Общественная и индивидуальная потребность в философствовании

Предмет теор. философии. Понятие о философском методе.

Понятие предмета философии дал Виндельбанд (нач. XX века): «Философия получила в период эллинизма (поздняя античность) намеченное уже ранее (софистами и Сократом) практическое значение выработанного на научных началах искусства жить».

Предмет философии – это всеобщие характеристики (стороны) различных типов отношений, складывающихся между человеком и миром.

Алексеев, Панин: философия изучает всеобщее в системе «мир-человек». Система «мир-человек» состоит из следующих элементов: 1. человек как субъект, т.е. носитель сознания и практической деятельности (субъектом может быть как человечество, так и отдельная социальная общность, а также отдельная личность) 2. мир, или универсум (т.е. мир, включающий в себя всё) как объект, на который направлена избирательная активность субъекта. Между субъектом и миром (объектом) складываются отношения следующих типов: 1. бытийные – это отношения взаимоположения человека и других предметов, образующих мир, (сущих) в едином целом, называемом «бытие». Мартин Хайдеггер: «Бытие – это горизонт, внутри которого встречается сущее». Бытие – это первооснова единства человека и мира, обеспечивающая их сравнимость, сопоставимость, поскольку и человек, и остальной мир (сущее) причастны к бытию. 2. познавательные отношения – те, которые связаны с познавательной деятельностью человека. 3. ценностные – это отношения, выражающие объективную значимость для человека предметов мира, ввиду того, что эти предметы способны удовлетворять различные потребности человека (в том числе и духовные). 4. предметно-преобразовательные, или творческие отношения – это отношения, которые обусловлены способностью и потребностью человека в творчестве, т.е. человек придаёт статус бытия некоторым предметам, привносит в мир то, чего без него в мире быть не могло. В каждом из названных видов отношений человека к миру философия анализирует только всеобщие характеристики. Всеобщие – т.е. такие характеристики, которые с необходимостью присутствуют в любом и каждом отношении того или иного вида.

Философский метод – это способ построения и обоснования философского знания. Метод всегда содержит систему нормативных принципов или правил познавательной и практической деятельности. Принципы философского метода носят универсальный характер. Традиционно в философии выделяются пары противоположных методов:

1. диалектический и метафизический 2. метод объяснительный (обобщающий) и метод описательный (индивидуализирующий). Обобщающий метод ориентирован на естествознание. Описательный метод ориентирован на историческое познание (на историю духовной культуры). Философия имеет ряд методов общих с другими отраслями гуманит. научного познания: феноменологический, герменевтический, гениалогический, структурный. Герменевтика – это искусство, теория и метод понимания ценностных смыслов, выраженных в конкретных уникальных текстах. Понимание осуществляется не только с помощью разума, но и с помощью всех духовных сил человека (эмоциональной стороны человеческой натуры). Философия – это мышление, стремящееся обосновать положение человека в мире.

 

 

Общественная и индивидуальная потребность в философствовании.

Мировоззрение формируется объективно, вне и до философии. 1. Дофилософское мировоззрение обладает устойчивостью, выступает как своеобразный инвариант духовной жизни. 2. Оно основано на смешении факторов и оценок, знания и суеверий. Грибакин считает, что в структуру мировоззрения входят 1) знания 2) ценностные представления 3) вера 4) концепция жизненного пути, которая осознанно или неосознанно складывается у каждого индивида. Эти компоненты соперничают между собой за преобладание в духовном мире человека. Преобладание одного из компонентов придаёт специфическую направленность. Выделяется 4 типа мировоззрения: 1. сциентистское В нём доминирует научное знание. Это мировоззрение учёных. Согласно этому мировоззрению, прогресс в обществе связывается однозначно с развитием науки. 2. аксиологическое

Построено на ценностных категориях. Благо, справедливость и тому подобные явления признаются реально и объективно существующими, т.е. не являются субъективными понятиями. 3. фидеистическое Преобладает вера (не обязательно религиозная).

4. жизнетворческое Определяющую роль в этом мировоззрении играет концепция жизненного пути. Для любого индивида важно понять не столько место человека вообще в мире, сколько своё собственное место в конкретных жизненных обстоятельствах (перспективу своего собственного развития).Очень широко бытует мнение о том, что философия далека от повседневных забот человека, представляет собой элитарное сознание. Эта точка зрения неверна, т.к. все люди философствуют, поскольку перед каждым человеком возникает неизбежная задача и потребность

· сформировать самого себя и

· открыть своё будущее.

Эта потребность связана с особенностями человеческого существования: 1) человек в каждый данный момент истории является существом незавершённым.

2) человек открыт миру: человек преобразует себя и окружающий мир исходя из собственного решения относительно того, каким он может и должен быть.

1. философствование, т.е. духовное самоопределение индивида в мире, среди людей, открытие своего будущего осуществляется каждым человеком 2. философствование выполняет в жизни обычного человека задачу критики, очищения каждой части обыденного дофилософского мировоззрения. Это есть так называемая «критико-верификационная» функция философствования. Философствование имеет большое значение для развития правовых, нравственных, эстетических представлений людей, т.к. философствование человека – это актуализация, обобщение духовного опыта, накопленного многими поколениями людей. В рамках философского мировоззрения можно выделить различные уровни осмысления действительности. Некорректно как отождествлять философское мировоззрение с научным, так и противопоставлять философию науке. Грибакин считает, что мировоззрение может существовать на 3-х уровнях: 1. обыденно-житейский Его составляют обдуманные ответы на мировоззренческие вопросы обычных людей, не занимающихся философией профессионально. Обыденно-житейская философия – это непременная часть индивидуального сознания каждого человека. Результат собственных размышлений человека при этом формулируется с помощью понятий индивидуального обыденного сознания. 2. духовно-практическая Она представлена в искусстве (в художественной литературе). На этом уровне философские проблемы ставятся и раскрываются посредством художественных образов: через мысли и поступки героев, через авторский монолог. Кинематограф. На этом уровне доминирует опора на интуицию, чувственное начало, жизненный опыт человека. Философские идеи воспринимаются на основе интуитивного подражания привлекательным образам, идеалу, который создаёт художник. Грибакин считает, что правомерно говорить о существовании философских чувств. 3. теоретическая философия Она связана с профессиональной деятельностью, с призванием, талантом. Для всех 3-х уровней философствования характерно, что философствующих людей интересуют не столько объекты мира сами по себе, сколько то, как видится мир человеком, как он понимается и переживается человеком => философствующий субъект обращает внимание прежде всего на те смыслы, которые несут человеку различные объекты. Все 3 уровня философствования тесно связаны между собой и взаимодействуют.

 

5. Особ-ти теор. философии, ф-ии Своеобразие теоретической философии:

1. Она представляет собой самостоятельную форму общественного и индивидуального сознания. Сознание – это сфера функционирования смыслов. Каждая форма сознания (форма духовной культуры) характеризуется обобщающим понятием, которое выражает основополагающую для данной формы сознания духовную ценность, или ценностный смысл. Поскольку функцией сознания выступает познание, то следующие особенности философии характеризуют её именно как разновидность познания.

2. Философия даёт систему рационально обоснованных ответов на мировоззренческие вопросы. Знания, формируемые философом, имеют две характеристики:

1) это мировоззренческое знание

2) это знание предельно обобщённое. Обобщённое – не значит абстрактное!

3. Философское познание есть рефлексия.

Рефлексия – это размышления, отражение, обращение назад.

Философия как рефлексия самым ярким образом демонстрирует себя в произведениях представителей немецкой классической философии (Кант, Гегель). Рефлексия – это особый тип познания, предметом которого выступает не действительность сама по себе (в качестве объективной реальности), а формы, средства, способы осмысления действительности человеком. Рефлексия имеет своим предметом само знание о мыслимом предмете. Рефлексия – это самопознание сознания, это познание отношения мысли к своему предмету. Для философской рефлексии предметом является мировоззрение, которое стихийно складывается у человека; это рефлексия над мировоззрением. Мамардашвили: «Мы философствуем в той мере, в какой пытаемся выяснить условия, при которых мысль может состояться как состояние живого сознания».

4. Философия осуществляет рациональное познание, т.е. познание в формах абстрактного мышления. Философия имеет собственный понятийный аппарат, свою систему категорий. Философское знание формируется посредством логической процедуры обоснования, доказывания. 5. Философия имеет собственный язык со всеми его элементами, в том числе философия имеет набор терминов, которые служат для формулирования философских понятий (например: бытие, сущее). 6. Философии органически присуща диалогичность. Если у философа нет оппонента (собеседника), то он не философ. Оппонентом может выступать не только другая личность, но и целая культурная традиция. Философ – это мыслитель, который может быть оппонентом и для самого себя. 7. В философии всегда присутствует феномен авторства. Анонимная философия невозможна. Носителем философствующего ума может быть только личность. Философия – личностное явление. Официальная философия или народная невозможна. Хотя народ – это коллективная личность. Функции философии: 1. мировоззренческая Заключается в том, что рационально обосновывает мировоззрение, формулирует его в виде общих принципов.

2. методологическая Философия выступает как общая методология деятельности и познания. 3. идеологическая

Философия очень часто выступает средством разработки и обоснования определённой идеологии.

 

6. Религия – это мироощущение и миропонимание, а также соответствующее поведение и специфические ритуальные действия – культ, которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов или так называемого «священного», т.е. той или иной разновидности сверхъестественного. Особенности религии как формы мировоззрения: I. Религия имеет несколько исторических форм и прошла длительный путь развития. Исторически первыми формами религии являлись: 1. фетишизм. Объектом религиозного отношения был реально существующий предмет, наделённый в человеческом воображении сверхчувствительными свойствами – фетиш. Воля этого предмета. Фетишизм почти всегда в истории связан с магией. 2. анимализм – это вера в самостоятельную по отношению к телу душу. 3. политеизм Ф. Энгельс: «Фантастические образцы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты, и становятся представителями исторических сил». 4. монотеизм. Например: христианство, ислам.

II. Религия существует в силу её объективной необходимости и основана на двух группах предпосылок: 1. гносеологическая Возникновение религий связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляется возможность отрыва мысли от действительности. На этом этапе общее понятие отделяется в сознании человека от обозначенного им предмета, и поэтому понятию предписывается человеком статус особого существа. 2. социальная Названная возможность реализуется лишь в связи со всей совокупностью практической деятельности человека, его общественных отношений. С каждым великим историческим переворотом в общественных отношениях, как правило, происходит переворот и в религиозных представлениях людей. III. Религия предполагает особую психологическую установку – веру. Где нет веры – нет и религии. 1. Вера в психологическом плане характеризуется следующими моментами: 1) принятием определённых утверждений (верований или догматов), а также решимостью придерживаться их вопреки всем сомнениям, которые оцениваются как искушения. 2) личным доверием к Богу как к руководителю, помощнику и спасителю верующего. Даже страдания понимаются как то, что ниспослано человеку Богом и при этом служит благу человека, его спасению. 3) личной преданностью Богу, на служение которому верующий отдаёт себя. 2. Верования – это условия возникновения и воспроизводства религиозного опыта. Религиозный опыт – это особое состояние и интеллектуальной, и эмоционально-волевой сферы верующего человека. IV. Религия – это система ценностей и норм, с помощью которой человек пытается решить высшие (т.е. сложножизненные, нравственные) проблемы своей жизни. Функции религии: 1. объяснительная

2. иллюзорно-компенсаторная (функция иллюзорного восполнения практического бессилия людей). Фрейд «Будущее одной иллюзии». 3. коммуникативная

Религия – почва для общения (верующих между собой, со священнослужителями и т.д.) 4. регулятивная – это функция легитимации социального порядка посредством связывания тех или иных социальных норм, на которых покоится этот порядок, с представлениями о «священном». 5. функция интеграции людей в общность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: