Источник права - это форма закрепления (внешнего выражения) правовых норм. Основными источниками права в нашей стране являются нормативный правовой акт, договор с нормативным содержанием, правовой обычай.
Нормативные правовые акты по своей юридической силе подразделяются на:
- Конституцию РФ;
- Международные договоры, действующие в РФ;
- Федеральные законы (до 1994 года – Законы РФ);
- подзаконные акты федерального уровня (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств РФ);
- законы и иные акты субъектов РФ, соответствующие федеральному законодательству;
- нормативные правовые акты СССР и РСФСР, соответствующие действующему законодательству и не отмененные на данный момент;
Остановимся на наиболее значимых для предпринимательского права источниках.
Конституция Российской Федерации 1993 годаявляется базовым источником любой отрасли права, в том числе и предпринимательского права. Она содержит ряд статей, закрепляющих основополагающие принципы. Прежде всего, это:
|
|
- ст.8 и 9, регулирующие свободу предпринимательской деятельности; закрепляющие право частной собственности наряду с другими формами собственности; гарантирующие единое экономическое пространство на территории РФ, свободное перемещение товаров, услуг и капиталов, поддержку конкуренции;
- ст.34 и 35, закрепляющие право каждого на свободное использование своих способностей, а также на труд;
- ст.71 и 72, разграничивающие компетенцию Российской Федерации и ее субъектов, в том числе в сфере предпринимательской деятельности.
В частности, к компетенции Российской Федерации отнесены финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия.
В ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность, установление политики в области экономического развития, установление правовых основ единого рынка, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство и др.
В соответствии со ст.12 Конституции РФ в нашей стране признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий полностью самостоятельно. В частности, в силу ст.130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Международные договоры и документы, ратифицированные Российской Федерацией, являются частью ее правовой системы и имеют большую юридическую силу, чем внутренние нормативные правовые акты. Важнейшими международными документами в области коммерческого права являются:
|
|
- Парижская конвенция по охране промышленной собственности;
- Международная конвенция о рыболовстве в северо-западной части Атлантического океана;
- Международная конвенция электросвязи;
- Международная конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества;
- Международная конвенция по защите морской среды района Балтийского моря;
- Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
- Международная конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и др.
Гражданский кодекс, принимавшийся тремя частями в 1994-2001 г.г. ГК содержит ряд норм, универсальных как для гражданского, так и для предпринимательского права.
Наряду с ГК большую роль в регулировании отношений экономического оборота играют следующие кодифицированные акты: Воздушный кодекс РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Таможенный кодекс, Налоговый кодекс, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Среди законов в области предпринимательского права особое значение имеют федеральные законы: «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ; «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 года №46-ФЗ; «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 года; «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 года; «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года №147-ФЗ; «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1994 года №88-ФЗ; «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года; «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года; «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 года и др.
Подзаконные акты также играют большую роль в регулировании предпринимательской деятельности. Среди них следует в первую очередь выделить указы Президента РФ, которые призваны восполнить пробелы в законодательном регулировании тех или иных вопросов. Например:
- Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 года № 559 «О преобразовании в акционерные общества и приватизации государственных предприятий, объединений и организаций газового хозяйства Российской Федерации»;
- Указ Президента от 8 июля 1994 года № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 года № 426 «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» и другие.
Среди постановлений Правительства РФ можно выделить:
- «О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации» от 12 мая 1993 года № 447;
- «О социальной защите населения и об упорядочении регулирования ценообразования на отдельные виды продукции» от 4 января 1992 года №60;
- «О лицензировании аудиторской деятельности от 29 марта 2003 года №190;
- «Об утверждении пределов допустимых концентраций и условий сброса вредных веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации от 3 октября 2000 года и др.
Большой массив источников предпринимательского права представляют собой нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты Министерства юстиции РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Центрального Банка России, Госстандарта РФ и ряда других.
К основным актам упомянутых ведомств, имеющих значение для отношений экономического оборота, относятся:
|
|
- Приказ Минюста России от 6 августа 2001 года № 233 «Об утверждении Правил применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции»;
- приказ Минфина от 29 августа 1998 года № 34-Н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации» (с изменениями на 23 августа 2000 года);
- приказ Банка России от 24 апреля 1996 года № 02-94 «Об утверждении Положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций» (с изменениями на 12 октября 2000 года) и др.
По масштабу действия нормативные правовые акты в сфере предпринимательства могут быть подразделены на акты централизованного регулирования, принятые теми или иными государственными органами или органами местного самоуправления, и локальные нормативные правовые акты.
Локальные акты закрепляют индивидуально-правовой статус предпринимателя, принимаются органами управления конкретной организации и обязательны к исполнению в данной организации. К локальным актам относятся уставы юридических лиц, положения о их структурных подразделениях, правила внутреннего распорядка и др.
Правовой обычай (обычай делового оборота) также является источником предпринимательского права. Правовой обычай – это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 ГК).
В п. 1 ст. 13 АПК установлено, что арбитражные суды в случаях, предусмотренных федеральным законом, применяют обычаи делового оборота. В Законе РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже» также предусмотрено, что третейский суд принимает решение с учетом того, что этот суд разрешает споры на основе торговых обычаев (п. 3 ст. 28).