Функции руководителя
Руководитель осуществляет важнейшую функцию управления – руководство.
Результат труда руководителя – решение, т.е. специфический вид информации, направляющий функционирование и развитие трудового коллектива.
Предпосылки возрастания роли руководителя:
Ø количественные и качественные изменения в производстве;
Ø длительность хозяйственных процессов;
Ø возрастание роли неэкономических факторов (хозяйственных, политических, социальных, психофизических);
Ø рост объема знаний;
Ø повышение культурного и образовательного уровней сотрудников.
Руководитель осуществляет следующие функции: производственные, экономические, организаторские.
Производственные функции руководителя: обеспечение нормального, скоординированного, ритмичного хода производства (исследований, разработок) и непрерывное, систематическое повышение эффективности производства.
Экономические функции: анализ хозяйственной деятельности, мобилизация резервов, выявление слабых мест в управлении, совершенствование управления, планирование.
|
|
Организаторские функции:
- объединение усилий работников в коллективе, обеспечение эффективного управления;
- постановка общих задач перед коллективом, включающих в себя текущие перспективы, локальные задачи, взаимосвязанные и согласованные друг с другом, и распределение их по подразделениям;
- определение путей решения поставленных задач, руководство разработкой планов социально–экономического развития, коллективный выбор путей и средств их решения, определение конечных результатов;
- руководство формированием систем управления (структура, кадры, техника);
- организация работы аппарата управления, разработка, принятие, реализация различных управленческих решений, расстановка работников, побуждение их к деятельности, координация деятельности, контроль.
Требования к руководителю:
Ø нравственные;
Ø профессиональная компетентность;
Ø социально–психологические;
Ø организаторские;
Ø интеллектуально–волевые;
Ø педагогические.
Нравственные требования включают:
- ответственность, добросовестность, честное отношение к делу;
- участие в общественной жизни;
- дисциплинированность – внутреннюю потребность работника действовать в соответствии с правилами, установленными в обществе;
- человечность – чуткое и внимательное отношение к людям, к их нуждам;
- требовательность, строгий контроль за соблюдением дисциплины;
- справедливость, умение делать объективную оценку работе членов коллектива;
- скромность, простота и доступность в общении с окружающими.
|
|
Профессиональная компетентность – способность принимать решения и проводить их в жизнь на основе наиболее полного владения передовыми знаниями, формами и методами работы.
Компетентность предполагает наличие:
- знаний;
- умений;
- навыков, их квалифицированное применение при решении задач, стоящих перед коллективом;
- знания законодательства по вопросам организации труда, повышения квалификации, быта членов коллектива;
- знания принципов состязательности в труде, методов организации совместной работы, оценки, расстановки и воспитания членов коллектива.
Социально–экономические качества:
- чувство коллективизма – вера в силу и возможности коллектива;
- общительность (коммуникабельность) умение вступать в контакт с людьми;
- культура общения – умение кратко, ясно и четко выразить свои мысли, умение слушать собеседника и уважать его мнение;
- самообладание – умение сохранять спокойствие и рассудительность в экстремальных ситуациях.
Интеллектуально – волевые качества:
- умение видеть назревшие проблемы, четко их формулировать, своевременно принимать меры по их решению;
- чувство нового – умение видеть перспективу развития коллектива, активно участвовать в нововведениях и содействовать новаторству членов коллектива;
- творческий подход к делу – умение мыслить и решать проблемы коллектива нестандартно;
- инициативность и решительность – способность пойти на риск, самостоятельно, оперативно и правильно принимать решения, умение взять на себя ответственность за действие коллектива;
- настойчивость – способность доводить все до конца, устранять преграды.
Организаторские качества:
- деловитость – стремление опираться на точное знание фактов, действительное положение дел, умение оперативно и четко проводить деловые беседы, собрания;
- целеустремленность – умение сконцентрировать силы и ресурсы коллектива на достижениях поставленных целей;
- предприимчивость – своевременность в оценке меняющихся ситуаций, принятие и реализация новых решений;
- распорядительность – способность своевременно и ясно ставить задачи, фиксировать их, обязательно контролировать их исполнение;
- организаторское чутье – умение разбираться в людях, налаживать организаторскую работу, выявлять психологические особенности подчиненных, учитывая их при расстановке кадров;
- общественная энергичность – способность заражать подчиненных своей энергией и уверенностью в успешном выполнении задач, активизировать их деятельность;
- умение планировать и организовывать свой труд, распределять силы и время, регламентировать трудовой день.
Педагогические качества:
- умение воспитывать подчиненных целеустремленно не навязчиво, устранять отрицательные и закреплять положительные качества;
- способность налаживать и поддерживать дисциплину подчиненных, правильно и своевременно применять меры поощрения и наказания;
- умение создавать в коллективе атмосферу взаимопомощи;
- умение воспитывать личным примером ответственного отношения к труду;
- умение подготовить и прочитать лекцию, доклад, провести собеседование.