По действующей редакции БК РФ (ст. 6) «бюджет» - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Правовая форма бюджета раскрывается в ст. 11 БК РФ, согласно которой федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются
в форме правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Функции: 1) распределительная;2) контрольная;3) стабилизирующая;4) стимулирующая;5) социальная.
Виды: годовой; многолетний;дробный; чрезвычайный (бюджет с особым, более жестким правовым режимом использования средств, основанием для установления которого является введение чрезвычайного положения. БК РФ норм о таком бюджете не содержит); военный;бюджет развития (1998г).
|
|
По территориальному делению: федеральный;региональный;местный
Консолидированный бюджет — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на различных территориях (консолидированный бюджет РФ, консолидированный бюджет СРФ, консолидированный бюджет МО)
Доходы бюджета. Гос доходы - это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимая для функционирования государственных органов.
Согласно ст. 41 БК РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.
К неналоговым доходам относятся доходы:
· от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
· от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в гос. и мун. собственности;
· от платных услуг, оказываемых соответствующими ОГВ, ОМС а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, ОМС;
|
|
· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
· в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
· иные неналоговые доходы.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
· вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
· вывозных таможенных пошлин на газ природный;
· вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.
Расходы бюджета — это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета (ст.6 БК).
Расходы бюджета осуществляются в следующих направлениях:
· содержание органов государственной власти и местного самоуправления, судов и правоохранительных органов;
· обеспечение обороны и безопасности страны;
· обеспечение охраны окружающей природной среды;
· социально-культурная сфера;
· наука; и т.п.
Осуществляет бюджетные расходы — главный распорядитель бюджетных средств.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на:
1. Текущие расходы, обеспечивающие текущее финансирование ОГВ и ОМС, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в форме дотаций и субвенций на текущее фин-ние, а также другие расходы, не включенные в капит. расходы в соответствии с бюджетной классификацией.
2. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, расширенное воспроизводство, проведение капитального (восстановительного) ремонта. При осуществлении этих расходов создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, ее субъектов или мун. образований.
Дефицитбюджета, - превышение расходов над доходами. БК РФ при наличии дефицита требует определения источников его финансирования и соблюдения определённого порядка формирования и исполнения бюджета.
Источники финансирования дефицита государственных бюджетов утверждаются законами о бюджете на очередной финансовый год — соответственно федеральными или региональными, а местных бюджетов — решениями представительных органов МС. Такими источниками могут быть кредиты, полученные от кредитных организация в валюте РФ, бюджетные кредиты, полученные из бюджетов других бюджетов, гос (или мун) займы путём выпуска ценных бумаг и др. БК устан. также и запреты по использованию источников покрытия дефицита бюджета:
· дефицит ФБ не может превышать размер ненефтегазового дефицита ФБ;
· не могут быть ИФ дефицита ФБ кредиты ЦБ РФ, а также приобретение им гос. ценных бумаг РФ при их размещении.