Сравнительный анализ налоговой нагрузки по законодательству 1999 г. и 2000 г. на примере ИП «Кондор»

Тыс.руб.

№ п/п Показатели Законодательство 1999 г. Законодательство 2000г. Отклонение
1. Выручка (брутто, вкл. налоги)     -
2. Налоги с выручки, всего     +2829
2.1 НДС (10%)     +2085
2.2 Объединенный сбор(5%) -   +744
3. Выручка (нетто, без учета Налогов)     -2829
4. Себестоимость продукции, в т.ч.: материальные затраты     -
  Всего     -
  Из них: налоги     -
5. Внереализационные доходы     -
6. Внереализационные расходы     -
7. Балансовая прибыль     -2829
8. Налогооблагаемая прибыль - - -
9. Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия     -2829

 

В соответствии со ст. 34 Закона РБ «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» от 14 ноября 1991г., с учетом изменений и дополнений, в случае, если акты законодательства РБ, принятые после регистрации предприятия с иностранными инвестициями, ухудшают положение и условия для деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием предприятий (то есть на них возлагается дополнительные, либо увеличенные в сравнении с ранее существующими обязанности или они ограничиваются, либо лишаются имеющихся прав), то к инвесторам, предприятию с иностранными инвестициями и (или) иностранными инвестициями в течение 5 лет применяется законодательство, действовавшее на день регистрации предприятия и иностранными инвестициями.

Положения настоящего Закона могут быть изменены или отменены только путем внесения соответствующих изменений в данный Закон. Изменение настоящего Закона или другого законодательства РБ, ухудшающее положение иностранных инвесторов или предприятий с иностранными инвестициями, обратной силы не имеет.

В стране создаются все новые свободные экономические зоны. Вольно или невольно они начинают конкурировать между собой поэтому следует учитывать специфику хозяйственной деятельности предприятий-резидентов, чтобы каждое новое производство, если государство дает ему режим наибольшего благоприятствования, имело свою уникальность и значимость.

Необходимо отметить, что данные проблемы были накоплены за 1,5 – 3-летний срок деятельности СЭЗ, поэтому ускорение их решения является насущной задачей в ближайшей перспективе. Условия хозяйствования на территории СЭЗ в первую очередь должны определять технологический уровень размещаемых на ее территории производств. Этот принцип заложен в Указе Президента Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. № 244 "0 стимулировании создания и развития в Республике Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях". К сожалению, устанавливаемые для резидентов свободных экономических зон налоговые льготы не зависят от уровня применяемых ими технологий. Более того, резидентам свободных экономических зон и предприятиям с зарубежными инвестициями предоставлены сегодня большие налоговые льготы, чем для предприятий и производств, основанных на новых и высоких технологиях. Вполне естественно, что такое положение вещей не стимулирует зарубежные компании к размещению на территории Республики Беларусь высокотехнологичных производств. Сложившаяся ситуация не отвечает интересам страны, обладающей достаточно высоким научно-техническим потенциалом.

Факты свидетельствуют, что необходимо усиление роли государства в развитии СЭЗ. Одним из шагов в этом направлении должно стать верховенство специального права по СЭЗ над общими республиканскими законодательными нормами, особенно если они ухудшают условия хозяйствования резидентов экономических зон.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренный комплекс проблем требует разносторонних решений, направленных на преодоление возникающих дисбалансов экономического и социального развития отдельных регионов Беларуси.

Однако, на наш взгляд, доминантой в проектировании и реализации долгосрочных планов должна выступать всё же система проблем, "завязанных" на ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы и связанных с нею угроз. Расселенческие, инфраструктурные, аграрные проблемы должны оцениваться с точки зрения нормализации "чернобыльского" социума.

Второй осью выступает удержание в стабильном состоянии системы крупного производства в стране. Результаты последних десяти лет обнадёживают, однако, вместе с тем не стоит забывать о проблемах технологического обновления промышленной системы Беларуси и обеспечения эффективных рынков сбыта для неё.

Поддержание инфраструктуры сельского хозяйства - третья среди важнейших региональных проблем. Какие бы пути трансформации аграрного сектора в нашей стране не были приняты впредь под влиянием политического момента следует учитывать степень изменения региональной аграрной структуры и специализации в истекшем столетии.

Наконец, самые важные в гуманитарном плане - социальные и демографические проблемы. Демографический дисбаланс в средине столетия, а затем депопуляция в северных и восточных регионах страны оказывают мощное воздействие на их социальную динамику. После 1986 года процесс усугубляется чернобыльским фактором и уже оказывает ощутимое влияние, особенно в небольших населенных пунктах.

Достижение регионального баланса при решении всех этих взаимосвязанных проблем составляет суть настоящей работы и предлагаемых на её основе рекомендаций.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Беларусь как общественно–политическая система на переходном этапе своего развития сталкивается с рядом угроз, способных за короткое время вызвать структурный коллапс и распад всей общественной системы. Иерархия угроз может быть выстроена в зависимости от скорости и глубины возможного их деструктивного воздействия на общество.

1. Не исключена возможность новой аварии на ЧАЭС. Трещины на нынешнем Саркофаге вокруг 4-го блока составляют свыше 1200 кв. м. Саркофаг в течение 5-10 лет должен быть заменен новым, иначе процесс его технического износа приобретет неконтролируемый характер. Практически все эксперты не исключают возможность и нового взрыва, ибо большая часть ядерного топлива, которая была в реакторе в 1986 году, находится внутри Саркофага и там проходят сложные внутренние процессы. Новая авария вызовет не только прямое поражение уже облученного населения, но неконтролируемую массовую миграцию миллионов людей из региона. Политические же последствия новой аварии будут носить глобальный характер. Вплоть до ввода НАТО на территорию экологически опасных объектов стран СНГ и ответной реакции оппозиционных этому шагу сил в России и других государствах.

2. Остановка крупного промышленного производства. Распад трудовых коллективов и, как следствие, резкий рост стоимости проезда в общественном транспорте и коммунальных платежей. В результате около полутора миллионов безработных, которые ныне заняты в крупном промышленном производстве, лишатся возможности ведения личного хозяйства на дачных участках и в деревнях, обеспечивающего потребление продуктов. Крупные промышленные предприятия являются градообразующими для большинства средних и крупных городов Восточной Беларуси. В наиболее крупных городах можно рассчитывать на частичное рассасывание безработицы за счет быстрой малой и средней приватизации. Но города с численностью населения в 50-200 тысяч человек станут источником колоссальной социальной напряженности и преступности. Остановка крупного промышленного производства может произойти только обвально, ибо предприятия этого типа составляют взаимосвязанный единый в своей технологической основе комплекс. Массовый сброс безработицы может быть нейтрализован только обширными внешними финансовыми вливаниями. что маловероятно. Поэтому в случае остановки крупного производства Восточная Беларусь за короткое время может превратиться в очень мощный очаг политической нестабильности. При этом невозможна заметная диверсификация социально-политических требований различных групп безработных между разными политическими силами. Масса промышленных рабочих и связанных с ними социальных слоев станет социальной базой для одной политической силы, которая поставит своей целью реанимацию крупного промышленного производства как единого комплекса.

3. Упадок мелиоративных систем на Полесье. В зависимости от характера непосредственной катастрофы могут быть разными и социально-политические последствия. В случае выпадения значительных осадков в Прикарпатье, подобно тому, как это произошло в 1998 году в Польше, может быть за короткое время уничтожена значительная часть транспортной и энергетической инфраструктуры в Брестской и Гомельской областях. Однако вследствие истощения торфяного слоя на бывших болотах вряд ли произойдет значительное заболачивание. Тем не менее экономика РБ вряд ли выдержит груз восстановления разрушенной инфраструктуры в случае разового удара. Значительная часть населения оставит регионы с разрушенной инфраструктурой. Прежде всего это касается густонаселенных сельских районов Брестской области. В зоне потенциального природного бедствия проживает около 1,5-2 миллионов человек, не считая полесских районов Украины. 500-800 тысяч беженцев хлынут прежде всего в Брест и Минск, где проще найти заработок в сфере теневого бизнеса. Белорусское общество вряд ли справится с социально-политическими последствиями этой катастрофы. Если упадок мелиоративных систем будет происходить постепенно, как ныне, тогда у общества есть перспективы постепенно адсорбировать население из наиболее сложных полесских регионов в безопасные зоны. Однако любой сбой в жилищном строительстве или обострение экономического кризиса способны превратить полесскую миграцию в сложный социально-политический и криминальный проблемный узел.

4. Процессы социально-культурной и биологической деградации чернобыльской зоны. Долговременные последствия чернобыльской аварии не решаемы силами одной лишь Беларуси. Нарастание болезней и специфичных проблем, характерных для социального гетто, уже сегодня требуют широкомасштабного международного вмешательства. Проблема СПИДа и наркомании в Солигорске – это не локальный случай, это проявление общей тенденции. Любой политический кризис выплеснет на поверхность правду о последствиях катастрофы как политический фактор и подстегнет массовую радиофобию, которая способна превратить регион в источник неопределенно значительных миграционных процессов и политических катаклизмов. В тени любого кризиса центральной власти чернобыльская зона за короткое время породит значительную организованную преступность, ибо социальных структур, способных самостоятельно, без поддержки государства остановить вал преступности в этом регионе практически нет. Ни церкви, ни жизнеспособной деревенской традиционной культуры, ни, тем более, политических партий, ориентированных на ценности “открытого общества”. В то же время эффект вымывания из региона лиц с высоким образовательным и культурным уровнем уже превратил чернобыльскую зону в обширное социокультурное гетто. К этому процессу в среднесрочной перспективе добавляется влияние малых доз радиации на структуру головного мозга населения и вызываемые этим явлением социальные процессы. Прекращение государством хотя бы идеологической патронирующей функции в этом регионе создаст политическую базу для роста на чернобыльском субстрате политических сил, ориентированных на восстановление антилиберального по своей сути государства.

Отсюда основными целями белорусского общества на нынешнем этапе могут быть:

1. Активное вмешательство в вопрос о строительстве нового саркофага на 4-м блоке ЧАЭС в случае продолжения проволочек в этом процессе по причине коррупции на Украине, как это стало известно в 1998 году.

2. Сохранение крупного промышленного производства ценою в первую очередь закрепления на российском экономическом пространстве, выхода на рынки стран Третьего мира, использования геополитического положения для извлечения необходимых ресурсов из развитых стран Запада в интересах белорусского крупного производства.

3. Поиск своей ниши в ряде глобальных технологических проектов Запада, прежде всего стран ЕС.

Для искажения пропаганды ряда СМИ и политических кругов в отношении реального социально-экономического положения в стране рассмотрим основные из этих положений. Беларуси не представляют объективных угроз:

1. Внутренняя оппозиция, ориентированная на этнические или либеральные ценности. Вызовы, которые стоят перед Беларусью влекут за собою по мере обострения проблем консолидацию общества в единый кулак, а не социально-политический распад. Характер этнических и конфессиональных процессов в Беларуси таков, что невозможно формирование устойчивой антигосударственной силы на их основе. Католический массив раздроблен географически и прилегает к границам Литвы и Латвии, то есть польский фактор в качестве дестабилизирующего общество всерьез использован быть не может. Протестанты интегрированы в социально-политическую структуру РБ и культурно чужды соседним государствам и народам, то есть не могут выступить базой для сепаратистского движения. Белорусский этнический национализм не способен выработать культурную формулировку, способную учесть интересы индустриальной нации.

2. Военная интервенция со стороны любого потенциального противника. В регионе у Беларуси потенциального противника нет, ибо ни одна страна региона не является независимой от Запада единицей. А Запад заинтересован в функционировании транспортных артерий, которые проложены или прокладываются через Беларусь.

3. Коллапс в России. При любом раскладе вероятной военно-политической ситуации в России маловероятно, чтобы были парализованы месторождения газа и нефти, которые разрабатываются в интересах Европы. А, значит, маловероятно, что кризис в России может привести к распространению гражданского конфликта на Беларусь.

4. Верхушечный переворот, ориентированный на проведение шоковой терапии и иных глубоких либеральных реформ. Маловероятно, что с Запада может прийти помощь подобному режиму в необходимых Беларуси объемах для нейтрализации конфликтных последствий остановки крупных предприятий. Тем более маловероятно, чтобы с Запада пришла помощь, адекватная масштабу последствий аварии на ЧАЭС.

5. Вмешательство Москвы. Масштаб и характер белорусских проблем столь велики, что в России вряд ли найдутся силы, способные эффективно управлять белорусским обществом. Пока же работают белорусские заводы, любой белорусский лидер, даже самый русский по национальности, даже старовер, будет обладать крупным политическим потенциалом для вмешательства на территории России и будет вынужден ради сохранения неэквивалентного обмена между Беларусью и Россией активно использовать этот потенциал.

Исходя из рассмотренных реалий социально-экономической и политической ситуации в Республике Беларусь следует учитывать необходимость особых направлений экономических реформ.

Во-первых экономическое реформирование в Беларуси вопреки расхожим мнениям должно начинаться не с малой приватизации, а с крупной промышленности. Пока не раскачается крупная промышленность, малая приватизация должна быть государством сдержана. Если малую приватизацию не сдержать, то она в состоянии вырвать из промышленности, пока та испытывает трудности, заметную часть рабочего класса, а, значит, затруднить и затянуть реформирование крупных заводов.

Во-вторых, экономические реформы в крупной промышленности могут начаться только после того, как белорусская индустрия с помощью государства и активной внешней политики получит юридические возможности для доступа к новым для нее обширным рыночным пространствам. Белорусская промышленность сама по себе еще не вышла из кризиса. ее продукция не всегда конкурентоспособна. Для выхода на новые рынки и первоначального закрепления там Беларуси необходимо использовать весь набор имеющихся у нее в распоряжении экономических и внеэкономических средств и возможностей.

В-третьих, после получения юридических возможностей для доступа на новые рынки должна проводиться перестройка системы управления теми комплексами предприятий, которые непосредственно получили от государства этот доступ. Перестройка системы управления этими предприятиями должна первоначально вестись государством и привязываться к потребностям и специфике тех рыночных пространств, где окажутся заводы.

Реально, очевидно, эта перестройка должна включать в себя несколько общих для всех рыночных пространств параметров:

1. Акционирование комплексов взаимосвязанных в технологическом плане предприятий при сохранении за государством по крайней мере на первых порах контрольных пакетов акций или иной формы контроля за этим комплексом. По мере закрепления предприятий на новых рынках вмешательство государства в их дела должно падать.

2. Изначальная привязка к этим комплексам определенных государством финансовых структур, способных обеспечить устойчивость на новых рынках не только технологически взаимосвязанной группы предприятий, но и любых связанных с нею деловыми интересами на этом рынке хозяйственных структур. Возможно, на начальной стадии Беларуси придется стимулировать создание своего рода территориальных кампаний или деловых ассоциаций для работы на закрепленных за ними рынках. Может быть, вариантами таких структур станут сегодняшние межведомственные комиссии или торговые дома.

3. Привлечение в получившие "свое" рыночное пространство производственно - финансовые комплексы иностранных инвестиций при государственном контроле за деятельностью инвесторов и координации инвестиционного процессов в масштабе республики с тем, чтобы не выпустить контроль за экономическими преобразованиями из рук нации.

Фактически речь идет о становлении с помощью государства нескольких крупных Транснациональных Корпораций с Беларусью в качестве страны базирования. Страна базирования ТНК, как известно определяется по нескольким параметрам. Ею является государство, в распоряжении которого находятся:

1. органы управления данной ТНК;

2. центры НИОКР (научных исследований и конструкторских разработок), которые обеспечивают постоянную разработку новых технологических решений и образцов продукции;

3. центральные финансовые институты корпорации.

4. иногда для относительно небольших ТНК, в которых выделяется головное сборочное предприятие имеет значение место расположения этого завода или комплекса сборочных производств.

Белорусская промышленность по своей структуре уже представляет из себя несколько таких ТНК, которые просто необходимо юридически оформить и закрепить на новых рынках. Очевидно белорусскому государству придется сконцентрировать свои усилия на становлении всего лишь четырех-пяти таких национальных ТНК на базе уже существующих промышленных гигантов: тракторной на базе МТЗ и, возможно, Гомсельмаша, автомобилестроительной на базе МАЗа и БелАЗа, радиоэлектронной на базе ПО "Интеграл" и, быть может, нефтехимической на базе имеющихся НПЗ. Именно такой путь развития экономики РБ по сути предложен Беларуси и группой экспертов, в выработанных ими рекомендациях в конце 1995 года. И именно этим путем Беларусь сегодня движется, пусть и не всегда последовательно и зачастую не сознательно, а рефлексивно.

По крайней мере, именно в такую схему укладывается поведение Республики Беларусь в отношении к малой приватизации, чековой приватизации и привлечении иностранного капитала в свои предприятия в рамках соответствующих государственных программ. Именно в этом направлении, в немалой степени, действует и белорусская внешняя политика, особенно активная в последнее время в развивающихся странах Азии.

Необходимость активизации действий в странах третьего мира требует от белорусской внешней политики поиска новых дипломатических конфигураций и алгоритмов внешнеполитических шагов.

Некоторые общие закономерности политики Беларуси за пределами России можно выделить уже сейчас. Вероятно, Беларусь будет стремиться закрепиться не на рынках развитых, а на рынках развивающихся стран, которые способные принять среднюю по качеству продукцию белорусской промышленности в необходимых Беларуси объемах. Нашим предприятиям проще закрепиться в бывшей сфере влияния Советского Союза, где еще далеко не всюду успели развернуться западные конкуренты. По мере продолжающегося падения внешнеполитического веса России Беларусь будет вынуждена искать точки соприкосновения с развитыми западными государствами, влиятельными в регионах коммерческих интересов Беларуси. Прежде всего речь идет о США, Великобритании, Франции. Наконец, выход к морской торговле потребует от Беларуси налаживания устойчивых отношений с соседними государствами, которые обладают портами. В силу того, что эти государства настроены преимущественно прозападно следует ожидать, что и внешняя политика Беларуси реально будет адаптирована к более лояльным и взаимовыгодным отношениям с развитыми государствами Запада.

Если не вдаваться в подробности уже происходящего политического процесса, то можно только отметить, что сегодня Беларусь вынуждена выходить на рынки стран третьего мира в тени внешней политики России. Но Беларусь останется на этих рынках только, если сумеет найти точки соприкосновения с куда более влиятельными в мире западными державами и привлечь в требуемых масштабах в свою экспортную промышленность западный капитал и технологии.

Кроме того, останавливаясь на внутрибелорусских реалиях, выделим некоторые существенные положения.

В соответствии с задачами социально-экономического развития страны усилия государства должны быть направлены на последовательное и целенаправленное изменение специализации внутриреспубликанских регионов. При осуществлении таких мер должны выполняться следующие условия:

 Приоритетное технологическое обновление промышленности в регионах, сильно зависящих от внешних поставок ресурсов (восточно-белорусские области);

 Использование выгодного транспортно-географического положения, а именно - переспециализация приграничных регионов, создание здесь новых рабочих мест (Брестская, Гродненская, Витебская области);

 Стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия;

 Создание новых производств, ориентированных на эффективное использование местных экономических, географических, экологических и пр. условий (все регионы).

В процессе территориальной переспециализации экономики необходимо сосредоточить основные усилия на первоочередном развитии "полюсов роста" - отдельных регионов, имеющих важное геополитическое положение (Брестская область). В условиях рыночной экономики при повышении цен на сырьевые ресурсы в качестве приоритетной должна рассматриваться задача осуществления таких изменений, которые уменьшили бы зависимость производства от поставок дорогостоящих ресурсов. Поэтому в областях, где такие отрасли занимают значительный удельный вес (восточно-белорусские области), следует осуществлять меры по сокращению материало- и энергоемкой продукции и расширению за этот счет продукции наукоемких производств.

Важнейшей задачей при осуществлении переспециализации в регионах является обеспечение, восстановление и сохранение историко-культурного наследия, а также вовлечение материально-культурного потенциала в доходные ресурсы страны. Для поселений и районов, обладающих особыми природными условиями (национальные парки, курортно-рекреационные зоны и пр.) и историко-культурными ценностями, должны быть установлены наиболее целесообразные виды деятельности, а также соответствующие режимы охраны и ограничения, позволяющие сохранить ценности, являющиеся национальным достоянием, создать условия их эффективного использования для развития туризма и рекреации.

Особую группу поселений и территорий образуют районы, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС, а также поселения и районы с кризисной эконлогической, социально-демографической обстановкой (Солигорский, Новополоцкий, Полесский и др.) Осуществляемые здесь меры по переспециализации должны быть направлены на устранение негативных экологических условий.

Важным фактором, влияющим на социально-экономическое развитие регионов в современных условиях, является трансформация экономики в регионах в связи с укреплением в стране государственности и формированием рыночных структур. Важнейшими среди таких факторов являются:

 Создание новых мест приложения труда, связанных со строительством и эксплуатацией инфраструктурных комплексов по обеспечению связей Республики Беларусь как важнейшего коммуникационного пространства между Европейским союзом и Россией;

 Организация функционирования новых приграничных служб и хозяйственных структур.

Влияние этих факторов более всего скажется на территориях, находящихся в юго-западном приграничном периметре Беларуси (Брестская область), а также вблизи важнейших транспортных магистралей. Необходимо инвестировать средства в приграничную инфраструктуру.

Нежелательность политического коллапса на комплексе предназначенных к модернизации транспортных магистралей Берлин - Москва - один из главных аспектов, которые обуславливают место Беларуси в системе внешнеполитических приоритетов развитых стран Запада.

Беларусь по своей социально-экономической структуре и неожиданно благоприятным геополитическим условиям, когда ни одна великая сила не заинтересована в политическом катаклизме на территории, резко отличается от всех соседей по региону Средней Европы. Беларусь - единственное государство Средней Европы, которое действительно ломать клетку из геополитических обстоятельств, в которых находятся все эти страны.

Белорусская альтернатива геополитическому тупику Средней Европы - вероятно в сохранении крупной промышленности в качестве основы экономики за счет быстрого выхода на рынки за пределами Средней Европы. В принципе ныне Беларусь просто играет на противоречиях между Западом и Россией, на внутренних противоречиях в России, на опасении и Запада и России перед перспективой возникновения украинского блока, оснащенного ядерным оружием. Единственной же целью такой политики может быть закрепление с помощью и Запада и России на новых рынках в основном в странах третьего мира. если Минск сможет это сделать, то тогда кто бы ни владел юридически белорусскими экспортными производствами, Беларусь как геополитическое пятно будет более-менее свободна от роковой беспомощности среднеевропейской геополитики. Геополитическая устойчивость и потенциал Беларуси будут определяться вне Средней Европы.

Если Беларусь создаст свои крупные корпорации, закрепится в развивающихся странах, развернет в этих странах сборочные производства, а на своей территории - конструкторские разработки, обучит соответствующим образом свое население, финансовые центры своих корпораций выведет за рамки национального экономического пространства, то созданная система будет по-настоящему эффективной и устойчивой.


 


* Впервые в статистическом отчёте за 1 полугодие 2000 года нашли отражение отдельные данные по СЭЗ «Витебск».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: