ТЕМА 5. Философия науки и техники

Цель занятия: Рассмотреть науку как особый вид познавательной деятельности, систему знания и социальный институт, показать ее роль в современной культуре, характер взаимодействия с техникой. Раскрыть особенности научного познания, осветить его уровни, формы и методы. Охарактеризовать проблему развития науки и особенности основных типов научной рациональности. Показать место медицины в системе научного знания, специфику познавательных процессов и методологии в медицинской науке.

 

План семинара:

  1. Понятие науки. Медицина в системе научного знания.
  2. Научное познание, его специфика, уровни и формы.
  3. Научные революции. Типы научной рациональности.
  4. Техника: определение, этапы развития, взаимодействие с наукой.
  5. Социальное значение науки и техники.

 

Основные понятия: наука, техника, научная рациональность, методология, эксперимент, на блюдение, факт, измерение, гипотеза, теория, моделирование, сциентизм, антисциентизм, научная революция, парадигма, научная картина мира, идеалы и нормы научного исследования, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, синергетика, объяснение, понимание, техносфера.

Основная литература:

  1. Введение в философию: Учеб.пособие для вузов / Авт.колл.: Фролов И.Т.и др. – 3-е изд., перераб и доп. – М., 2004.-С. 538-571.
  2. Философия медицины / Под ред. Ю.Л. Шевченко – М., 2004. – С. 248-264.
  3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд.- М., 2001.
  4. Хрусталев Н.М. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. - С. 420-448.

Дополнительная литература:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия – М., 1997 – С. 300-341.
  2. Аршинов В.И., Лебедев М.В. Постнеклассическая рациональность: виртуальные и информационные технологии. // Философские науки. – 2007. -№ 7. – С. 9-29.
  3. Горохов В.Г. Философия техники как теория технической деятельности и проблемы социальной оценки техники. // Философские науки. – 2006. – № 3. – С. 28-42; № 4. –С. 35-53.
  4. Джегутанов Б.К., Стрельченко В.И., Балахонский В.В., Хон Г.Н. История и философия науки. – СПб., 2006.
  5. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.
  6. Куприй В.Т. Моделирование в биологии и медицине. Философский анализ. – Л., 1989.
  7. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая – М., 2000.
  8. Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. – М., 2007.
  9. Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория. – М., 2006.
  10. Полани М. Личностное знание. – М., 1985.
  11. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.
  12. Розин В.М. Техника и социальность. // Вопросы философии. – 2005. - № 5. – С.95-107.
  13. Розин В.М. Философия техники. От египетских пирамид до виртуальных реальностей. – М., 2001.
  14. Сноу Ч. Две культуры. – М., 1973.
  15. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 1999.
  16. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992
  17. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1996.
  18. Тулмин С. Человеческое понимание. – М., 1984.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение науки. Какую роль играет наука в современной культуре?

2. Охарактеризуйте науку как систему знания. Покажите единство научного знания и предметное разнообразие наук.

3. Какое место занимает медицина в системе научного знания?

4. В чем состоят особенности научного познания?

5. Назовите методы эмпирического и теоретического уровня познания.

6. Как соотносятся эмпирическое и теоретическое в научном исследовании?

7. Дайте характеристику оснований науки

8. Каковы особенности методологии медицинской науки?

9. Охарактеризуйте проблему развития науки. Что такое научная революция?

10. Раскройте особенности основных исторических типов научной рациональности.

11. Каковы характерные черты современного этапа в развитии науки?

12. Дайте определение техники. Назовите основные этапы ее развития.

13. Как соотносятся наука и техника?

14. Охарактеризуйте науку как социальный институт.

 

Темы докладов и рефератов:

· Медицина в системе научного знания.

· Развитие науки в философских концепциях К. Поппера и Т. Куна.

· Медицинская техника и здоровье человека.

· Социальная ответственность ученых.

· Этика науки.

· Наука как социальный институт.

Формы контроля знаний:

- контроль исходного уровня - проверка знания основных понятий в форме фронтального опроса.

- текущий контроль - фронтальный и индивидуальный опрос, оценка рефератов и сообщений.

- заключительный контроль – контрольная работа, коллоквиум (итоговое занятие по ос­новным проблемам).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: