Иллюстрируют силу неконцептуальной [активности]…
Итак, в качестве блага, [доступного лишь] для них самих, Будды реализовали Тело свойств реальности, а в качестве блага, [доступного] для других, при помощи имеющегося у них безмерного изначального осознава-ния, наделенного всеведением, любовью и силой, они мгновенно знают все познаваемые вещи и все потоки умов всех без исключения чувствующих существ и являют активность Тела, Речи и Ума, усмиряющую именно тех, кого надо, и именно так, как надо. Так, в «Сутре» сказано:
Татхагата, постигший таковость, хоть и имеет Тело, природой свойственное пространству, но не бросает [чувствующих существ]; он во всех землях Пробуждения проявляется для всех. Хоть его речь – это невыразимая реальность (дхармата), но в полном соответствии со знанием языка он являет Дхарму в точности как есть. Хоть его ум (sems) и свободен от всего наблюдаемого (dmigs pa), он хорошо знает умственные переживания (spyodpa) и замыслы (bsampa) всех чувствующих существ.
Причинами возникновения такой [активности] являются (1) благословение (byin rlabs, adhisthāna) Победоносного, (2) сила его благопожеланий (smon lam, pranidhāna) и (3) чистые действия (карма) усмиряемых [существ]. Из собрания этих трех [причин и проявляется активность]. Так, в «Непревзойденной непрерывности» сказано:
|
|
Подобно тому, как на чистой берилловой земле-основе
Появляется отражение Владыки Богов,
Так же и на чистой земле-основе ума существ
Возникает отражение Тела Владыки Мудрецов.
В «Непревзойденной непрерывности» активность Татхагаты демонстрируют девять примеров с Индрой, барабаном, облаком и т. д., а в других текстах примерами просветленной активности Победителя являются драгоценность и волшебное древо, исполняющие желания. Они не являются примерами чего-либо, где отсутствует изначальное о сознавание, поскольку сам Будда и является собственно изначальным осознаванием. Также в «Компендиуме» (sdudpa) сказано:
Если нет изначального осознавания, качества не развиваются, просветления нет,
Также не будет и свойств (chos)
Пробуждения, которые подобны океану.
Однако посредством [активности], в которой нет цепляния к характеристикам, концептуального мышления и усилия ('bad rtsol), [Будда] являет силу изначального осознавания – всеведения и любви, а также пресекает страдания и омрачения чувствующих существ. Так в «Непревзойденной непрерывности» сказано:
[Обладает] силой, поскольку при помощи изначального осознавания и сочувствия
Отсекает страдание и мешающие эмоции.
Короче говоря, хоть [Будда] и не имеет концептуального мышления, просветленная активность Пробуждения происходит, осуществляясь спонтанно.
|
|
Так, Арья Нагарджуна говорит:
Когда в совершено незапятнанном Теле
Реальности [Ум] оказывается в присущем ему состоянии океана изначального осознавания,
Тогда точно так же, как [благодаря] драгоценности, [исполняющей] множество [желаний],
Чувствующие существа получают там [осуществление] всех благ.
Так в этих высказываниях показана активность Тела Реальности (дхармакаи) – два Тела Формы – как сила всеведения и любви Будды. Говорится, что она проявляется в восприятии благодаря очищенности действий (кармы), но не говорится [о ней как] только о чистом видении самих усмиряемых.
4.4.4.2. Критика утверждения, [что просветленная активность] есть лишь собственно [проявление] самих потоков других [существ]
[Кармапа] говорит:
…Она не является потоками, отличными [от Будды].
Если бы являлась, поток другого оказался бы изначальным осознаванием.