В развитии представлений о движении выделяют 1) философский подход, где движение трактуется как разновидность изменений и процессов и 2) естественнонаучный, связанный с формированием различных трактовок движения, как «смены состояний тела» в пространстве и времени, относительно других тел, или же относительно какой-то «системы координат».
Аристотель отождествляет движение с изменением и выделяет такие его бытийные формы как возникновение, уничтожение, увеличение, уменьшение, превращение и перемещение. Движение есть переход из возможного в действительное и из актуального в возможное. У Гегеля «становление» – это категория, характеризующаябеспокойство бытия внутри себя. Становление оказывается безудержным движением, которое как разрушительно (переход от бытия к Ничто) так и созидательно (переход от Ничто к бытию).
В контексте идеалистических трактовок движение нередко мыслилось как «чистый акт творческой активности» вечного Первоначала, непрерывный процесс осуществления им всех своих бесконечных возможностей. В контексте же материалистических представлений движение рассматривалось как " способ существования материи ", ее неотъемлемое, коренное, фундаментальное свойство ("атрибут").
|
|
Противоположностью "движения" в большинстве философских построений объявлялся "покой". Движение и покой осмысливались при этом в перспективе, какое из данных состояний бытия первично «во времени» и «приоритетно для Вечности». Предлагались следующие решения данной проблемы:
· Покой абсолютен, а движение относительно. Покой есть «сущность» самого абсолютного Первоначала, его «исходное и конечное» состояние, ценностная доминанта на этапах существования во "временности Иного».
· Движение абсолютно, а покой относителен. Покой только фиксирует и закрепляет результаты самодвижения. Он есть условие «качественной определенности» и относительнойсамотождественности всего сущего.
В свое время Ф.Энгельс определил движение как «изменение вообще». Конкретизируя его, он сформулировал концепцию «форм движения материи». К их числу Ф. Энгельс отнес механическую,физическую, химическую, биологическую и социальную.
В качестве критериеввыделения названных форм движения материи, Энгельс сформулировал следующие условия: 1) наличие у каждой из «форм движения» соответствующего ей «материального носителя» (или, в более широком мировоззренческом плане, «субстратного основания»); 2) качественное своеобразие «законов движения» различных бытийных областей; 3) диалектическое единство и взаимопереход «высших» и «низших» форм движения материи.
|
|
32\ Сознание и его отличие от иных форм отражения
Тайна происхождения сознания до конца не разгадана. В философии нет единства в понимании вопроса о происхождении сознания. Природным основанием появления сознания стало свойство отражения, существующее в различных формах в неживой природе, живой природе и в обществе. Отражение – это способность материальных объектов воспроизводить в своих изменениях особенности и черты взаимодействующих с ними объектов.
Отражение проявляется уже на уровне неживой природы (изменение температуры, окраски, формы предметов, трещины и т.п.).
На уровне живой природы выделяют следующие этапы развития форм отражения:
1. раздражимость, при которой организм как единое целое реагирует на биологически важные факторы, но нет еще специализации органов;
2. чувствительность, при которой у организмов появляются ощущения, отражающие отдельные биологически значимые свойства объектов, воздействующих на него. У животных начинается дифференциация органов чувств, формирование нервной системы;
3. психика, которая характеризуется реагированием не только на биологически важные факторы, но и на их заместители, сигналы. Наряду с инстинктами большое значение имеет и условно-рефлекторная деятельность, что позволяет говорить о наличии практического интеллекта и ассоциативного мышления у высокоорганизованных животных;
4. сознание, признаками которого являются:
· абстрактно-логическое мышление как способность воспроизводить сущностные характеристики объектов, не данные в непосредственном восприятии;
· целеполагание как способность идеально конструировать желаемый продукт деятельности и творчески преобразовывать действительность;
· самосознание – выделение себя из внешней среды, превращение в объект познания, осмысления;
· язык как вторая сигнальная система, заставляющая нас ориентироваться не столько по реальным процессам, сколько по их знаково-символическим заместителям.
Сознание считается функцией мозга, но для реализации этой функции необходима социальная среда. Мыслит не сам мозг, а ведущий социальный образ жизни человек. В философии сознание зачастую трактуется расширенно и фактически тождественно психике. При таком подходе выделяют следующие элементы его структуры:
1. чувственно-эмоциональный уровень отличается непосредственным характером отражения действительности, конкретностью, зависимостью от состояния органов чувств, поэтому он всегда имеет индивидуальный характер. Элементы этого уровня в основном носят неосознаваемый характер, незначительная часть подвергается рефлексии и выражению в языковой форме;
2. абстрактный уровень состоит из обусловленных культурой элементов. На этом уровне осуществляется познание сущностных характеристик предметов и явлений действительности методом логической обработки чувственных данных. Результаты познания выражены в языковой форме.
Функции сознания:
1. когнитивная (познавательная);
2. аксиологическая (сознание дает оценку всем явлениям и выстраивает иерархию ценностей);
3. регулятивная (сознание на базе накопленных знаний и выстроенных иерархий ценностей определяет цели деятельности, методы их достижения, энергию в избранном направлении).
Таким образом, сознание – это свойство высокоорганизованной материи (нервной системы, и в первую очередь, головного мозга), которое заключается в активной, творческой способности человека (как социального существа) отображать, конструировать и познавать разнообразные бытийные реальности в форме идеальных образов.
Идеальным смыслам сознания бытийно предшествуют «идеальные случаи» реального Совершенства природных закономерностей и человеческих отношений. Сознание создает для них свои мыслеобразные «двойники».
|
|