Биологические теории
|
Сводят природу человека к животному началу. Поведение человека обусловлено его инстинктами (Спенсер - инстинктом выживания, а Фрейд - инстинктом продолжения рода и инстинктом смерти).
|
Чезаре Ломброзо. Физич. черты связаны с характером поведения (преступными наклонностями). Ввел понятие " криминальный тип " как результат деградации человека к более ранним стадиям эволюции.
|
У.Шелдон. Зависимость личностных черт от строения тела
|
Теория развития личности (зеркального Я)
|
Ч.Кули. Эффект «зеркального отражения» у людей представлений о том, как их оценивают другие
|
Марксистская теория
|
К.Маркс, Ф.Энгельс. Рассматривают личность как продукт общественных отношений, где главными являются материальные (экономические) отношения.
|
Психоаналитические теории
|
Зигмунд Фрейд. Личность в развитии проходит ряд последовательных стадий, заканчивающихся половой зрелостью; на каждой стадии напряженность между «Я» и «Оно».
|
Эрик Эриксон. Личность в ходе развития проходит стадии развития связанные с преодолением кризисов (теория кризисного развития).
|
Теория развития познания
|
Жан Пиаже. Способность мыслить развивается по мере прохождения последовательных стадий, каждая из которых способствует овладению новыми навыками
|
Теория нравственного развития
|
Лоренс Кольберг. Развитие личности включает несколько стадий, предполагающих развитие познавательной способности и пониманию чувств других людей.
|
Поведенческие теории
|
Б.Скиннер, Дж. Хоманс. Рассматривают личность как система реакций человека на внешние стимулы. Поведение людей обусловливается и контролируется соц. средой через язык, обычаи, соц. институты
|
Ролевые теории
|
Опираются на идеи структурного функционализма (Э.Дюркгейма, М.Вебера), где единицей социального анализа является роль, выполняемая индивидом в обществе в зависимости от ожиданий группы, в которую он включен.
|
• Теория предписанных ролей - акцент на относительную четкость требований, предъявляемых к поведению в соответствии с определенным статусом. Здесь главное внимание уделяется способности личности к выполнению этих предписаний и степени соответствия поведения требованиям.
|
• Теория субъективных ролей - выявление ожиданий со стороны личности, т.е. на то как воспринимаются и оцениваются в сознании индивида экспектации (ожидания)
|
• Теория проигрываемых ролей - акцент на проявлении экспектаций и их восприятий в поведении человека
|
Джордж Герберт Мид. Акцент на механизмах «научения ролей», освоения ролей в процессах межличностного взаимодействия (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны «значимых» для данного индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Развитие личности включает несколько стадий, связанных с принятием на себя роли др. людей и формированием «Я» и «Меня».
|
Роберт Линтон. Внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций.
|
Ральф Дарендорф. Рассматривает человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний, что в свою очередь отражает отчуждение личности.
|
Толкот Парсонс. Один из первых попытался систематизировать социальные роли. Для любой роли характерен набор следующих пяти характеристик: • эмоциональная содержательность; • способ получения роли (предписывание или приобретение); • масштаб; • формализация (строго установленная или размытая); • мотивация.
|
Джордж Морено. Классифицирует социальные роли: • «психосоматические роли», когда поведение связано с основными биологическими потребностями, определенными культурой; • «психодраматические роли», когда поведение личности определяется согласно конкретных требований данного социального окружения; • «социальные роли», когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории.
|
Теории ролевых и статусных наборов
|
Человек рассматривается как совокупность социальных ролей и статусов. Социальная структура личности характеризует как «внешнюю», так и «внутреннюю» соотнесенность человека с социумом:
|
• «внешняя» (объективная) соотнесенность выражается в системе социальных статусов (как объективного положения человека в обществе) и моделей ролевого поведения (как динамической стороны статусов) - «объективных» позиций личности в социальном мире;
|
• «внутренняя» (субъективная) соотнесенность представлена совокупностью диспозиций (как субъективно осмысленных позиций) и ролевых ожиданий (как динамической стороны диспозиций) - «субъективные» позиции или субъективный срез статусов.
|
Роберт Мертон. Индивиды, занимающие те или иные статусы, находятся во взаимодействии с др. партнерами, обладающими разными ожиданиями из-за различий своих позиций в социал. структуре.
|
Деятельностные теории (культурно-историческая школа Л.С.Выготского /1896-1934/)
|
Изучение личности, по Л.С.Выготскому, сводится к:
|
• определению доминантного вида деятельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т.д.), системообразующего звена;
|
• выяснению принципа осуществления деятельности - вынужденная или свободная, отчужденная или неотчужденная;
|
• изучению характера связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности;
|
• исследованию уровня осуществления каждого из видов деятельности.
|
На разных этапах жизни человека социализация имеет свои особенности. Поэтому процесс социализации включает ряд стадий: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности.
1. Первичная социализация,или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода). Некритическое усвоение социального опыта, адаптация, приспособление, подражание.
|
2. Стадия индивидуализации (появление желания выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения) – подростково-юношеский период. В подростковом возрасте - стадия самоопределения “мир и я” - промежуточная социализация, т.к. все неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) - устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
|
3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если же нет, то возможны следующие исходы: а) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми и обществом; б)изменение себя, “стать как все”; в) внешнее соглашательство, адаптация.
|
4. Трудовая стадия- весь период зрелости человека, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.
|
5. Послетрудовая стадиярассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
|
Стадии
| Основные признаки
| Периоды жизни
|
1 стадия
| Доверие-недоверие
| - грудной возраст (младенчество)
|
• I кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему миру, а во втором, - недоверие к нему.
|
2 стадия
| Автономия-сомнение
| - возраст 1-2 лет
|
• II кризис связан с первым опытом обучения, с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Слишком строгий или непоследовательный контроль приводит к развитию у ребенка стыда, сомнений, связанных со страхом потерять контроль над собственным организмом.
|
3 стадия
| Инициатива-чувство вины
| - возраст 3-5 лет
|
• III кризис соответствует 2-ому детству, когда происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, неудачи и безответственность могут привести его к покорности и чувству вины.
|
4 стадия
| Трудолюбие-неполноценность
| - младший школьный возраст (6-11 лет)
|
• IV кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от атмосферы в школе и методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.
|
5 стадия
| Идентификация-диффузия
| - юность (12-18 лет)
|
• V кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, который он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации могут привести к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.
|
6 стадия
| Интимность-одиночество
| - начало взрослого периода
|
• VI кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл “работа - рождение детей - отдых”, чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.
|
7 стадия
| Творческая активность-застой
| - средний возраст;
|
• VII кризис, переживаемый человеком в сорокалетнем возрасте, характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося в “интересе к следующему поколению и его воспитанию”. Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью.
|
8 стадия
| Умиротворение-отчаяние-старость
| - после 50 лет
|
• VIII кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути и подведение итогов прошлой жизни и осознание того, что ее как единое целое уже изменить нельзя. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.
|