Оценка экономического эффекта внедрения предложений

Для оценки эффективности необходимо рассчитать капитальные затраты, эксплуатационные затраты, определить прирост прибыли (экономию) и рассчитать эффективность.

Расчет капитальных затрат. В капитальные затраты по внедрению программного продукта входят следующие статьи затрат:

  • расчет затрат на приобретение программного продукта;
  • расчет затрат на установку и настройку программного продукта;
  • расчет затрат на обучение работников;

Расчет затрат на приобретение программного продукта. Для оценки эффективности внедрения информационной системы необходимо определить подразделения и количество пользователей данной системы. Отобразим ключевые подразделения и количество пользователей ниже (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1 – Количество необходимых пользователей Галактика BI на предприятии

Наименование места (подразделения) Количество рабочих мест
Дирекция предприятия 2 пользователей
Бухгалтерия 3 пользователя
Отдел маркетинга 3 пользователя
ПЭО 3 пользователя
Торгово-производственный комплекс 4 пользователя
ИТОГО: 15 пользователей

Из представленных данных видно, что на предприятии необходимо автоматизировать 15 рабочих мест. Исходя из этого стоимость решения будет равна 3,043 тыс. руб.

Закупка компьютеров производится не будет, т.к. на предприятии (в ключевых отделах) компьютеры установлены. Однако будет произведена закупка одного сервера для обеспечения работы программного продукта. Стоимость сервера составляет 0,569 тыс. руб.

Теперь рассмотрим основные статьи затрат по его внедрению.

Расчет затрат на установку и настройку программного продукта. Для расчета по настройке сети для работы системы и настройки системы Галактика BI для 15 пользователей использовались следующие данные: 1 час работы наладчика составляет 12 руб., в среднем на настройку системы на одном компьютере необходимо 4 часа.

Исходя из этого на настройку системы необходимо = 12 × (4×15) = 720 руб.

На установку клиент-сервера необходимо затратить 36 часов времени. Оплата одного часа работы на установку и настройку клиент-сервера 12 руб. Исходя из этого затраты составят = 12 × 36 = 432 руб.

Расчет затрат на обучение работников. На обучение работе с системой необходимо провести курсы. Оплата за 1 час курсов составляет 10 руб. Одновременно могут обучаться 8 чел. Всего необходимо обучить 15 работников. Продолжительность курсов составляет 36 часов. В итоге = 10 × 36 × 2 = 720 руб.

Исходя из произведенных расчетов в таблице 3.2. представим итоговые данные по расчету единовременных (капитальных) затрат на внедрение программного продукта Галактика BI в течение 4 кв. 2017 года.

Таблица 3.2 – Итоговые данные по расчету единовременных (капитальных) затрат, тыс. руб.

Статьи затрат Сумма
Стоимость программного продукта Галактика BI 3,043
Настройка сети для работы системы и настройка системы Галактика BI для 15 пользователей 0,72
Установка клиент-сервера 0,432
Закупка сервера для работы программного продукта 0,569
Обучение персонала работе с системой 0,72
Всего 5,48

Следовательно, общая сумма единовременных затрат составляет 5,48 тыс. руб.

Расчет эксплуатационных затрат. В эксплуатационные затраты по обслуживанию программного продукта входят следующие статьи затрат:

  • расчет затрат на оплату труда администратора;
  • расчет затрат на электроэнергию;
  • расчет амортизационных отчислений;
  • расчет затрат на обслуживание программного комплекса компанией разработчиком;
  • расчет затрат на приобретение аксессуаров.

Расчет затрат на оплату труда администратора. Затраты на оплату труда администратора определяем исходя из данных в таблице 3.3.

Таблица 3.3 – Исходные данные для расчета оплаты труда администратора

Показатель Обозначение Единица измерения Значение
Количество работников Ч чел.  
З/п одного работника з/п руб.  
Норма доплаты к з/п Нд %  

 

Тогда затраты на оплату труда определим по следующим формулам:

 

Зот` = (з/п + з/п × Нд) × 12 × Ч, (3.1)

 

Итого затраты на оплату труда составляют:

Зот` = (426+ 426 × 0,15) × 12 = 5,879 тыс. руб.

Определим начисления на заработную плату:

- отчисления в фонд социальной защиты населения (34%)

Нфсзн` = 5,879 × 0,34 = 1,998 тыс. руб.;

- отчисления страховых платежей от несчастных случаев – 0,6%

Ндр = 5,879 × 0,006 = 0,035 тыс. руб.

Итого сумма отчислений из заработной платы составляет:

Нзп = 1,998 + 0,35 = 2,033 тыс. руб.

Итого затраты на оплату труда (включая налоги) = 5,879+2,033= 7,912 тыс. руб.

Расчет затрат на электроэнергию. Произведем расчет затрат на электроэнергию для сервера. Затраты на потребляемую электроэнергию определим по формуле:

Зэл = Ц × М × t × Фэ, (3.2)

где Ц - стоимость 1 кВт электроэнергии (0,30858 руб.);

М - потребляемая мощность ПЭВМ (0,5 кВт);

t - время работы в день (9 ч);

Фэ – годовой фонд времени (259 дня);

Зэл = 0,30858 × 0,5 × 9 × 259 = 359,65 руб.

Расчет амортизационных отчислений. Расчет амортизационных отчислений производится

За = Кп х На, (3.3)

где За - сумма амортизационных отчислений;

Кп - затраты на приобретение оборудования;

На - норма амортизации.

Норму амортизации возьмем в размере 30 %, сумма амортизационных отчислений составит (для расчета амортизации берутся затраты на закупку сервера, которые составляют 0,569 тыс. руб.):

За = 0,569 × 0,3 = 0,171 тыс. руб.

Расчет затрат на обслуживание программного комплекса компанией разработчиком. Дополнительные текущие затраты представим в таблице 3.4. Данные затраты были предоставлены компанией производителем программного обеспечения.

Таблица 3.4 – Расчет текущих затрат

Статьи затрат Сумма, тыс.руб.
Обслуживание программы (обновление) 0,63
Обслуживание сети 0,18
Абонентское обслуживание 0,135
Контроль качества 0,069
Настройка и доработка типовых конфигураций 0,232
Всего 1,246

Расчет затрат на приобретение аксессуаров. Затраты на аксессуары (Зак) = 0,079 тыс. руб.

Итого эксплуатационные затраты по функционированию и обслуживанию сети и внедренного программного обеспечения составят (таблица 3.5)

 

Таблица 3.5 – Эксплуатационные затраты по функционированию и обслуживанию сети и внедренного программного обеспечения, тыс. руб.

Статьи затрат Сумма
Затраты на оплату труда администратора 7,912
Затраты на электроэнергию 0,359
Амортизационные отчисления 0,171
Затраты на обслуживание программного комплекса компанией разработчиком 1,246
Затраты на приобретение аксессуаров 0,079
Всего 9,77

Итого общие эксплуатационные затраты по функционированию и обслуживанию сети и внедренного программного обеспечения составят 9,77 тыс. руб.

Расчет выгоды от внедрения программного продукта и локальной сети. Функциональные возможности системы позволяют автоматизировать основные учетно-управленческие задачи предприятия, в том числе:

  • складской учет;
  • управление сбытом и снабжением;
  • расчеты с поставщиками и получателями;
  • кассовые и финансово-расчетные операции;
  • учет малоценных и быстро изнашиваемых предметов;
  • учет мат. ценностей;
  • учет основных средств;
  • учет нематериальных активов;
  • формирование бухгалтерской отчетности;
  • расчет налоговых отчислений;
  • учет векселей и кредитов;
  • управление бюджетами;
  • оперативное управление финансами;
  • учет фактических затрат;
  • учет матценностей в производстве;
  • прочее.

Выгоды от внедрения программного продукта.

  • повышение уровня и количества продаж предприятия (выражается в увеличении валового дохода за минусом отчислений) на 0,2% (взят минимальный процент) за счет более оперативных и качественных маркетинговых исследований, более полной информации о рынках сбыта и их возможностях;
  • сокращение себестоимости с 73,6% до 73,5% за счет повышения объемов продаж предприятия (эффект «масштаба продаж» и повышения эффективности принятия управленческих решений;
  • сокращение расходов на реализацию на 0,01% и управленческих затрат на 0,01%

В таблице 3.6 представим выгоды от внедрения системы интеллектуального принятия решений (были взяты минимальные изменения значений эффективности (данные взяты из таблиц 2.1).

 

Таблица 3.6 – Выгоды от внедрения экспертной системы, тыс. руб.

Наименование Значение показателя Прирост
До внедрения После внедрения
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг 52392,9 52497,69 104,79
Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг 38562,5 38585,80 23,30
Валовая прибыль 13830,4 13911,89 81,49
Управленческие расходы 1516,1 1513,88 -2,22
Расходы на реализацию   2343,44 -0,56
Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг 9970,3 10054,57 84,27

 

Из расчета в таблице видно, что объем реализации возрастет на 104,79 тыс. руб., а себестоимость вырастет на 23,3 тыс. руб.

Расчет эффекта от внедрения системы. Основным показателем эффективности внедрения адаптивной информационной системы будет выступать прирост прибыли.

Прирост?П прибыли от реализации равен

?П =?В -?С -?Ур -?Рр - ЭЗ, (3.4)

где?В – прирост выручки, тыс. руб.;

?С – прирост себестоимости, тыс. руб.;

?Рр – прирост расходов на реализацию, тыс. руб.

ЭЗ – эксплуатационные затраты по функционированию отдела маркетинга и его автоматизации, тыс. руб.

Итого прирост прибыли?П = 104,79 – 23,3 – (-2,22) – (-0,56) – 9,77 = 74,5 тыс. руб.

Далее рассчитаем чистую прибыль Пч, тыс. руб., которая определяется как разница между прибылью и налогом на прибыль Нп, по формуле (3.5):

НП = П × 0,18 (3.5)

где НП - налог на прибыль (18%), тыс. руб.;

НП = 74,5 × 0,18 = 13,41 тыс. руб.

Пч = 74,5 – 13,41 = 61,09 тыс. руб.

Теперь для расчета эффективности внедрения экспертной системы на предприятии составим проект. При расчете экономического эффекта от внедрения предложенных мероприятий используются показатели ЧДД, срока окупаемости и ВНД.

Проект будет рассчитан на 2 года с разбивкой по кварталам. Норма дисконта (Е) берется из расчета ставки рефинансирования 11% плюс 5% и равна 16% годовых или 4% в квартал. Денежные средства будут привлечены из собственных фондов.

Рассчитаем срок окупаемости капитальных вложений. Капитальные вложения окупаются за счет притока прибыли и амортизационных отчислений. Сумма этих двух показателей даст чистый финансовый поток ЧФП, тыс. руб.

ЧФП = Пч + А (3.6)

где А - амортизационные отчисления, тыс. руб.;

Пч – чистая прибыль.

ЧФП = 61,09 + 0,171 = 61,26 тыс. руб.

Таким образом срок окупаемости Т, лет, определится по формуле:

Т = К / ЧФП, (3.7)

где К – капитальные вложения, тыс. руб.;

Т = 5,48 / 61,26 = 0,09 года.

Приведем годовой прирост прибыли и амортизации к начальному периоду. Чистый дисконтируемый финансовый поток ЧДФП определяется по формуле (3.8):

ЧДФП = (Пч+А) × Lt, (3.8)

где Lt – коэффициент дисконтирования.

ЧДФП = (61,26) × 1 = 61,26 тыс. руб.

Коэффициент дисконтирования определяется следующим образом по формуле (3.9):

Lt = 1: (1 + i)^t, (3.9)

где i – годовая ставка дисконтирования, так расчет ведется в тыс. руб., то примем 0,16. Для расчета дисконтирования по кварталам ставку дисконтирования (0,16) надо разделить на 4;

t – номер года, результаты и затраты которого приводятся к расчетному.

Lt = 1 / (1 + 0,04)^0 = 1; Lt = 1 / (1 + 0,04)^1 = 0,96;

Lt = 1 / (1 + 0,04)^2 = 0,92; Lt = 1 / (1 + 0,04)^3 = 0,89;

Lt = 1 / (1 + 0,04)^4 = 0,85;

Чистый финансовый поток в квартал = 61,26: 4 = 15,32 тыс. руб.

Чистый дисконтированный доход (ЧДД) как правило, рассчитывается при постоянной ставке дисконтирования на время реализации проекта.

ЧДД = ∑(Sn - Cn) х 1/(1+i), (3.10)

где Sn – результаты (доходы) на n-ом шаге расчета;

Cn – затраты на n-ом шаге расчета;

i – ставка (норма) дисконта.

В таблице 3.7 представим расчет эффективности внедрения системы интеллектуального принятия решений.

 

Таблица 3.7 – Расчет эффективности внедрения системы интеллектуального принятия решений, тыс. руб.

Наименование показателя Значение показателя по годам
   
4 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Сумма капвложений, млн. руб. 5,48 - - - -
Чистый финансовый поток, млн. руб. -5,48 15,32 15,32 15,32 15,32
Расчетный квартал          
Коэффициент дисконтирования 1,00 0,96 0,92 0,89 0,85
Чистый дисконтированный финансовый поток, млн. руб. - 14,73 14,16 13,62 13,10
Экономический эффект нарастающим итогом -5,48 9,25 23,41 37,03 50,13
Итого ЧДД 50,13
Срок окупаемости 1,37
ВНД 278%

 

Из таблицы 3.7 видно, что ЧДД нашего проекта равен 50,13 тыс. руб., что является высоким показателем для это вида проекта. Так как ЧДД больше нуля – проект внедрения системы интеллектуального принятия решений эффективен.

Рентабельность (соотношение «затраты-выгоды») PI определяются как отношение всей суммы дисконтированных доходов по проекту А к сумме дисконтированных инвестиционных затрат К, выраженное в процентах.

PI = (ЧДД-К)/К (3.11)

PI = (50,13 – 5,48): 5,48? 100 = 8,14

Как видно из таблицы 3.7 затраты на внедрения системы интеллектуального принятия решений окупятся в 1 квартале 2018 г.

Для наглядного представления построим график (рисунок 3.1), где по оси х – рассматриваемый период от 2017 до 2018 года, а по оси у – тыс. руб.

Срок окупаемости – минимальный временной интервал (от начала осуществление проекта), за пределами которого интегральный эффект (ЧДФД) становится не отрицательным. Иными словами это – период времени (2017 – 2018гг.), после которого первоначальные вложения и другие затраты покрываются суммарными результатами его осуществления.

Рисунок 3.1 – Анализ экономического эффекта нарастающим итогом

Было предложено внедрение адаптивной информационной системы Галактика прогресс.

Надо принять к сведению, что условия брались не самые выигрышные, но все же срок окупаемости очень мал. Проект окупится через 1,37 кв., и в дальнейшем будет приносить прибыль.

Из рисунка 3.1 видно, что срок окупаемости определяется с использованием дисконтирования, чистый дисконтированный финансовый поток в 1 квартале (2017 г.) находится в минусе (-5,48 тыс. руб.), зато в 1 квартале 2018 г. проект окупится (9,25 тыс. руб.), и будет приносить прибыль от внедрения системы интеллектуального принятия решений.

В результате предложенных мероприятий и проведенного расчета эффективности видно, что данные предложения эффективны т.к. проект является окупаемым исходя из того, что ЧДД нашего проекта равен 50,13 тыс. руб., рентабельность (соотношение «затраты-выгоды») PI = 8,14, затраты на внедрения системы интеллектуального принятия решений окупятся в 1 квартале 2018 г. или через 1,37 кв., и в дальнейшем будет приносить прибыль.

Заключение

Исходя из проведенного в курсовой работе анализа, можно сделать следующие выводы:

Выводы по первой главе:

1. Экономические методы управления в менеджменте – это совокупность средств и инструментов, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на внутренние переменные предприятия. Экономический механизм менеджмента включает основные функции и методы управления хозяйственной деятельностью предприятия. Экономические методы управления и экономический механизм менеджмента ориентированы на создание условий для развития предприятия при организации производства и сбыта продукции и услуг на рынке. Взаимодействие экономических методов с основными функциями менеджмента осуществляется не на прямую, а через условия достижения ожидаемого результата.

2. Основными рынками сбыта продукции ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» являются: рынок Витебской и Минской области, а также рынки прилегающих областей. Основную часть потребителей представляют потребители Минской области (52%).

3. Основными потребителями продукции (комбикорма) предприятия являются с/х организации, птицефабрики, рыбные хозяйства, комплексы по выращиванию животных различных направлений. Основными потребителями продукции (комбикорма) предприятия являются с/х организации, птицефабрики, рыбные хозяйства, комплексы по выращиванию животных различных направлений.

4. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг за 2016 г. составила 52392,9 тыс. руб., что на 7296,0 тыс. руб. меньше чем в 2015 году или 87,78% от объема 2015 года. Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг составила 38562,5 тыс. руб., что на 3730,7 тыс. руб. меньше чем в 2015 году. Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2016 году составила 9970,3 тыс. руб., что на 3639,0 тыс. руб. меньше чем в 2015 году. Как видно из анализа в 2016 году организация снизила объемы выручки, себестоимость также снизилась, однако чистая прибыль повышается, что является положительной тенденцией.

5. Коэффициент текущей ликвидности превышает 1,5, что свидетельствует об эффективном использовании оборотных средств, так как их сумма превышает сумму краткосрочных обязательств. Как видно из таблицы, за последние годы, предприятие достигло оптимального значения коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, он имеет положительное значение. Значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами за анализируемый период не превышают норматив. Предприятие не достигло оптимального значения коэффициента абсолютной ликвидности.

6. В 2016 году уровень рентабельности продукции сократился на 6,32%. Показатель рентабельности продаж (RРП) сократился и в 2016 году составил 19,03%. Рентабельность предприятия так же имеет тенденцию к снижению, так в 2016 году она составила 13,76%, что на 15,8% меньше чем в 2015 году. Исходя из этого, видно, что в 2016 году предприятие сработало хуже чем в 2015 году. Однако это связано с ростом капитала предприятия почти вдвое.

7. Ценовая политика ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» включает формирование кратко- и долгосрочных целей на базе издержек производства и спроса на продукцию.

8. Первоочередной задачей ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» является определение целей и направления ценообразования. Цели ценообразования: прибыль и противодействие конкуренции.

9. Основные проблемы использования экономических методов управления на ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» - это использование затратного способа определения себестоимости и недостаточное качество и конкурентоспособность реализуемой продукции.

С целью с совершенствования использования экономических методов управления на предприятии предлагаются направления повышения качества и конкурентоспособности продукции, предлагается применять методы экономического обоснования выбора управленческих решений, предлагается внедрение программного продукта для поддержки принятия решений в области экономических методов управления предприятия

В результате предложенных мероприятий и проведенного расчета эффективности видно, что данные предложения эффективны т.к. проект является окупаемым исходя из того, что ЧДД нашего проекта равен 50,13 тыс. руб., рентабельность (соотношение «затраты-выгоды») PI = 8,14, затраты на внедрения системы интеллектуального принятия решений окупятся в 1 квартале 2018 г. или через 1,37 кв., и в дальнейшем будет приносить прибыль.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: