ТЕМА 17. Требования к современному руководителю

Функции руководителя

Руководитель осуществляет важнейшую функцию управления – руководство.

Результат труда руководителя – решение, т.е. специфический вид информации, направляющий функционирование и развитие трудового коллектива.

Предпосылки возрастания роли руководителя:

Ø количественные и качественные изменения в производстве;

Ø длительность хозяйственных процессов;

Ø возрастание роли неэкономических факторов (хозяйственных, политических, социальных, психофизических);

Ø рост объема знаний;

Ø повышение культурного и образовательного уровней сотрудников.

Руководитель осуществляет следующие функции: производственные, экономические, организаторские.

Производственные функции руководителя: обеспечение нормального, скоординированного, ритмичного хода производства (исследований, разработок) и непрерывное, систематическое повышение эффективности производства.

Экономические функции: анализ хозяйственной деятельности, мобилизация резервов, выявление слабых мест в управлении, совершенствование управления, планирование.

Организаторские функции:

- объединение усилий работников в коллективе, обеспечение эффективного управления;

- постановка общих задач перед коллективом, включающих в себя текущие перспективы, локальные задачи, взаимосвязанные и согласованные друг с другом, и распределение их по подразделениям;

- определение путей решения поставленных задач, руководство разработкой планов социально–экономического развития, коллективный выбор путей и средств их решения, определение конечных результатов;

- руководство формированием систем управления (структура, кадры, техника);

- организация работы аппарата управления, разработка, принятие, реализация различных управленческих решений, расстановка работников, побуждение их к деятельности, координация деятельности, контроль.

Требования к руководителю:

Ø нравственные;

Ø профессиональная компетентность;

Ø социально–психологические;

Ø организаторские;

Ø интеллектуально–волевые;

Ø педагогические.

Нравственные требования включают:

- ответственность, добросовестность, честное отношение к делу;

- участие в общественной жизни;

- дисциплинированность – внутреннюю потребность работника действовать в соответствии с правилами, установленными в обществе;

- человечность – чуткое и внимательное отношение к людям, к их нуждам;

- требовательность, строгий контроль за соблюдением дисциплины;

- справедливость, умение делать объективную оценку работе членов коллектива;

- скромность, простота и доступность в общении с окружающими.

Профессиональная компетентность – способность принимать решения и проводить их в жизнь на основе наиболее полного владения передовыми знаниями, формами и методами работы.

Компетентность предполагает наличие:

- знаний;

- умений;

- навыков, их квалифицированное применение при решении задач, стоящих перед коллективом;

- знания законодательства по вопросам организации труда, повышения квалификации, быта членов коллектива;

- знания принципов состязательности в труде, методов организации совместной работы, оценки, расстановки и воспитания членов коллектива.

Социально–экономические качества:

- чувство коллективизма – вера в силу и возможности коллектива;

- общительность (коммуникабельность) умение вступать в контакт с людьми;

- культура общения – умение кратко, ясно и четко выразить свои мысли, умение слушать собеседника и уважать его мнение;

- самообладание – умение сохранять спокойствие и рассудительность в экстремальных ситуациях.

Интеллектуально – волевые качества:

- умение видеть назревшие проблемы, четко их формулировать, своевременно принимать меры по их решению;

- чувство нового – умение видеть перспективу развития коллектива, активно участвовать в нововведениях и содействовать новаторству членов коллектива;

- творческий подход к делу – умение мыслить и решать проблемы коллектива нестандартно;

- инициативность и решительность – способность пойти на риск, самостоятельно, оперативно и правильно принимать решения, умение взять на себя ответственность за действие коллектива;

- настойчивость – способность доводить все до конца, устранять преграды.

Организаторские качества:

- деловитость – стремление опираться на точное знание фактов, действительное положение дел, умение оперативно и четко проводить деловые беседы, собрания;

- целеустремленность – умение сконцентрировать силы и ресурсы коллектива на достижениях поставленных целей;

- предприимчивость – своевременность в оценке меняющихся ситуаций, принятие и реализация новых решений;

- распорядительность – способность своевременно и ясно ставить задачи, фиксировать их, обязательно контролировать их исполнение;

- организаторское чутье – умение разбираться в людях, налаживать организаторскую работу, выявлять психологические особенности подчиненных, учитывая их при расстановке кадров;

- общественная энергичность – способность заражать подчиненных своей энергией и уверенностью в успешном выполнении задач, активизировать их деятельность;

- умение планировать и организовывать свой труд, распределять силы и время, регламентировать трудовой день.

Педагогические качества:

- умение воспитывать подчиненных целеустремленно не навязчиво, устранять отрицательные и закреплять положительные качества;

- способность налаживать и поддерживать дисциплину подчиненных, правильно и своевременно применять меры поощрения и наказания;

- умение создавать в коллективе атмосферу взаимопомощи;

- умение воспитывать личным примером ответственного отношения к труду;

- умение подготовить и прочитать лекцию, доклад, провести собеседование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: