Оценка трудовой деятельности персонала – целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик личности (характера, способностей, навыков, мотивации) требованиям исполняемой организационной роли. Такая оценка включает (см. рис. 7.1):
Основная цель - получение объективной информации о результатах работы сотрудников, о требуемых от них усилиях для достижения этих результатов, об удовлетворенности работников условиями труда и получаемыми вознаграждениями.
ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА |
Доведение результатов контроля и аттестаций до сотрудников |
Анализ результатов текущего контроля и аттестаций |
Проведение аттестаций |
Текущий контроль за результатами деятельности |
Рис. 7.1. Аспекты оценки персонала |
Оценка трудовой деятельности позволяет решить следующие задачи:
v оценить профессионализм работника, включающий в себя:
· уровень проф. подготовленности (знания, навыки, умения);
· уровень психологической подготовленности (направленность личности, мотивы поведения, адаптивность, черты характера, темперамент);
|
|
· эффективность труда (производительность и качество труда, стремление к рационализации и изобретательству).
v выработать рекомендации по развитию личностных и деловых качеств сотрудников;
v определить степень соответствия оплаты труда затрачиваемым работником усилиям, результативности его труда и его ожиданиям;
v определить основные направления развития персонала;
v сформировать эффективный механизм трудовой мотивации персонала.
Цели: 1. Информационные – полученная информация является основанием для принятия административных решений и создания системы мотивации персонала.
2. Административные – оценка позволяет принять решение руководителю по проектированию деловой карьеры сотрудника.
3.Мотивационные – оценка должна мотивировать сотрудников к изменению трудового поведения, развитию, повышению своего трудового потенциала. Для этого она должна быть объективной и справедливой.
Текущий контроль результатов деятельности и проведение аттестации.
Аттестация - проводимая организацией в специальной организационно-правовой форме объективная проверка уровня профессиональной подготовки, деловых и личностных качеств, результатов практической деятельности определённых категорий работников.
Этапы проведения: 1) создаются нормативные документы по подготовке и проведению аттестации; 2) проводится заседание аттестационной комиссии, создаваемой непосредственно в организации; 3) аттестационная комиссия даёт одну из следующих оценок деятельности работника: соответствует занимаемой должности; соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год; не соответствует занимаемой должности; 4) разрабатываются рекомендации по работе с персоналом, утверждаются результаты аттестации.
|
|
Аттестация проводится не реже 1 раза в 3 года.
Существуют и ещё следующие виды текущего контроля:
Экзамен (касается профессиональных знаний). Применяется в исключительных случаях.
Наблюдение за сотрудником. Один из самых применяемых. Цель – дисциплинировать сотрудников («аквариум», наблюдение скрытой видеокамерой).
Анкетирование. Распространенный метод. Выявляет социально-психологический климат в организации.
Рейтинг. Распределение всех работников от лучшего к худшему.
Способ принудительного распределения (каждый работник относится к соответствующей группе по категориям исполнения).