Ключевой аспект теории Айзенка состоит в том, что между уровнями состояния тревоги и работоспособностью не может быть простой линейной связи. Айзенк утверждает, что когда обработка какой-то важной задачи находится под угрозой из-за стрессора, индивидуум может повысить уровень своих усилий, с тем чтобы сохранить уровень работоспособности. Это дополнительное усилие выливается в использование дополнительных ресурсов обработки. По этой причине тревога может отражаться на эффективности обработки (использовании ресурсов внимания) в большей степени, чем она отражается на эффективности работы (способности хорошо выполнить задачу). Айзенк считает, что индивидуумы с высокой тревожностью склонны лучше использовать эти дополнительные ресурсы. Это может быть частично обусловлено большей озабоченностью по поводу плохого выполнения задачи, и частично — повышенным осознанием несоответствия между желаемым и фактическим выполнением. Можно сказать, что в каком-то смысле тревожные люди, в сравнении с нетревожными, лучше работают в стрессовых условиях, так как они к ним привыкли. Однако важно помнить, что тревожный человек прикладывает больше усилий для сохранения работоспособности, сравнимой с работоспособностью нетревожного человека. Тревожный человек напоминает человека, которому приходится бежать, чтобы не отстать от своего очень быстро идущего спутника. Но когда быстро идущий человек переходит на бег, тревожный человек не может бежать быстрее и отстает. Применительно к когнитивным возможностям, когда тревожный индивидуум продолжает сталкиваться с вызывающими тревогу стимулами, ему может не хватить ресурсов для дальнейшего наращивания усилий, и поэтому его работоспособность ухудшается, тогда как нетревожный человек, оказавшийся перед теми же стимулами, обладает достаточным запасом ресурсов, чтобы увеличить усилия и сохранить работоспособность.
|
|
Позже Айзенк и его коллеги (см., например, Eysenck, 1997; Eysenck & Derakshan, 1997; Derakshan & Eysenck, 1998) усовершенствовали эту модель. Они стремились объяснить различные особенности внимания и создания интерпретаций, отмечаемые у различных групп людей. Эти особенности обусловлены уровнем личностной тревожности и такой характеристикой, как стремление человека демонстрировать социально желательное поведение. Вайнбергер, Шварц и Дэвидсон (Weinberger, Schwartz & Davidson, 1979) выделили четыре различные группы индивидуумов в соответствии с показателями тревожности как черты и стремления к социальной желательности поведения.
- - низкая тревожность
+ - высокая тревожность
|
|
+ + защищающиеся высоко тревожные
-+ репрессоры
Людей с низкими показателями по социальной желательности поведения и тревожности классифицировали как низко тревожных, людей с высоким показателем тревожности, но с низким показателем социальной желательности отнесли к высоко тревожны»», (в некоторых исследованиях их называют «сенситивами» — sensitisers). Тех, у кого были высокие показатели по обеим чертам, классифицировали как защищающихся высоко тревожных. Репрессоры (repressors) были определены как отличающиеся низкой тревожностью и Г высоким стремлением к социальной желательности своего поведения. (см. также главу 7).
В сущности, согласно этой новой модели тревожности, высоко тревожные индивидуумы преувеличивают степень угрозы, таящейся в связанных с угрозой стимулах. Напротив, репрессоры, как правило преуменьшают степень угрозы, таящейся в таких стимулах.
Общей особенностью рассмотренных моделей является то, что; стрессоры представлены в памяти, и обработка новой информации предопределяется либо наличием стрессора, либо памятью о нем. Во всех моделях стрессоры влияют на внимание, которое, в свою очередь, влияет на то, что обрабатывается. Таким образом, стресс воздействует на когнитивные процессы и внимания, и памяти. Теперь имеет смысл выяснить, какие данные подтверждают эти модели и более общее утверждение, согласно которому стрессу присуще когнитивное влияние.