Обычное право – древнейшая форма образования римского права.
Обычное право – совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте.
Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получали признания и защиты от государственной власти, они оставались простыми обычаями (бытовыми); если обычаи признавались и защищались государством, они становились правовыми обычаями, составляли обычное право, а иногда даже воспринимались государственной властью, придающей им форму закона.
Обычное право – неписаное право (ius non scriptum), восходящее к обычаям первобытного общества.
Нормы обычного права:
1. mores maiorum – обычаи предков;
2. usus – обычная практика;
3. commentarii pontificum – обычаи, сложившиеся в практике жрецов;
4. commentarii magistratuum – обычаи, сложившиеся в практике магистратов;
5. consuetudo – обычай в императорский период. В императорский период обычай не должен был противоречить закону; обычай не мог отменять указание закона. «Долго принявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного закона» (Дигесты).
|
|
Значение обычаев:
– заменяли указания других, более определенных источников права, прежде всего законов;
– свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике.
Для признания обычая правовым, т. е. дающим основание для защиты судом, он должен был:
– выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;
– выражать однообразную практику;
– воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации, т. е. далеко не все обыкновения могли составить правовое требование обычая (например, не создавали такового обыкновение «давать на чай», разные принятые формы отчетности, обычаи делать подарки и т. п.). Специфика правового применения обычая – ссылающийся на обычай должен был сам доказывать факт его наличия.
Законы (leges) – главное воплощение римского писаного права.
Законы – имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом.
Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы:
1. он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ;
2. он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы;
3. он был доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума;
|
|
4. исходил только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.
Закон должен был содержать обязательные элементы:
1) praescriptio – вводная часть, или указатель обстоятельств издания;
2) rogatio – текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;
3) sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.
Древнейший закон – Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима – земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.
Законы XII таблиц – свод правил обычного права Древнего Рима, который в виде медных многогранных досок был выставлен на городской площади.
Законы XII таблиц состояли из нескольких разделов:
-о вызове в суд,
-о вершении исков,
- о долговом рабстве,
- о порядке манципации при сделках,
- о завещании и семейных делах,
- о пользовании земельным участком,
- о воровстве,
- о личном оскорблении,
- об уголовных наказаниях (например, за убийство отца сына могли посадить в мешок с собакой, обезьяной, петухом или гадюкой и сбросить в море; практиковалась и такая казнь как сбрасывание с моста или Тарпейской скалы вниз головой),
- о порядке похорон и церемоний,
- о публичных делах в городе и о неиспрашивании привилегий.
Одной из норм, содержащихся в XII таблицах является правило Талиона (суть: «Око за око, зуб – за зуб»).
Виды законов:
1. Plebiscitium - в Риме республиканского периода законами являлись постановления плебса. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.
Примеры подобного рода законов:
- законы XII таблиц;
- Аквилиев закон (отменил продажу в рабство и убийство неоплатного должника. См. о нем далее в лекциях);
- Фальцидиев закон (об ограничении завещательных отказов. См. о нем далее в лекциях) и др.
2. В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената – сенатусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями.
Примеры подобного рода законов:
- Мацедонианов сенатусконсульт (лишил исковой защиты договоры займа подвластного сына. Данный сенатусконсульт состоялся в связи с делом некоего Мацедона (Macedo), который, запутавшись в долгах, убил своего отца, чтобы скорее получить наследство);
- Виллианов сенатусконсульт (обьявил недействительными всякого рода вступления женщины в чужой долг. См. о нем далее в лекциях).
3. Конституции приобретают наименование leges (что угодно императору, то имеет силу закона). Конституции были 4-х видов:
А) эдикты – общие распоряжения, обращенные ко всему населению;
Б) рескрипты – распоряжения по отдельным делам (ответы на возбуждавшиеся перед императором ходатайства);
|
|
В) мандаты – инструкции, которые императоры давали чиновникам;
Г) декреты – решения по поступавшим на рассмотрение императора спорным делам