Высшего профессионального образования
«Алтайская государственная педагогическая академия»
Кафедра литературы
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля):
История русской литературы (ХХ век)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УРиИ___________________
"____"______________200_г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине (модулю)
История русской литературы (Русская литература ХХ века)
Специальность
050301.65 «Русский язык и литература»
код наименование
Факультет/институт
филологический
Курс обучения ____4___/_______/________
Семестр ____8___/_______/________
Всего часов по учебному плану: __106_____
В том числе по формам обучения: очная / очно-заочная /заочная
- лекции ___36___/___________/_______
- практикум ___20___/___________/_______
- самостоятельная работа ___50___/___________/_______
Формы итогового контроля знаний:
- зачет ____сем./ ____сем./ ____сем.
- экзамен __8_сем./____сем./ ___сем.
Барнаул
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ:
Цель данной учебной дисциплины – дать целостное представление о русской литературе ХХ века в историческом, методологическом, методическом аспектах.
|
|
Задачи:
– сформировать у студентов систему знаний об основных тенденциях и специфике литературного процесса ХХ века, а также о знаковых для литературы этого периода явлениях (отдельных произведениях, творческих судьбах, направлениях);
– сформировать навыки анализа текстов литературы ХХ века в рамках сравнительно-исторической, формальной, структурно-семиотической, деконструктивистской методологий.
Все вышеперечисленное ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы:
– осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;
– планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;
– использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения; организацию и проведение внеклассных мероприятий;
– дает основания для самостоятельной научной и научно-методической работы;
– позволяет компетентно ориентироваться в художественной и материальной отечественной и культуре, осознавая роль литературы в ней как искусства слова.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:
Студенты, завершившие изучение дисциплины, должны
знать:
– основные феномены в истории русской литературы ХХ века (тексты, группы, школы, направления);
– терминологический минимум для работы с литературой ХХ века;
уметь:
– характеризовать особенности определенного этапа литературного развития;
– устанавливать соответствие литературного произведения поэтике автора, течения, направления;
|
|
владеть навыком:
анализа литературного произведения с учетом возможных контекстов: биографического, литературного, общекультурного.
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Виды учебной работы | Объем дисциплины в часах | Семестры |
Общая трудоемкость | 106 | 8 |
Аудиторные занятия | 56 | 8 |
Лекции | 36 | 8 |
Практические занятия (семинары) | 20 | 8 |
Лабораторные работы | - | |
Самостоятельная работа | 50 | 8 |
Курсовые работы/рефераты | - | |
Вид итогового контроля: экзамен/зачет | экзамен | 8 |
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Разделы дисциплины | Лекции (в час) | Практические занятия, Семинары (в час) | Лабораторные работы (в час) |
Литература ХХ века. Смена кода в русской литературе ХХ века. | - | |||
Литература 20-30-х гг. | ||||
Творчество М. Горького. | ||||
Творчество В. Маяковского. | ||||
Творчество А. Платонова. | - | |||
Творчество Б. Пастернака. | ||||
Творчество М. Булгакова. | ||||
Литература соцреализма. | - | |||
Литература «оттепели». | - | |||
«Семидесятые годы». | ||||
Литература 80-90-х гг. |
4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Литература ХХ века. Смена кода в русской литературе ХХ века.
Философские основания ментальной ситуации в России начала ХХ века. Понятия, онтологически определяющие контекст русской культуры ХХ века. Русский авангард. Философия Ницше.
Новаторская проза модернизма и философия. Возрождение мифа в литературе ХХ века. Мифологическое сознание и мифологический стиль. Принципы прозы ХХ века. Система стиха ХХ века. Приоритетные направления развития теории стихосложения в ХХ веке. Формальная школа и русские формалисты. Экспериментальные опыты над русским стихом.
Типология литературного процесса ХХ века.
2. Литература 20-30-х гг.
Литературная ситуация 20-х гг.Искусство и политика. Понятие «литературной борьбы». Основные группы, их эстетические программы (Пролеткульт, РАПП, «Перевал», «Серапионовы братья», ЛЕФ, ЛЦК). Авангардистская филология: МЛК и ОПОЯЗ. Эстетика и поэтика ОБЭРИУ.
Поэзия 20-30-х гг. Поэты-«пролеткультовцы». Натурфилософия Н. Заболоцкого и поэзия обэриутов. Смена жанровых форм и кризис лирики на рубеже 20-30-х гг.
Типологические разновидности прозы 20-30-х гг.: орнаментальная, сказовая, антиутопическая, историческая, эпическая проза.
Драматургия 20-30-х гг. Пролеткультовский агитационно-массовый театр. Полемика М. Булгакова и В. Маяковского. Революционно - демократическая драма 20-х годов. Театр абсурда.
3. Творчество М. Горького.
Проблемы и противоречия творческой эстетики и поэтики М.Горького. Идеологический контекст раннего творчества. От рассказов к повести («Фома Гордеев», «Трое»). «Выломившийся» герой. Поэтика горьковской драмы («Мещане», «На дне»). Художественная концепция пьесы «На дне». Проблема человека. Богоискательсто и богостроительство Горького. Концепция истории в романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина».
4. Творчество В. Маяковского.
Мифологическая модель мира и человека в дооктябрьском творчестве Маяковского. «Словотворчество В.В.Маяковского в рамках футуризма. Эстетические принципы раннего Маяковского. Специфика художественного образа. Понятие акцентного стиха. Формы выражения авторского сознания в лирике и поэмах В.Маяковского.
5. Творчество А. Платонова.
Художественная философия Платонова в романе «Чевенгур». Странствия в романе, образы-понятия, типы героев. Образы-символы (Вавилонская башня, овраг, гробы и др.) в повести «Котлован». Платонов и философия Н.Федорова. Повесть «Ювенильное море»: тема технического прогресса и человека. Философия любви («Фро», «Возвращение», «Афродита»), «вещество существования» в прозе Платонова, отдельное и общее существование человека.
|
|
6. Творчество Б. Пастернака.
Поэтическая эстетика Б.Пастернака. Философия чуда в пастернаковском образе мира. Искусство как «философия в состоянии экстаза». Закон гармонии в философии в эстетике Б. Пастернака. «Интенциональность» пастернаковской поэтики как основа его многослойной метафоры. «Совокупность спонтанностей» иигровое начало в поэтике Пастернака. Принцип субъективности в поэзии Б. Пастернака. Категориальное поле: Любовь-Природа-Творчество.
7. Творчество М. Булгакова.
Ранний Булгаков. «Белая гвардия» как начало Булгакова-романиста. Архаичность стилевой манеры. Примеры орнаментальности. Основные мотивы романа. «Записки покойника»: два плана повествования. «Театральность» и «театрализация» в романах М.Булгакова. «Мастер иМаргарита» как пример «метаромана».
8. Литература соцреализма.
Социалистический реализм как метод и миф. Культурологический контекст мифа: связь с опытом исторического авангарда, сущностное отличие «культуры 1» и «культуры 2» (В. Паперный). Соцреализм как «стиль Сталин». Роман воспитания как жанровый архетип советского романа. Концепция «нового человека». Неомифологизм.
9. Литература «оттепели».
«Оттепель»: смысл метафоры. Понятие «поэтического бума». «Эстрадная» поэзия (Р. Рождественский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский). «Неоакмеизм» в поэзии (А. Тарковский, Д. Самойлов, Б. Ахмадулина). «Неофициальная» поэзия («лианозовцы», О. Григорьев): от обэриутства к концептуализму.
Проза 60-х гг. Метафора «государство-лагерь» в постсоветской литературе (А. Солженицын, В. Шаламов). Явление «лейтенантской прозы» (Ю. Бондарев, Г.Бакланов, К.Воробьев, В. Быков) в литературе об Отечественной войне.
10. «Семидесятые годы».
«Тихая лирика» и «деревенская проза» в контексте литературы «застоя». Основные концепты. Мифопоэтика. Проблема творческой эволюции В.М. Шукшина.
|
|
Трансформация «положительного героя» в прозе Д. Гранина, Ч. Айтматова. «Городские повести» Ю.Трифонова. Драма человеческого сознания в драматургии А.Вампилова («Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске», «Провинциальные анекдоты»).
Возникновение русского постмодернизма.
11. Литература 80-90-х гг.
Поэзия 80-90-х гг. Концептуализм (Д, Пригов, Л. Рубинштейн) и метареализм (И. Жданов, О. Седакова) как «крайние» течения в поэзии 80-х гг. Поэтический мир И. Бродского.
Проза 80-90-х гг. «Чернуха» и «женская проза». Параметры постмодернистской ситуации. Писатели-постмодернисты (В. Сорокин, Т. Толстая, В. Пелевин, В. Ерофеев, Саша Соколов). Гипотеза о постреализме. Творчество Л. Петрушевской.
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Название | Автор | Вид издания (учебник, учебное пособие) | Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц | Кол-во экз. | Место хране-ния | |
Основная литература | ||||||
Русская литература XX века (1950-1990-е годы): в 2 т. Т. 1. 1953-1968 | Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. | учебное пособие для студентов вузов, рек. УМО | М.: Академия, 2010. – 413 с. | Б-ка АлтГПА | ||
Русская литература XX века (1950-1990-е годы): в 2 т. Т. 2. 1968-1990 | Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. | учебное пособие для студентов вузов, рек. УМО | М.: Академия, 2010. - 686 с. | Б-ка АлтГПА | ||
Современная русская литература (1990-е гг. - начало XXI в.) | под ред. С. И. Тиминой | учебное пособие для студентов вузов, рек. УМО | М.; СПб.: Академия: Филологический факультет СПбГУ, 2010. — 350 с. | Б-ка АлтГПА | ||
Литература с основами литературоведения. Русская литература XX века | Диарова А. А., Иванова Е. В., Серафимова В. Д.; под ред. В. Д. Серафимовой | учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования | М.: Академия, 2011. — 301 с. | Б-ка АлтГПА | ||
История русской литературы XX века: в 4 кн. Кн. 4: 1970-2000 годы | [Л. Ф. Алексеева и др.] | учебное пособие для студентов вузов | М.: Высшая школа, 2008. - 487 с. | Б-ка АлтГПА | ||
Русские писатели ХХ века от Бунина до Шукшина | под ред. Н. Н. Белякова, М. М. Глушкова | учебное пособие | М.: Флинта, 2012. - 222 с. | ЭБС http://www.biblioclub.ru/103338_Russkie_pisateli_KhKh_veka_ot_Bunina_do_Shukshina_Uchebnoe_posobie.html | ||
Русская литература в ХХ веке. Обретения и утраты | Кременцов Л. П. | учебное пособие | М.: Флинта, 2011. - 224 с. | ЭБС http://www.biblioclub.ru/103800_Russkaya_literatura_v_KhKh_veke_Obreteniya_i_utraty_Uchebnoe_posobie.html | ||
Дополнительная литература | ||||||
История русской литературы XX века: в 4 кн. Кн. 1: 1910-1930 годы | [Л. Ф. Алексеева и др.] | учебное пособие для студентов вузов | М.: Высшая школа, 2005. - 366 с. | Б-ка АлтГПА | ||
История русской литературы XX века: в 4 кн. Кн. 2: 1910-1930 годы. Русское зарубежье | [Л. Ф. Алексеева и др.] | учебное пособие для студентов вузов | М.: Высшая школа, 2005. - 316 с. | Б-ка АлтГПА | ||
История русской литературы XX века: в 4 кн. Кн. 3: 1940-1960 годы | [Л. Ф. Алексеева и др.] | учебное пособие для студентов вузов | М.: Высшая школа, 2006. - 407 с. | Б-ка АлтГПА | ||
Современная русская литература, 1950 - 1990-е годы: в 2 т. Т. 1: 1953-1968 | Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. | учебное пособие для студентов вузов | М.: Академия, 2006. – 413 с. | Б-ка АлтГПА | ||
Современная русская литература, 1950 - 1990-е годы: в 2 т. Т. 2: 1968-1990 | Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. | учебное пособие для студентов вузов | М.: Академия, 2006. - 686 с. | Б-ка АлтГПА | ||
Русская литература XX - начала XXI века. Избранные имена и страницы | Горбачев А. Ю. | учебно-методическое пособие | Минск: ТетраСистемс, 2011. - 224 с. | ЭБС http://www.biblioclub.ru/114950_Literatura_russkogo_zarubezhya_1920_1990_Uchebnoe_posobie.html | ||
Русская литература XX - начала XXI века: в 2 т. Т. 1: 1917-1940-е годы | под ред. Л. П. Кременцова | учебное пособие | М.: Академия, 2009. — 523 с. | Б-ка АлтГПА | ||
Русская литература XX - начала XXI века: в 2 т. Т. 2: 1950-2000-е годы | под ред. Л. П. Кременцова | учебное пособие | М.: Академия, 2009. — 493 с. | Б-ка АлтГПА | ||
Русские писатели XX века от Бунина до Шукшина | под ред. Н. Н. Беляковой, М. М. Глушковой | учебное пособие для студентов вузов, аспирантов, преподавателей-филологов | М.: Флинта, 2006 - 439 с. | Б-ка АлтГПА | ||
История русской литературы второй половины XX века | Зайцев В. А., Герасименко А. П. | учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. "Русский язык и литература" | М.: Высшая школа, 2004 - 455 с | Б-ка АлтГПА | ||
Русская драматургия конца XX-начала XXI века | Громова М. И. | учебное пособие для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов, культурологов | М.: Флинта: Наука, 2006. — 363 с. | Б-ка АлтГПА | ||
Русская литература XX - начала XXI века. Избранные имена и страницы | Горбачев А. Ю. | учебно-методическое пособие | Минск: ТетраСистемс, 2011. - 224 с. | ЭБС http://www.biblioclub.ru/114950_Literatura_russkogo_zarubezhya_1920_1990_Uchebnoe_posobie.html | ||
Русский неореализм: идеология, поэтика, творческая эволюция: (Е. Замятин, И. Шмелев, М. Пришвин, А. Платонов, М. Булгаков и др.) | Давыдова Т. Т. | учебное пособие для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов | М.: Флинта: Наука, 2005. — 330 с. | Б-ка АлтГПА | ||
Избранные имена. Русские поэты XX века | под ред. Н. М. Малыгиной | учебное пособие для студентов вузов | М.: Флинта: Наука, 2006. — 289 с | Б-ка АлтГПА | ||
Постмодерн в русской литературе | Эпштейн М. Н. | учебное пособие для студентов вузов | М.: Высшая школа, 2005 - 495 с. | Б-ка АлтГПА | ||
5.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
тексты художественных произведений
ЭК НПБ АлтГПА http://library.uni-altai.ru/
Научная Электронная Библиотека eLIBRARY http://www.elibrary.ru (свободный доступ)
Электронная библиотека диссертаций РГБ http://diss.rsl.ru/ (доступ в НПБ АлтГПА)
ЭБС «Университетская библиотека онлайн» http://www.biblioclub.ru/ (доступ свободный при регистрации в НПБ АлтГПА)
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно") http://window.edu.ru/window/library (свободный доступ)
Справочная правовая система КонсультантПлюс (доступ в НПБ АлтГПА)
Справочная правовая систем Гарант (доступ в АлтГПА)