Реформация, как и русская революция, является напоминанием о том, что идеи не являются простым продуктом общества: иногда случается, что они приводят к образованию этих обществ. Эффектное сравнение Кальвина с Лениным, часто встречающееся в последних исследованиях, посвященных этому реформатору, указывают на историческое значение людей с радикальными идеями в поворотные моменты истории.
Таким образом, развитие концепций веры и источников вероучения в работах идеологов Реформации приводило к важным последствиям не только для религиозной, но и светской мысли:
- от представлений о личностном характере веры к понятию о надличностном характере истины;
- от самоконтроля верующего над собственными поступками к критическому отношению к религиозным и светским авторитетам;
- от понимания веры как условия спасения к пониманию разума как естественного света Откровения;
- от рассмотрения Священного Писания как единственного источника содержания религиозной веры к деистической концепции критики Писания;
|
|
- от идеи всесвященства и критики церковной иерархии к идее политического и социального равенства и к критике политической и социальной иерархии позднесредневекового общества;
- от концепции мирской аскезы к идее саморазвития личности;
- от десакрализации церковных обрядов и таинств к десакрализации социальных традиций и норм феодального устройства общества;
~ от идеи невмешательства светской власти в дела религиозной совести
к критике вмешательства государства в мирские дела индивида. Размышления идеологов реформационного движения об онтологической Ртине мира, о природе человека и об источниках веры и вероучения имели адщые последствия для развития методологии естествознания и обществознания Нового времени.
Итак, эволюция социально-политических концепций реформационного движения приводит к следующим следствиям:
1. Государство и светская власть в целом начинают рассматриваться как институты чисто земные и светские, не имеющие никакого отношения к религиозной жизни и спасению души. Тем самым обосновывается концепция невмешательства государства в дела религиозных объединений и в их
вероучения.
2. Поскольку государство рассматривается как чисто земное учреждение, как институт, созданный самими людьми, то начинается поиск чисто светских корней его образования, которые радикальные реформаторы находят в общественном договоре.
3. Поиск путей, ограничивающих вмешательство государства в дела религии и церкви, приводит радикальных реформаторов к критике абсолютной монархии и к идеям разделения властей как условию легитимности государственной власти. При этом законодательная власть рассматривается как власть представительная, избираемая гражданами данного государства.
|
|
Вследствие секуляризации социально-политической теории реформационного движения всё в большей степени отходила на задний план религиозная аргументация в обосновании назревших социальных изменений позднефео-дального общества. Представители каждого социального слоя этого общества, высказывая свое отношение к социальным изменениям, которые происходили в результате Реформации, опирались уже не на религиозные, а на политические аргументы. Концепции религиозной реформации, таким образом, постепенно трансформировались в идеи политической революции.