Извлечение из речи Ж. Дантона на заседании Законодательного собрания 2 сентября 1792 г

Господа! Для министров свободного народа очень радостно сообщить вам, что отечество будет спасено. Вся Франция пришла в движение. Все рвутся в бой... Часть народа пойдет на фронт, другие будут рыть окопы, третьи — защищать наши города... Комиссары Коммуны торжественно при­зовут всех граждан вооружиться и двинуться на защиту отечества... Мы требуем предать смерти всех, кто откажется пойти сам или выдать имею­щееся у него оружие... Мы требуем разослать курьеров по всем депар­таментам, чтобы сообщить им изданные нами декреты. Набат, который за­звучит, будет не сигналом бедствия, а призывом к атаке на врага родины.

Господа, чтобы победить, нам нужна смелость, еще раз смелость, все­гда смелость — и Франция будет спасена!

Обсуждение вопроса о терроре следует использовать для нрав­ственного воспитания учащихся, неприятия ими насилия как сред­ства решения проблем. При изучении причин политики террора следует добавить, что это были не просто меры устрашения, но и попытка сплотить вокруг правительства простой народ. В монографии А. Матьеза приводится следующий текст:

«Философски настроенный полицейский Дютар пишет в отчете об од­ной экзекуции: «Должен вам сказать, что в области политики такие экзе­куции производят наиболее сильное впечатление, но самое сильное их дей­ствие заключается в успокоении народного недовольства, вызванного его тяжелыми бедствиями. Народ осуществляет, таким образом, свою месть. Жена, потерявшая мужа; отец, потерявший сына; торговец, вынужденный прикрыть свою торговлю; рабочий, расплачивающийся за все по таким вы­соким ценам, что от его заработка почти ничего не остается,— способны примириться со своими бедствиями только при виде людей еще более не­счастных, которых они считают к тому же своими врагами». (Альбер Матьез. Французская революция.— Ростов-на-Дону, 1995.— С. 455.)

Таким образом, мы видим, что обращение к террору — это не только средство борьбы с врагами революции, не только по­пытка устрашения, но и средство для укрепления союза с пле­бейской массой, цена, которую якобинцы платят за поддержку своего правительства. Крушение якобинской диктатуры — иллюстрация к выводу о том, что безнравственными методами нельзя идти даже к самой светлой цели.

В заключительной части урока учащиеся предъявляют свои ва­рианты решения проблемных и познавательных заданий, обдумы­вают личностно значимую проблему.

УРОК 27. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта: 1. Раскол среди якобинцев. 2. Трагедия Робес­пьера — «якобинец без народа». 3. Переворот 9 термидора. 4. Термидорианская реакция. 5. Войны Директории. Генерал Бонапарт. 6. Го­сударственный переворот 18 брюмера. 7. Ве­ликая французская революция в мировой исто­рии. Возможная личностно значимая проблема: упрощение судебной системы и нарушение законности создает повод для превращения этих нарушений в систему. Это не только уничтожа­ет демократию, но и опасно для личности
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся узнают, что Великая французская ре­волюция уничтожила старый порядок, разруши­ла абсолютизм, создала условия для развития капиталистического хозяйства, положила нача­ло формированию правового государства и граж­данского общества. Учащиеся понимают, что ре­волюция оказала огромное воздействие на ход мировой истории (идеи, которые она несла, по­влияли на другие страны и континенты)
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Варианты познавательных и проблемных заданий: 1. Выделите причины крушения яко­бинской диктатуры. Подумайте, почему она бы­ла так быстро и сравнительно легко уничтоже­на. 2. Среди историков существуют разные точки зрения: одни считают, что завершил революцию термидорианский переворот, другие утверждают, что ее концом стал государственный переворот 18 брюмера. Выскажите свою точку зрения на этот ответ и аргументируйте ее. 3. Оцените зна­чение Великой французской революции для ис­тории Франции и мировой истории. Форма урока: комбинированный урок с эле­ментами дискуссии. Приемы деятельности учителя: рассказ, персонификация и драматизация (Дантон, На­полеон Бонапарт, переворот 18 брюмера), эв­ристическая беседа (причины раскола среди яко­бинцев и крушения их диктатуры), информа­тивное сообщение (войны Директории), обуче­ние решению учебных проблем, организация дискуссии
Развитие умений учащихся Учатся рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, использовать ранее полу­ченные знания, давать характеристики истори­ческим деятелям; оперировать понятиями и терминами
Основные понятия и термины Умеренные, снисходительные, «бешеные», тер­мидорианцы, Директория
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 26. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Тесты к теме. Кар­ты «Борьба революционной Франции с внеш­ней и внутренней контрреволюцией в 1792—1794 гг.», «Западная Европа в 1789 г.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +.— 1995.— Т. 1.— С. 529—532. Е. Черняк. Судеб­ная петля.— М., 1991 (глава «Лики террора»). Д. Мережковский. Наполеон. Е. Тарле. Наполеон. Э. Людвиг. Наполеон. Иллюстрации: Ж.-А. Гро. Наполеон на Аркольском мосту. Ж.-Л. Давид. Наполеон Бонапарт на перевале Сен-Бернар. Буше. 19 брюмера: Бонапарт в Совете пятисот. Гравюры: Бовен. Победа Наполеона над турками при Абукере, 25 июля 1799 г. Ж.-Б. Грез. Наполеон Бонапарт, первый консул

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: