СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | ||
Преамбула | ||
Нормативная основа аттестации педагогических работников | ||
Ценностно-целевое назначение экспертизы профессиональной деятельности учителя | ||
Процедура экспертизы профессиональной деятельности учителя | ||
Первый этап экспертизы профессиональной деятельности учителя | ||
Второй этап экспертизы профессиональной деятельности учителя | ||
Пакет заданий №1 | «Реализация образовательной программы в соответствии с особенностями контингента обучающихся» | |
Пакет заданий №2 | « Построение образовательного процесса, направленного на достижение учащимися целей образовательной программы» | |
Пакет заданий №3 | «Установление взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса в ходе реализации образовательных программ» | |
Пакет заданий №4 | «Создание среды реализации образовательной программы (образовательной среды образователь-ной организации, предметной среды учебной дисциплины) и использование ее возможностей в образовательной процессе» | |
Третий этап экспертизы профессиональной деятельности учителя | ||
Ожидаемые социальные эффекты и возможные риски | ||
Библиография |
ПРЕАМБУЛА
Возрастающая роль образования в развитии современной экономики и общества актуализирует внимание к качеству профессиональной деятельности педагогических кадров, профессионализму учителя. В настоящее время формируется более широкое видение профессиональной деятельности учителей, как профессионалов способных реально изменять окружающий мир к лучшему; складывается понимание, что ожидаемое от учителя качество работы должно требует изменений в профессиональной деятельности, адекватных вызовам времени и повышению ответственности за результаты работы школы. Профессиональная деятельность учителя требует постоянного обновления и совершенствования мастерства учителей, развития имеющегося опыта, повышения уровня своей компетентности. Одним из важнейших средств, способствующих решению этих задач, является аттестация учителей.
В Российской Федерации аттестация учителей организуется региональными органами управления образованием в соответствии с порядком проведения аттестации педагогических работников, вступившим в силу 01 января 2011 года. В письме Минобрнауки от 15 августа 2011 г. № № 03-515/59 «Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» указано, что, как показывает опыт большинства регионов, аттестация педагогического работника для установления ему первой квалификационной категории проводится на основе обследования карты результативности педагогической деятельности и анализа видеоуроков (видеозанятий) или мультимедийных презентаций.
В различных регионах сложился свой опыт проведения этих процедур, однако, развитие сферы образования и усложнение профессиональной педагогической деятельности актуализирует задачу концептуального обновления содержания и организационных моделей аттестации педагогических работников.
Предлагаемые концептуальные материалы разработаны в логике компетентностного подхода к образованию, понимаемого как развитие и оценка различных компетентностей через решение субъектом соответствующих задач. Концепция аттестации учителей предусматривает проведение аттестуемым педагогом самообследования профессиональной деятельности и решение профессиональной задачи, сформулированной в формате обобщенной проблемной ситуации, решение которой требует проявления субъектом определённых личностных и деловых (профессиональных) качеств.
НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА
АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
В общем смысле под аттестацией (лат. Attestatio – свидетельство) подразумевается проверка и подтверждение компетентным органом готовности работника к исполнению трудовых функций определенного содержания и уровня сложности.
Аттестация педагогических работников – это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности. Целью аттестации педагогов является стимулирование роста квалификации и профессионализма педагогического труда, развитие творческой инициативы, а также обеспечение социальной защищенности педагогов в условиях рыночных экономических отношений путем дифференциации оплаты труда. В соответствии с целью, основной задачей аттестации является присвоение педагогу квалификационной категории в соответствии с уровнем его профессионализма. Таким образом, аттестация – это процедура добровольной оценки соответствия квалификации педагогического работника требованиям, содержащимся в Едином квалификационном справочнике и требованиям, предъявляемым профессиональным стандартом педагога.
В соответствии с действующим Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.
Задачами аттестации являются:
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
- повышение эффективности и качества педагогического труда;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
- обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
Концептуальные материалы для проведения аттестации педагогических работников (учителей) разработаны с учетом следующих документов:
- Приказ Минобрнауки от 24 марта 2010 г. №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.
- должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
- Приказ Минтруда и соцзащиты от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”.
- Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".