Литература второй половины 19 века приобретает особое значение в жизни общества. Она перестает быть инструментом развлечения публики, но остается инструментом познания и одним из основных пластов культуры.
Писатели и поэты, создавая свои творения, стимулируют сознание общества и тем самым способствуют его изменению.
Господствующим литературным методом данного периода является критический реализм как максимально точное воспроизведение действительности с критической оценкой происходящего.
Поэзия 2 половины 19 века весьма своеобразна. С одной стороны, она наследует темы, идеи и направления поэзии 1 половины 19 века. Тема личности и её места в истории, внутренний мир человека – все это в области внимания поэтов. Но приобретает особый смысл гражданская направленность лирики.
Гражданская позиция автора становится особо значимой. Н.А.Некрасов в стихотворении «Поэт и гражданин» пишет:
«Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан».
Многие поэты 2 половины 19 века выполняют пушкинский завет, данный им еще в начале 19 века:
|
|
«Восстань, пророк!
И виждь, и внемли!
Исполнись волею моей!
И обходя града и земли,
Глаголом жги сердца людей!»
Роль поэта 2 половины 19 века воспринималась как роль пророка, который словом может зажечь искру в сердце человека.
Но было несколько поэтов, которые, продолжая традиции русской поэтической школы 17-19 веков, творили в русле романтизма и сентиментализма. Это Ф.И.Тютчев и А.А.Фет.
Их называли «поэтами чистого искусства» и даже «русскими второстепенными поэтами» (Н.А.Некрасов, статья 1850 г). Но и у них есть строки, посвященные судьбе России:
«Тебе теперь не до стихов,
О, слово русское, родное!»….
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать.
В Россию можно только верить».
(Ф.И.Тютчев)
Лирику Ф.И.Тютчева называют пантеистической.