Название элемента | Социальное партнерство в трудовой сфере | Межсекторное социальное партнерство |
Цель и задачи | регулирование социально- трудовых отношений | согласование социально-экономической политики |
Объект и предмет | социально-экономические отношения работников | занятость, социальная защита, экология |
Принципы социального партнерства | а) учет интересов сторон б) равноправие сторон в) обязанность выполнения договоренностей г) ответственность сторон | |
Субъекты социального партнерства | а) бизнес б) органы государственной власти в) НКО г) работники д) профсоюзы | |
Механизмы социального партнерства | Переговоры со своими формами, методами, способами, процедурами и технологиями взаимодействий | |
Средства социального партнерства | государственные отраслевые, областные, муниципальные соглашения |
Социальное партнерство обращается к проблемам, которые простираются вне организационных границ и традиционных целей и лежат в пределах области традиционной государственной политики, в том числе и на социальной арене. Это требует активной, а не пассивной причастности всех сторон. Участники должны сделать ресурсное обязательство, которое больше чем просто денежно-кредитные отношения.
|
|
Из данных определений мы видим, что социальное партнерство может рассматриваться с позиции различных объектов и предметов. Можно сделать вывод, что социальное партнерство – система, которая обладает свойствами, необходимыми для функционирования социально-ориентированной экономики.
В настоящее время социальное партнерство, перешагнув рамки трудовой сферы, уверенно встраивается в ткань отношений самых разных социальных субъектов, групп, общностей. В связи с этим общество можно представить в виде трехсекторной модели, в которой выделяются три социальные подсистемы:
1) политическая подсистема, включающая в себя органы публичной власти. Часто ее называют государство (первый или государственный сектор);
2) экономическая подсистема, в которую входят бизнес организации и предприятия, рыночные отношения. Ее называют бизнес (второй или коммерческий сектор);
3) гражданское общество или НКО (третий или некоммерческий сектор).
Все сказанное заставляет по-новому взглянуть на социальное партнерство, позволяет расширить его рамки, придать новый импульс этому социальному институту, уйти от консервативного толкования социального партнерства, якобы касающегося только сферы трудовых отношений. Настала пора говорить о новом социальном партнерстве и новой социальной политике, без чего современные социально-экономические и общественные отношения развиваться эффективно не способны.
|
|
Социальное партнерство – это серьезная школа демократии, то есть система взаимоотношений в обществе, при которой реализуются интересы большинства при одновременном соблюдении интересов меньшинства, где каждый участник процесса, отвечая за себя, несет и всеобщую ответственность за принятые решения. Социальное партнерство – это и особая школа управления социально-экономическими и общественно-политическими процессами на всех уровнях власти, которая учит партнеров умению договариваться, быть социально ответственными участниками переговорного процесса, которая формирует ростки новой культуры взаимоотношений в государстве на пути построения гражданского общества [45, c,18-19].
Социальное партнерство в России находится в процессе становления. Сложности в его развитии связаны с особенностями осуществления приватизации, структурными перекосами в экономике, распределением национального дохода в пользу прибыли и в ущерб оплате труда, осуществлением неолиберальной политики управления государством, наличием преград в развитии каждого сектора. Некоммерческому сектору предстоит повысить активность и сплоченность. Российскому бизнесу необходимо дозреть до понимания выгод социального инвестирования, активнее идти на контакт с некоммерческим сектором.