Диалог сенсуализма и рационализма

Сенсуализм и рационализм - две крайности в оценке соотношения чувственного и рационального отражения в процессе познания.

Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания.

1. Сенсуализм Локка.

Локк доказывает, что единственным источником всех идей может быть только опыт. При этом Локк различает внешний ивнутренний опыт. В соответствии с этим он указывает два опытных источника наших идей: ощущение и рефлексия. Идеи ощущения возникают от воздействия на органы чувств вещей, находящихся вне нас. Идеи рефлексии возникают в нас, когда наш ум рассматривает внутреннее состояние нашей души. Посредством идей ощущения мы воспринимаем качества вещей. Эти идеи Локк делит на два класса: идеи первичных качеств и идеи вторичных качеств.

Если сенсуализм в своей односторонности останавливает познание на чисто опытных данных, то рационализм отрывает разум от эмпирических фактов и тем лишает познание той базы, на которой единственно может строиться успешная работа познающего мир разума.

Рационализм – направление в философии, подчеркивающее ограниченность чувственного опыта и приоритет разума в познании. Представителями данного направления являются Р.Декарт, Б.Спиноза.

2) Рационализм Декарта

Он формулирует основные правила метода познания:

1) начинать с простого и очевидного;

2) переходить от дедукции к сложным высказываниям;

3) сохранять непрерывность цепи умозаключений;

4) помнить, что критерий истины – сохранение четкой дедукции.

Сомнение – важная сила, двигающая познания.

Интуиция – понятие ума, порождаемое естественным светом разума, которое благодаря своей простоте является достоверным знанием.

То, что в основе познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:

1. в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку;

2. но абсолютно в любой вещи можно усомниться;

3. следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;

4. сомнение – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит;

5. мыслить может реально существующий человек;

6. следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;

7. поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма: «Я мыслю, следовательно я существую».

Таким образом, лишь в единстве чувственного отражения и рационального познания лежит реальный путь к постижению истины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: