Сенсуализм и рационализм - две крайности в оценке соотношения чувственного и рационального отражения в процессе познания.
Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания.
1. Сенсуализм Локка.
Локк доказывает, что единственным источником всех идей может быть только опыт. При этом Локк различает внешний ивнутренний опыт. В соответствии с этим он указывает два опытных источника наших идей: ощущение и рефлексия. Идеи ощущения возникают от воздействия на органы чувств вещей, находящихся вне нас. Идеи рефлексии возникают в нас, когда наш ум рассматривает внутреннее состояние нашей души. Посредством идей ощущения мы воспринимаем качества вещей. Эти идеи Локк делит на два класса: идеи первичных качеств и идеи вторичных качеств.
Если сенсуализм в своей односторонности останавливает познание на чисто опытных данных, то рационализм отрывает разум от эмпирических фактов и тем лишает познание той базы, на которой единственно может строиться успешная работа познающего мир разума.
|
|
Рационализм – направление в философии, подчеркивающее ограниченность чувственного опыта и приоритет разума в познании. Представителями данного направления являются Р.Декарт, Б.Спиноза.
2) Рационализм Декарта
Он формулирует основные правила метода познания:
1) начинать с простого и очевидного;
2) переходить от дедукции к сложным высказываниям;
3) сохранять непрерывность цепи умозаключений;
4) помнить, что критерий истины – сохранение четкой дедукции.
Сомнение – важная сила, двигающая познания.
Интуиция – понятие ума, порождаемое естественным светом разума, которое благодаря своей простоте является достоверным знанием.
То, что в основе познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:
1. в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку;
2. но абсолютно в любой вещи можно усомниться;
3. следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;
4. сомнение – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит;
5. мыслить может реально существующий человек;
6. следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;
7. поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.
В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма: «Я мыслю, следовательно я существую».
Таким образом, лишь в единстве чувственного отражения и рационального познания лежит реальный путь к постижению истины.