Важным элементом в деле обеспечения безопасности дорожного движения является четкое определение масштабов и характера этого социального явления, выработка стратегии, образование специальных органов и консолидация усилий в масштабах страны в целях решения проблемы дорожно-транспортного травматизма. Каждая страна должна разработать политику обеспечения безопасности дорожного движения. Национальная политика в данной области должна ставить перед собой реалистичные цели на достаточно протяженный временной период и предусматривать результаты, которые поддаются измерению. Разработка такой национальной политики должна стать основой для определения общенационального плана конкретных действий в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Ключевыми направлениями государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения зарубежными специалистами многих стран признаны:
а) снижение рисков в дорожном движении:
· применение новых подходов к вопросам землепользования;
|
|
· стимулирование перехода с видов транспорта, сопряженных с высоким риском, к более безопасным транспортным средствам, например, предоставление приоритета в движении транспортным средствам, перевозящим большее число пассажиров;
· введение поэтапной системы выдачи водительских удостоверений;
б) создание более безопасной дорожной среды:
· классификация дорог и установление ограничений скорости, соответствующей их функциям;
· разделение, по возможности, моторизованного и безмоторного движения;
· внедрение аудита безопасности в процесс проектирования и строительства дорог;
· оборудование дорог средствами защиты на случай столкновения;
· реконструкция наиболее опасных участков дорожной сети;
в) переход к более совершенным и безопасным транспортным средствам:
· повышение видимости автомобилей на дороге, в том числе путем использования фар ближнего света в светлое время суток;
· совершенствование конструкции транспортных средств, например, оборудование грузовиков спереди, сзади и с боков средствами от подката легковых автомобилей, установка на всех транспортных средствах так называемых «щадящих» для пешеходов и велосипедистов передних бамперов;
· обеспечение защиты водителя и пассажиров удерживающими и надувными устройствами;
· стимулирование эксплуатации «интеллектуальных» транспортных средств, оборудование их системами антиалкогольной блокировки, адаптации скорости, стабилизации торможения, сигнализации, напоминающей о ремнях безопасности и т.п.;
г) обеспечение соблюдения правил дорожного движения:
|
|
· совершенствование надзора за соблюдением установленной скорости движения, использованием ремней безопасности и защитных шлемов, режима труда и отдыха водителей;
· активный контроль трезвости водителей транспортных средств;
· принятие соответствующих законодательных и иных нормативных актов;
· пропаганда в средствах массовой информации;
д) совершенствование системы оказания медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП:
· улучшение порядка оказания неотложной помощи;
· улучшение организации травмолечения в больницах;
· обеспечение реабилитации пострадавших.
В большинстве стран государственная политика нашла свое воплощение в национальных программах снижения уровня аварийности.