1) Формационная концепция общественного развития - признание единства человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития.
- Марксистская концепция. Главная детерминанта развития - способ производства. Выделение определенных стадий в развитии общества – формаций. К. Маркс и Ф. Энгельс выделили понятие «формация».
Общественно-экономическая формация - общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи.
- Концепция постиндустриального общества. Главная детерминанта общественно-исторического процесса - три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.
Основа формационной теории - линейное представление о развитии истории, согласно которому история трактуется как единый процесс прогрессивного развития от низшего к высшему.
2) Цивилизационная концепция общественного развития - отрицание единства истории человечества и его прогрессирующего развития. Этот подход базируется на определении преобладающего вида хозяйственной деятельности и господствующей системы ценностей в жизни общества.
Цивилизационный подход отрицает материально-производственную детерминацию общества.
Единой цивилизационной теории не существует, как не существует единого понятия «цивилизация». Этот термин весьма многозначен.
В настоящее время цивилизация рассматривается в трех аспектах:
1) понятия «культура» и «цивилизация» трактуются как синонимы.
2) цивилизация – это овеществление вещественно-технических и социально-организационных инструментов, обеспечивающих людям достойную социально-экономическую организацию их общественной жизни.
3) цивилизация – это историческая ступень развития человечества, следующая за варварством.
По логике этого подхода существует множество исторических образований (цивилизаций), слабо или вообще не связанных друг с другом. Все эти образования равноценны. История каждого из них уникальна, как уникальны
Значительный вклад в развитие цивилизационного подхода внесли О. Шпенглер, М. Вебер, А. Тойнби.
Существующие циклические теории не отвечают на вопрос, почему та или иная цивилизация возникает и по прошествии определенного времени гибнет.
По Гумилеву, этносы, образующие суперэтнос (цивилизацию), возникают в результате «пассионарных толчков», имеющих космическую природу. Возникнув, все этносы проходят через ряд возрастных фаз, в течение которых они растрачивают полученную в результате «толчка» пассионарную энергию. Продолжительность жизненного цикла у всех этносов одинакова и составляет от момента возникновения до гибели около 1500 лет.