А.М.Горький «Старуха Изергиль

Два типа поведения, существования человека среди людей показал А.М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Две легенды, рассказанные главной героиней, — яркий пример того, как нужно и нельзя жить в обществе. Ларра- сын земной девушки и орла- противопоставил себя обществу, не подчиняясь его законам, моральным принципам. Его желание жить так, как хочется ему, не уважая старших, не считаясь с желаниями людей, его высокомерие – всё это привело к трагическому финалу. Общество просто отвернулось от него. Что может быть страшнее, чем стать изгоем, никому не нужным человеком, когда тебя просто не замечают, а тем более изгоняют. Ларра обречён на жизнь вечную. Но нужна ли ему эта вечность, если нет вокруг никого, кто был бы ему дорог. «Свобода от всего — это наказание».

Данко сделал всё, чтобы вывести людей из тёмного леса. Когда же он понял, что выхода уже нет, он вырвал из груди своё горящее сердце, освещая им путь людям. «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их..». Жизнь для Данко — это стремление быть нужным людям. А оценило ли общество его героический поступок. Нет, все просто были рады освобождению, забыв о своём спасителе «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего‑то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»

Да, общество не всегда оценивает поступки людей, достойных уважения. Но это не делает равнодушными тех, кто желает жить ради людей. Им не нужна награда. Их поступки — веление горящих, пылающих сердец.

Как надо жить, как найти своё место в обществе, как построить отношения с окружающими людьми? Об этом задумываются читатели данного рассказа.

Е.И.Замятин «Мы»

Человек в тоталитарном государстве. Эта тема стала появляться в литературе уже в 1920-1930- годы, когда стало ясно, что политика В.И.Ленина, И.В.Сталина вела к установлению далеко не демократического режима. Конечно, данные произведения не могли быть напечатаны в то время. Их читатели увидели лишь в 1980- е годы, в период перестройки и гласности. Настоящим открытием стали многие из подобных произведений. Одним из них был роман Е.Замятина «Мы», написанный в 1921 г. Антиутопия, изображённая писателем, показывала, к чему может привести тоталитаризм, молчание людей, слепое подчинение режиму. Роман — это словно предостережение, что всё, изображённое в нём, может произойти, если общество не станет противиться ужасной системе репрессий, преследований, когда буквально душится любое желание человека добиться правды. Бездействие общества в тоталитарном государстве может привести к тому, что каждый станет частью огромной государственной машины, превращаясь в «безликое МЫ», теряя индивидуальность и даже своё имя, получая лишь номер среди огромной толпы людей (Д-503, 90, I-330). «…естественный путь от ничтожества к величию: забыть, что ты – грамм и почувствовать себя миллионной долей тонны…». Ценность конкретной личности в таком обществе теряется. Казалось бы, люди построили его, чтобы быть счастливыми. Но произошло ли это? Можно ли назвать счастьем жизнь по часам в этом Едином Государстве, ощущая себя просто винтиком в огромном механизме государственной машины(«Идеал там, где уже ничего не случается…»)? Нет, не все согласны с такой регламентированной жизнью, когда за них думают другие. Они хотят ощущать полную радость, счастье, любить, страдать- в общем, быть личностью, а не номером. За стенами государства – настоящая жизнь, которая так влечёт героиню- I-330.

 

Благодетель решает всё, именно по его законам живут номера. А если кто-то выступает против, то находятся способы заставить людей либо подчиниться, либо умереть. Другого выхода нет. Автор показал, что не смогла часть рабочих захватить космический корабль, привлекая к этому одного из строителей «Интеграла» Д-503 (именно его пыталась с этой целью очаровать I-330). Слишком силён Благодетель и его система. Погибает в Газовом Колоколе I-330, стирается ненужная память у номера Д-503, который продолжает быть уверенным в справедливости государственного устройства («Я уверен, что мы победим, потому что разум должен победить!») Всё в государстве продолжает идти своим чередом. Как ужасно звучит формула счастья, изложенная Благодетелем: “Истинная алгебраическая любовь к человеку — непременно бесчеловечна, и непременный признак истины — ее жестокость”.Но именно в победу разума верит автор, когда общество очнётся, поймёт, что так жизнь нельзя, чтобы каждый сказал себе: «Я перестал быть слагаемым, как всегда, и стал единицей».Человек должен быть частью общества, продолжая оставаться индивидуальностью. «МЫ», состоящее из множества «Я»,- вот одна из формул счастья, к осознанию которой приходят читатели романа.

ВЫВОД

Человек живёт среди людей. Именно в обществе он становится личностью, реализует свои способности, добивается целей, мечтает, страдает, любит. Быть нужным обществу, не отгораживаться от него,не противопоставлять себя ему — вот благородная цель человека. Осознание своего единства с людьми, народом, страной делают жизнь наполненной смыслом. Этому учат нас классики литературы.1.М.Е.Салтыков – Щедрин «История одного города»

История города Глупова- это сатира на Россию 19 века с её бесправным положением народа, вседозволенностью градоначальников, в образе которых автор изобразил «сильных мира сего», в чьих руках судьба страны и народа. Одни фамилии правителей чего стоят: Органчик, Прыщ(Фаршированная голова), Бородавкин, Негодяев, Перехват-Залихватский,Угрюм-Бурчеев. Понятно, что такие люди вряд ли будут что-то делать во благо народа. Все средства сатиры использовал автор, чтобы создать образы этих градоначальников: фантастику, гротеск, иронию. Автор писал, как, оказывается,мало нужно для подчинения и произвола, если есть власть: всего лишь знать несколько слов, устрашающих всех вокруг, и народ будет дрожать от страха. Голова вообще не нужна, ведь обходится без неё Брудастый, вместо головы которого- органчик, воспроизводящий всего два слова – это «не потерплю» и «разорю». В обществе, в котором только и делают, что «хватают и ловят, секут и порют, описы­вают и продают», где бездушие и жестокость стали чем-то естественным, веками себя оправдывающим, народу жить просто ужасно.Автор любил свой народ, поэтому с горечью писал о его вековой покорности. Но всегда наступает точка невозврата. В конце изображён гнев народный, который всё нарастает и нарастает. Этим народным громом и заканчивается произведение, словно автор уверен в силе народа, что тот подобен горной реке, которая не унималась, а с шумом «текла, дышала, журчала и извивалась», неся воды дальше. Как современно это произведение! Какие исторические уроки преподал автор в нём! Общество, покорное, не борющееся за свои права, за свободу, может быстро превратиться в Глупов (вспомним годы тоталитарного режима в СССР). Нужно уметь постоять за себя, а народ это может, что доказала многовековая история России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: