№ | Наименование раздела (темы) | Тематика практических занятий (семинаров) | Форма текущего контроля |
1. | Сущность, структура, типы и основные функции | Культура как социально-историческое явление и предмет культурологического исследования | Р |
2. | Культура Древнего Востока | Культура Египта, Месопотамии, Индии, Китая | Т |
3. | Культура античной цивилизации | Культура Древней Греции. Культура Древнего Рима. | Р |
4. | Культура европейского Средневековья | Культура Византийской империи. Материальная и духовная культура европейского Средневековья | Т |
5. | Культура эпохи Возрождения и Реформации | Титаны эпохи Возрождения | Р |
6. | Культура эпохи Просвещения | Просвещенный абсолютизм в Европе и России | Т |
7. | Культура XIX в. | Культура Западной Европы и США | Р |
8. | Мировая культура ХХ в. | Культура западной цивилизации. Культура восточной цивилизации. | Т |
9. | Арабо-мусульманская культура | Мусульманская культура и ее влияние | Р |
10. | Культура России | Культура России XV-XVIII вв. Культура России XIX-XX вв. | Т |
Лабораторные занятия.
Лабораторные занятия - не предусмотрены
№ | Наименование лабораторных работ | Форма текущего контроля |
1. | ||
2. | ||
3. |
Защита лабораторной работы (ЛР), выполнение курсового проекта (КП), курсовой работы (КР), расчетно-графического задания (РГЗ), написание реферата (Р), эссе (Э), коллоквиум (К), тестирование (Т) и т.д.
Примерная тематика курсовых работ (проектов)
Курсовые работы – не предусмотрены
1.
2.
3.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
№ | Вид СРС | Перечень учебно-методического обеспечения дисциплины по выполнению самостоятельной работы |
Самостоятельная работа Презентация | Методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «История», утвержденные кафедрой Истории России, протокол № 11 от 23. 05.2017 г. | |
Рефераты | Методические рекомендации по написанию рефератов, утвержденные кафедрой Истории России, протокол № 11 от 23. 05.2017 г. |
Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
– в печатной форме увеличенным шрифтом,
– в форме электронного документа,
– в форме аудиофайла,
– в печатной форме на языке Брайля.
Для лиц с нарушениями слуха:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа,
– в форме аудиофайла.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
Образовательные технологии.
Темы обсуждения
Научные достижения Древнего Востока.
Мифы и легенды Древнего Востока
Великий древнеиндийский эпос «Махабхарата», «Рамаяна»
Буддизм и его влияние на развитие мировой культуры.
Конфуцианство и даосизм Древнего Китая.
Великие изобретения в Древнем Китае.
Религиозные представления Древнего Египта.
Гомеровский период в истории и культуре Древней Греции.
Характеристика эпохи эллинизма в культуре.
Культура этрусков.
Архитектура и скульптура Римской империи.
Развитие науки и техники в античном мире.
Древнегреческая философия эпохи классики
Поэты и философы Древнего Рима.
Римское право и его культурно-историческое значение.
Византийская иконопись.
Иконоборчество и его влияние на развитие византийской культуры.
Собор святой Софии – жемчужина византийской архитектуры.
Взаимоотношения Византии и Руси
Христианская концепция человека.
Европейские университеты и их роль в развитии культуры.
Наука и техника эпохи Средневековья.
Свободомыслие и инквизиция в период Средневековья.
Средневековые университеты – центры культуры.
Титаны искусства эпохи Возрождения
Феномен Леонардо да Винчи.
Великие гуманисты эпохи Возрождения.
Литература Возрождения.
Научная мысль эпохи Возрождения.
Идеи и вожди Реформации.
Идеология европейского Просвещения.
Научная и художественная картина мира эпохи Просвещения.
Просвещенный абсолютизм в Европе и России.
Выдающиеся деятели французского Просвещения.
Западноевропейское искусство XVΙΙΙ
Теория и история культуры в учениях европейских просветителей
Выдающиеся достижения науки и техники ХΙХ в.
Критический реализм – ведущий метод европейского искусства.
Музыкальный романтизм Шумана, Берлиоза, Верди, Вагнера.
Марксизм как явление европейской культуры.
Революции в Европе ХΙХ в. и их влияние на развитие культуры.
Немецкая классическая философия.
Научно-технический прогресс и духовный кризис европейского общества XΙX в
Философские концепции ХХ в. и их влияние на культуру (экзистенциализм, фрей дизм, прагматизм, религиозный мистицизм).
Научно-техническая революция и ее социокультурные последствия.
Темы докладов
Выдающиеся мыслители ХХ в.
Современная цивилизация и судьба мировой культуры.
Мировые религии и их влияние на развитие культуры.
Феномен информационного общества.
Социокультурный феномен ислама.
Суфизм – мусульманский мистицизм
Достижения арабской науки.
Философия Арабского Востока.
Арабо-мусульманское искусство и архитектура
Специфика мусульманского права и морали.
Своеобразие африканского искусства.
Вклад культуры коренных народов Африки в сокровищницу мировой культуры.
Материальная и духовная культура ацтеков и майя.
Достижения цивилизации инков
Влияние буддизма на культуру государств Юго-Восточной Азии
Особенности японской культуры.
Религиозная и мифологическая система восточнославянских племен
Историко-культурное наследие Новгородско-Киевской Руси.
Материальная культура Новгородско-Киевской Руси
Общественно-политическая мысль и литература XΙΙΙ-XVΙ вв.
Культура эпохи русского предвозрождения (конец XV-XVΙ в.)
Социокультурное значение концепции «Москва – Третий Рим».
А. Рублев: жизнь и творчество.
Первопечатник Иван Федоров
Быт русских людей в XΙΙΙ-XVΙ вв
Живопись и прикладное искусство ХVΙΙ в.
Музыка и театр.
Идеология старообрядничества.
Идеология просвещенного абсолютизма в произведениях С. Полоцкого.
Памятники «нарышкинского барокко».
Создание системы образования в России.
Первые отечественные достижения в области науки и техники.
Архитектурные памятники ХVΙΙΙ в
Феномен М.В. Ломоносова
Московский университет – центр науки и искусства.
Русский классицизм.
В.Н. Татищев и его взгляды.
Социально-обличительная литература ХVΙΙΙ в.