Каковы научные предпосылки становления концепции коэволюции природы и общества?
Концепция всемирной истории изначально носила евроцентричный характер, за что в XIX и особенно в XX в. подверглась острой критике сторонниками «цивилизационного» подхода (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, ранний А. Тойнби и др.), азатем «исторического партикуляризма», «постмодернизма», национального и религиозного фундаментализма. Вместе с евроцентричной идеологией была отвергнута сама идея общечеловеческой истории, вплоть до того, что Шпенглер предложил сохранить за понятием человечество исключительно «зоологическое» значение.
И в начале XXI в. правомерность всемирно-исторического взгляда, особенно в его эволюционном истолковании, принимается не всеми. Но открытиями археологов, антропологов и историков убедительно опровергнуты главные аргументы Данилевского и Шпенглера: отсутствие преемственности в развитии региональных цивилизаций, отсутствие в прошлом событий, которые имели бы ключевое значение для всего человечества и т.д. Векторный характер истории человечества доказывается эмпирически, поэтому в научной (в отличие от идеологической) дискуссии можно оспаривать те или иные трактовки, но не реальность всемирной истории как предмета.
|
|
Что такое Универсальная (Большая) история?
В первой половине XX в. было установлено глубокое взаимовлияние геологических, биотических и социальных процессов; в результате оформилось новое направление междисциплинарных исследований эволюции - глобальная история (от лат. $1оЬи$ - шар). Это История Земли, рассматриваемая как последовательное образование, Развитие и взаимодействие планетарных сфер, в процессе которых биота, а затем общество становились ведущими агентами преобразований.
Основоположниками глобальной истории стали советский биохимик В.И. Вернадский, а также французские антрополог П. Тейяр де *"аРден и философ Э. Леруа, доказавшие, что история человечества представляет собой фазу эволюции земного шара, которая завершайся созданием ноосферы. Такой подход остается влиятельным и в временной науке.
Концепция Универсальной (Большой) истории как цельной картины эволюционных процессов от Большого Взрыва до современного общества оформилась в 1980-90-х годах. Ее предпосылками послужили Два ключевых достижения в науке XX в. Во-первых, релятивистские модели эволюционной космологии получили косвенные подтверждения (эфффект красного смещения, реликтовое излучение и т.д.) и широкое признание. Универсальная история - не философское, а общенаучное направление. Но оно остро нуждается в философском осмыслении и представляет философам обширный «фронт работ». Здесь выделена одна, синергетическая версия, представляющаяся автору наиболее разработанной и методологически фундированной.