Самозащита прав предпринимателей

Самозащита прав предпринимателей допускается при условии, что способы самозащиты будут соразмерны нарушению и не будут выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Применение таких мер
допускается, если это прямо предусмотрено законом либо договором.

Так, предприниматель вправе осуществлять превентивные (предупреждающие) охранительные действия, обеспечивающие защиту его интересов от возможных посягательств. Например, в целях сохранности имущества ведется бухгалтерский учет, проводятся инвентаризация и переоценка, составляются балансы, заключаются договоры о полной материальной ответственности с лицами, которым вверено имущество предпринимателя.

Охрана объектов промышленной собственности предпринимателя

обеспечивается, прежде всего, признанием исключительных прав данного предпринимателя на определенные объекты со стороны компетентных государственных органов, что достигается путем выдачи патентов на изобретения, регистрацией товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.

Допускается законом и такие меры защиты интересов предпринимателей, как необходимая оборона и крайняя необходимость. Причиненный при этом вред посягающему на интересы предпринимателя может быть как правомерным, так и неправомерным. Судебная практика не признает самозащиту правомерной, если она явно не соответствуют способу и характеру нарушения и причиненный вред является более значительным, чем предотвращенный.

Таким образом, в целях самозащиты прав предпринимателя и третьих лиц допускается правомерное причинение вреда, совершенное в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, причем в первом случае нанесенный вред не подлежит возмещению, а во втором - вред возмещается либо самим причинителем, либо третьим лицом, в чьих интересах причинен вред.

Следует подчеркнуть, что применение мер самозащиты не исключает применение иных санкций: взыскание причиненных убытков и неустойки. Однако последние, в силу невозможности их взыскания собственными действиями потерпевшего, могут быть взысканы в претензионном или судебном (исковом) порядке.

Претензионный порядок урегулирования разногласий предпринимателей

Претензионный порядок урегулирования разногласий, как и самозащита прав, относится к способам непосредственной (досудебной) защиты прав, то есть защита прав осуществляется без обращения к суду. Однако для реализации этого порядка, в отличие от самозащиты прав, необходимо обратиться к правонарушителю, действиями которого только и может быть удовлетворено требование (претензия).

Претензионный порядок является обязательным только в случаях, установленных федеральными законами для определенных категорий споров либо предусмотренных договором. К таким категориям споров относятся, в частности, споры по претензиям к перевозчикам, экспедиторам, организациям связи, а также об изменении и расторжении договоров.

Суть претензионного порядка заключается в том, что лицо, права которого нарушены, до обращения в суд обязано предъявить претензию другой стороне - правонарушителю, т.е. предпринять попытку урегулирования разногласий. Несмотря на обязательность рассмотрения претензии лицо, ее получившее, может и не ответить на нее. При этом, однако, следует иметь в виду, что при последующем рассмотрении дела в арбитражном суде это обстоятельство может быть принято судом во внимание при решении вопроса о распределении между лицами, участвующими в деле, судебных расходов.

Сроки предъявления претензии определяются соответствующими федеральными законами либо договором. Если срок для предъявления претензии не установлен, то она может быть предъявлена в течение срока исковой давности.

Претензия предъявляется в письменной форме и представляет собой деловое письмо, в котором в соответствии с федеральным законом или договором отражается: наименование стороны - заявителя, наименование стороны адресата; дата и номер претензии; сумма претензии и ее обоснованный расчет, если претензия подлежит денежной оценке; обстоятельства, на которых основываются требования, и доказательства подтверждающие их; перечень прилагаемых к претензии документов.

Претензия подписывается руководителем (заместителем руководителя) организации, индивидуальным предпринимателем.

То, что претензионный порядок урегулирования разногласий не является обязательным для подавляющего большинства видов экономических споров, имеет большое практическое значение. В случае появления разногласий у предпринимателя есть возможность самому определить пути защиты своих интересов: либо сразу обратиться в арбитражный суд, либо сначала обратиться к партнеру с конкретными предложениями об урегулировании разногласий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: