Предмет, объект педагогической науки. Педагогика как наука. Задачи педагогики и ее методы

Педагогика - наука, исследующая закономерности обучения, воспитания и осуществляемого на их основе образования.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т.е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализу­емая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обу­чения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специаль­ные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педаго­гический процесс стал не только предметом специальной организации, но и предметом анализа, прогнозирования и целенаправленного исследо­вания, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания.

Объект познания в педагогике — человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.

Педагогика представляет собой совокупность знаний, которые ле­жат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирова­ния путей совершенствования педагогического процесса, поиска эффек­тивных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в об­ществе.

Из античной Греции ведет свое происхождение термин «педагогика». В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу. Греческое слово пейдагогос (пейда- ребенок, гогос- вести) обозначает детоводитель. Из древней Греции ведут свое начало многие педагогические понятия и термины (школа – досуг, гимназия – общественная школа физического развития и др.).

Задачи педагогики можно подразделить на научные (вести исследования) и практические (осуществлять воспитание, образование школьников, студентов).

С объектом и предметом науки тесно связан и ее метод. Под методом понимается совокупность определенных правил, приемов, норм практического и теоретического освоения действительности. Совокупность этих методов иногда называют методологией, под которой понимается учение о методах познания.

В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов. Опираясь на эту систему, педагогика использует методы трех уровней:

1) общенаучные методы, к которым относят: метод детерминизма, метод системности, диалектический, эмпирический, рациональный методы.

2) методы смежных с педагогикой наук, в которых широко используются исследо­вательские методы наблюдения, тестирования, ин­тервьюирования.

3) собственно педагогические методы, обусловленные специфи­кой науки об образовании, ее объекта и предмета.

Наиболее распространенными являются следующие методы:

Изучение документов и результатов педагогической деятельности в виде письменных, статистических, технических материалов (протоколы заседа­ний советов вузов, кафедр, педсоветов школ; письменные конт­рольные, курсовые и выпускные работы студентов, учащихся).

Исследование и обобщение педагогического опыта преподавате­лей вузов и учителей школ, направленное на анализ состояния практики, выявление как передового, так и отрицательного опы­та, ошибок и недостатков.

Метод наблюдения: целенаправленный и планомерный процесс сбора информации (путем по­сещения занятий, анализа их методики, содержания).

Метод экспертных оценок: комплекс проце­дур, направленных на получение информации от опытных препо­давателей, ее анализа и выбора решений.

Между указанными методами исследования нет четких границ, все они тесно связаны между собой, дополняют друг друга, вы­ступая в каждом конкретном исследовании в особой связи и со­отношении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: