Урок по теме «Отдел Голосеменные»
Цель: познакомиться с местообитанием, строением, размножением, значением голосеменных растений.
Задачи:
Обучения: познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения голосеменных как высших семенных растений; показать преимущества размножения семенами перед размножением спорами. Показать значение голосеменных в природе и жизни человека, изучить представителей голосеменных, произрастающих в нашей местности.
Развития: продолжить развитие умение наблюдать, сравнивать, делать выводы; совершенствовать навыки самостоятельной работы с натуральными объектами.
Воспитания: продолжить воспитание бережного отношения к природе, воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету, формировать культуру общения, коммуникативные качества.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, побеги сосны, ели, коллекции голосеменных растений и их шишек, лупы, сигнальные карточки, тесты, рабочие листы.
Методы обучения:
словесные, наглядные, работа в парах, самостоятельная работа с учебником, решение биологических задач с использованием технологии ТРИЗ, сообщения учащихся, лабораторная работа.
|
|
Межпредметные связи: ИЗО (использование репродукций картин И.И. Шишкина)
Ход урока
Организационный момент
Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учителя и ученика.
Приветствуют учителя
Проверка знаний учащихся.
Выберите правильный ответ.
Вариант 1
1. К папоротникообразным не относится:
А) хвощ
Б) плаун
В) сфагнум
2. Какие признаки характерны для папоротников:
А) наличие слоевища, ризоидов
Б) наличие стебля, листьев
В) наличие стебля, листьев, корня.
3. У взрослого растения папоротника образуются:
А) споры
Б) яйцеклетки
В) сперматозоиды
4. Вода необходима папоротникам для:
А) передвижения
Б) размножения
В) дыхания
5. Правильная последовательность стадий развития папоротника:
А) взрослое растение – заросток – споры - проросток
Б) взрослое растение – споры – заросток – проросток
В) заросток – споры – взрослое растение – проросток
Выберите правильный ответ.
Вариант 2
1. К папоротникообразным относится:
А) кукушкин лён
Б) плаун
В) риччия
2. Вайями называют:
А) корневища папоротников
Б) побеги папоротников
В) рассечённые листья папоротников
3.Что развивается у папоротников в спорангиях:
А) семена
Б) пыльца
В) споры
4. В каких условиях растут папоротникообразные:
А) где холодно и влажно
Б) где сухо и солнечно
В) во влажных и тенистых местах
|
|
5. Древние папоротники образуют залежи:
А) гранита
Б) каменного угля
В) торфа
Ответы: Вариант 1
Вариант 2
Взаимопроверка
Выставление отметки.
+ + + + + «5»
+ + + + «4»
+++ «3»
Слайд № 1
Актуализация знаний
Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению нового отдела растений. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока на слайде. Вы сами, с помощью моих подсказок предположите, о чем пойдет речь.
Демонстрация картины И.И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем».
На берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов стоит небольшой город Елабуга. Здесь, в семье небогатого купца родился Иван Иванович Шишкин – будущий выдающийся русский пейзажист. Суровая и мощная природа Приуралья, величественная красота сосновых боров и рощ покорили юного Шишкина.
Он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни.
Перед нами картина Шишкина. Художник воспевает в ней красоту родной земли, неповторимую прелесть русской природы. Красота и величественность сосновых лесов вдохновляла художника, влияла на его настроение. С полотен Ивана Ивановича Шишкина подлинный русский лес впервые зашумел, задышал (слайд 2).
Ребята, какие деревья изобразил И.И. на своей картине? (сосны). Правильно. Картина И.И. Шишкина так и называется «Сосновый лес». А вот еще одна картина этого автора (слайд 3). Какие деревья на ней изображены? (ели) Молодцы! Картина называется «Еловый лес».
Учитель: Как вы думаете, о каких растениях сегодня пойдет речь?
Учитель: Правильно. Их еще называют голосеменными растениями.
Учитель предлагает сформулировать тему урока ученикам.
Спасибо, за ваши варианты формулировки темы. Но я предлагаю назвать урок так: «Отдел Голосеменные» (Записать в Рабочий лист)
Просматривают Слайд 2,3
в презентации урока
Ученик: Сосны
Ученик: Ели
Ученик: о хвойных растениях.
О вечнозеленых растениях.
О растениях, которые не цветут.
Учащиеся обсуждают в парах тему предлагают свои формулировки.
Слайд № 4
Мотивация и целеполагание урока
Учитель предлагает учащимся:
Попробуйте сформулировать вопросы. (Задание 1 в Рабочем листе)