3. Современный экологический кризис с помощью концепции коэволюции природы и общества можно рассматривать как нарастание глобальных противоречий развития современного человечества. Такими противоречиями являются:
- противоречие между принципами и ценностями буржуазной техногенной цивилизации, ориентированной на господство над природой с целью получения максимальной прибыли и хрупким равновесием всей биосферы Земли, которая уже не может выдержать антропогенной нагрузки со стороны этой «цивилизации»;
- противоречие между необходимостью устойчивого развития современного общества в его взаимосвязи с природой, что требует, в свою очередь, превращения ныне разделенного человечества в единое сообщество - ноосферу, и буржуазной цивилизацией, построенной на конкурентной борьбе за экономические преимущества и на социальном эгоизме, противопоставляющих друг другу страны, народы, культуры, конфессии и индивидов;
- противоречие между быстро растущим техногенным могуществом общества, превращающим в своем развитии космические силы Природы в производительные силы самого общества (так, энерговооруженность человечества за последние сто лет выросла в 1000 раз, а убойная сила оружия, созданного на основе современных технологий, в 1000000 раз), и разделенностью мирового сообщества на бедных и богатых, «цивилизованных и нецивилизованных», Север и Юг, Восток и Запад. В результате этой разделенности колоссальная мощь человечества, основанная на космических силах природы, может обернуться против его самого и стереть человечество с лица Земли.
|
|
Для разрешения этих противоречий и выхода человечества на новый виток коэволюционного развития требуется критический анализ ценностей культуры современного техногенного общества.
В.И. Вернадский // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 624-627.