Диалектический материализм Маркса и Энгельса

Марксизм – учение не только философское, но и экономическое. Основатели его Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) – талантливые и разносторонне одаренные личности. Маркс принял точку зрения Гегеля на историю как на процесс, который ведет к свободе. Но в то время как Гегель думал об интеллектуальной свободе, Маркс имел в виду свободу экономическую и политическую. Маркс был материалистом и считал, что бытие людей определяет их сознание. Человеческая история, по Марксу, состоит из ряда последовательно сменяющих друг друга этапов – общественно-экономических формаций, каждая из которых состоит из базиса (экономики) и надстройки (идеологии, политики, культуры и т. д.). Когда производительные силы общества перестают соответствовать производственным отношениям, наступает смена формаций. По Марксу, общественно-экономических формаций пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (две стадии: социализм и собственно коммунизм). При социализме, главной максимой которого является принцип «От каждого по способностям, каждому – по труду», исчезает эксплуатация человека человеком.

При коммунизме все блага жизни должны политься полным потоком и осуществится великий принцип: «От каждого по способностям, каждому – по потребности». Маркс, прежде всего, был талантливый экономист. Вершиной среди его работ по экономике является «Капитал» - грандиозный труд, второй и третий тома которого были созданы Энгельсом из оставшихся после Маркса материалов и изданы благодаря его кропотливому труду. Работы «Святое семейство», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» заслуживают и сегодня самого пристального внимания и изучения.

Европейская философия ХIХ – начала ХХ века

Характеристика интеллектуального фона европейской философии ХIХ – ХХ веков

В философии претенциозные мыслители пытались опровергнуть классические системы прошлого, прежде всего величественные фигуры классиков немецкого идеализма. Еще в большей степени обострился интерес к человеческой личности. В середине и в конце девятнадцатого века философы начали больше внимания уделять свободе, как личной, так и общественной. Свободе противостоит детерминизм – представление о том, что все происходящее определяется естественными законами, божественным планом или природой человека. Многие идеи об обусловленности несовместимы с представлением о личной свободе.

Большинство философских учений XIX века разрабатывались именно для решения проблемы человеческой свободы. Определяющим для духовного климата эпохи был мощный взлет естественных наук и техники. Именно на нем была основана оптимистическая вера в почти неограниченные возможности человека по переустройству мира. В пику рационализму XVIII века возникают различные иррационалистические учения, одновременно и проповедующие веру в человеческую мощь, и подчеркивающие трагичность человеческого существования в этом мире. Многие течения в философии предавались критическим размышлениям о кризисе традиционных ценностей. Их антисистемные и антидоктринёрские требования привели к открытию привилегированного канала выражения в искусстве и литературе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: