел, где каждое число является суммой двух предыдущих (1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21...). Соотношение между двумя последовательными числами приближенно к золотому сечению. Можно создать привлекательный и гармоничный фрагмент из квадратов, чьи стороны по длине - последовательные числа Фибоначчи; если соединить противоположные края этих квадратов, получим спираль.
Начиная с эпохи Возрождения, несколько художников, архитекторов и дизайнеров использовали золотое сечение в качестве эталона. Это, например, Леонардо да Винчи и Ле Корбюзье. Золотое сечение присутствует и в природе.
Система пропорции может быть полезным инструментом для гармоничной композиции, но интерьеры трехмерные, не плоские, как картины или фотографии. Также нужно иметь в виду, что наше восприятие вещей часто неточно: расстояние, ракурс и даже культурные традиции могут влиять на восприятие окружающей среды и повлиять на пропорцию.
При проектировании интерьера нужно смотреть на пропорциональное соотношение между:
- частями элементов дизайна (предметы мебели)
- несколькими элементами дизайна (расположение мебели)
- элементами и их ограждением (мебель и пространство, в котором она находится)
В общем, если вы чувствуете, что элементы ни слишком малы, ни слишком велики и интерьер выглядит гармонично, то это значит, что вы достигли пропорции.
|
|
Цветочной композиции можно составлять из растений одинаковой высоты или сочетать виды, образующие несколько ярусов. В многоярусную композицию входят, как правило, высокорослые, средневысокие и низкорослые растения. Выбрать гармоничное соотношение высоты растений, входящих в композицию, можно с помощью классического закона «золотой пропорции», используемого в архитектуре и изобразительном искусстве. Суть его заключается в том, что отношение между двумя частями одного отрезка должно быть таким же, как между всем отрезком и его большей частью (3:5=5:8, а:b=b:(а+b)), как показано на рисунке. Применяя этот принцип, легко определить правильные пропорции между высокими, средневысокими и низкими элементами создаваемой группы. По этoму же принципу определяется и расстояние между экземплярами.
Понятие о контрасте и нюансе, цвет композиции.
Флорист будет при составлении работы должен обращать внимание на цветовую гамму и контраст, чтобы достичь следующего:
- богатого напряжения,
- мягкого, тонко согласованного акцентирования,
- экспрессивного воздействия работы, например радостный повод или печальный и т.д.
В зависимости от положения в спекральном кругу различают основные и смешанные цвета. Выбор цвета, его световой интенсивност влияет на эмоциональный мир человека, обогащая или обедняя его.
Иттен выделил основные цвета или цвета 1-го порядка – красный, синий, желтый.
Эти цвета нельзя получить путем смешения других цветов.
Смешивая цвета между собой мы получаем цвета 2-го порядка (оранжевый, зеленый и фиолетовый).
При соединении одного цвета основного и одного цвета первого порядка мы получаем цвета 3-го порядка (желто-оранжевый, сине-фиолетовый, желто-зеленый и т.д.)
В эмоциональном отношении цвета различаются сточки зрения возбуждения и покоя, активноти и покоя.
Активные цвета (красный и желтый) больше привлекают внимания и дольше остаются в памяти, чем пассивные (синий и зеленый).
|
|
К теплым цветам относятся цвета, имеющие красные или желтые оттенки. Среда, в которой используются только холодные оттенки, выглядит безликой, вызывает ощущение холода и пустоты. Теплые тона приближают предметы, холодные отдаляют их. Но злоупотреблять теплыми цветами не стоит.
Сильная яркость возбуждает, воодушевляет человека, ослабленная – успокаивает. Ясная, яркая и гармоничная цветовая композиция пробуждает чувство радости и веселья.
Изменяя световой тон одного и того же цвета, можно изменять восприятие пространства и предметов, увеличивая или умненьшая их. Светлые цвета расширяют простанство, работы выглядят большими. При темных цветах работы- меньше. Это свойсто часто используется для умышленной илюзорной коррекции общего впечатления.
Контрасты используются приоформлении магазинов, витрин, ресторанов, интерьеров, но в тоже время цвета должны быть гармоничными. Учитывается светлота, теплота и насыщенность цвета.
Выделяют:
- дополнительный
- качественный
- теплых/холодных цветов
- сильный
- количественный
Контрасты и гармония цветов:
Сильный контраст образуют между собой цвета первого порядка (красный, желтый и синий). Используются в детских букетах или на выставках, чтобы добиться максимального эффекта. При длительном и интенсивном действии они утомляют глаза, поэтому использовать в больших масштабах и в больших количествах не рекомендуется.
Дополнительный контраст – цвета, лежащие напротив друг друга (желтый и фиолетовый). Нужно использовать в пропорциях (красный и зеленый 1:1, желтый и фиолетовый- ¼: ¾, синий и оранжевый – 2/3: 1/3).
Сильный и дополнительный котраст лучше смотрятся в виде акцетнов в небольших помещениях.
Гармоничное 3-цветное сочетание цветов может быть представлено цветами, которые определяются при вприсывании треугольника в цветовой круг (равносторониий – желтый, красный и синий; равнобедренный – желтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).
Гармоничное 4-цветное сочетание – при вписывании в цветовой круг квадрата (желто-зеленый, оранжевый, скрасно-фиолетовый, синий) или прямоугольника (желто-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).
5-цветное сочетание получается при добавлении к 3-цветному сочетанию черногои белого.
6-цветное сочетание – при вприсывании 6-угольника (желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый).
Гармония родственных цветов – сочетание цветов, которые в цветовомкруге лежат между цветами двумя основными цветами, может учавствовать и один основной цвет (желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый).
Контраст - это различие.
Цвета различаются по их свойствам. При малейшем их различии появляются незначительные отклонения и возникает напряжение в восприятии. Большие различия очень сильно напряжены, и в этом случае мы говорим о полярном контрасте или противоположности. Светлость желтого, например, смотрится рядом с тусклым черным очень выделяющимся. А если желтый стоит рядом со светло-зеленым, его светлость едва ли будет заметной, в глаза бросится только изменение цвета.
Нюанс - это ослабленный контраст, который играет роль оттенка в различиях основного контраста. Главный контраст требует развития, которое реализуется в нюансе. Если основной контраст строится, например, на крупном (заголовок) и мелком (основной текст) шрифтах, то уместно использовать еще один размер шрифта, который слегка отличается от основного, для выделения важных абзацев. Он и будет служить нюансировкой, которая подчеркнет основной контраст и сохранит единство стиля.
При составлении гармонической (нюансной) композиции используют различные оттенки какого-либо одного цвета. Цветовая гамма окраски листьев растений очень многообразна: от серебристо-зеленого до темно-коричневого. Поэтому обычно не составляет труда подобрать несколько видов или сортов растений с листьями различных оттенков одного цвета или близких цветов.
Возможности контрастных цветочной композиции значительно шире. При их составлении можно широко применять пестролистные растения (бегония королевская, диффенбахия, колеус, маранта и др.), используя их для создания цветовых пятен на фоне растений с однородной окраской листьев. Если пестролистные растения составляют основу композиции, подбор контрастных растений требует особого внимания. На беспокойном фоне пестролистных растений отлично выделяются растения с крупными темно-зелеными листьями, но в то же время могут совершенно «потеряться» виды с мелкими листьями.
Выразительные цветочные композиции можно составить, вводя в них цветущие растения, которые будут контрастировать со сдержанным нейтральным фоном декоративно-лиственных растений.
Эффект контрастности можно усилить, сочетая в цветочной композиции растения с разной фактурой листьев и стеблей. Разнообразие фактуры листьев и стеблей растений создает неограниченные возможности для достижения художественного эффекта. Так, листья могут быть гладкими глянцевитыми (фикус, монстера, аспидистра), бархатисто-опушенными (глоксинии, сенполии), складчато-гофрированными (куркулиго).