СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
А1 втокоммуникация — естественное условие психологической'активности человека, постоянное общение с самим собой, приводящее при определенных обстоятельствах к внутрилич-ностному конфликту.
Агрессия — нападающее, наступательное или захватническое действие с определенной целью одной стороны против другой.
Агрессия вербальная — словесная агрессия, проявляющаяся в грубости, оскорблениях, хамстве.
Агрессия смещенная — перенаправленная агрессия с источника агрессии на иное одушевленное или неодушевленное тело, вызванное осознаваемой невозможностью или нецелесообразностью ответить непосредственно источнику агрессии обычно в связи с разницей с ним в силе, возрасте, социальном статусе.
Агрессия физическая — агрессия с применением физического воздействия.
Адаптационный синдром — сочетание симптомов стрессового состояния человека, побуждение организма к защитно-приспособительной саморегуляции.
Арбитраж — специальный орган для рассмотрения коллективных трудовых споров; комиссия, формируемая из числа профессионально подготовленных нейтральных лиц с согласия участников социально-трудового конфликта в целях выработки рекомендаций по урегулированию разногласий между ними.
|
|
Аутоагрессия — агрессия, направленная против самого себя, выражающаяся в причинении себе физического или морального вреда.
Виды (типы) конфликтов — варианты конфликтных столкновений, различаемые по факторам совместной деятельности людей (источникам возникновения, формам взаимодействия, направленности общения, функциям и др.).
Вина — совершение, причинение действием или бездействием чего-либо неблагоприятного, общественно опасного, повлекшее общественно опасные последствия.
Враждебность — крайняя степень недоброжелательности, неприязни, ненависти к кому-либо или чему-либо, интерпретация сигналов среды как изначально агрессивные и агрессивное реагирование на них.
Границы конфликта — внешние пределы в пространстве и времени, а также относительно той социальной системы, в масштабах которой возникает и развивается конфликтное столкновение.
Диагностика конфликта— знание основных параметров конфликтного столкновения (состава участников, объекта разногласий, характера и степени остроты противоречий, «сценария» развития взаимодействия) с целью управленческого влияния на противостоящие стороны.
Динамика конфликта— движение конфликтного столкновения, стадии и фазы его развития.
Демонстрация — массовое шествие, одна из форм урегулирования коллективных трудовых споров, социальных конфликтов.
|
|
Забастовка — временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей; крайняя форма конфликтного столкновения, конфронтационный способ разрешения социально-трудового конфликта.
Завершение конфликта— устранение объективных и ослабление субъективных причин, вызвавших конфликтную ситуацию.
Зависть — чувство досады, вызванное благополучием или успехом другого и обычно сопровождаемое негативным эмоциональным восприятием субъекта благополучия или успеха.
Идентичность (идентичность «Я»)— согласно Э. Эриксо-ну, чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям.
Индивидуальный трудовой спор — неурегулированное разногласие, конфликт между наемным работником и работодателем по поводу соблюдения условий трудового договора (контракта).
Интерес — форма проявления познавательной потребности личности, направленная на тот или иной предмет, отношение к предмету как к чему-то для нее ценному, важному, привлекательному, актуализированная потребность; осознанная потребность.
/ Инцидент — столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод повода конфликтной ситуации в конфликт.
Источники конфликтов — стечение неблагоприятных жизненных обстоятельств, воздействующих на поведение людей, проблемы трудовой мотивации, обрывы в коммуникативных связях, различия в темпераменте и характере, возрасте и жизненном опыте, уровне образования и общей культуры, убеждениях и нравственных ценностях и т. п.
Карта конфликта — графическое изображение элементов конфликтного столкновения с указанием проблемы, требующей решения, констатацией интересов и опасений сторон.
Классификация конфликтов — группировка, систематизация конфликтных столкновений, деление их по существенным признакам, типам и видам (в частности, по сферам проявления, причинам возникновения, формам взаимодействия, коммуникативной направленности, продолжительности, составу участников, способам разрешения, последствиям).
Коллективный трудовой спор — неурегулированное разногласие, конфликт между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда.
Компромисс — стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ разрешения конфликтов, состоящий во взаимных двусторонних уступках в условиях недостаточных для целей сотрудничества усилий по защите, отстаиванию интересов как своих собственных, так и интересов партнера.
Консенсус — согласие, способ урегулирования конфликта, ориентированный на совместное, согласованное решение проблемы с правом «вето» каждой из сторон конфликта.
Конфликт — это форма и способ взаимодействия людей, характеризующиеся столкновением противоположно направленных целей и интересов; столкновением выражающих цели и интересы взглядов, позиций, мнений, точек зрения; существенным обострением противоречий между субъектами конфликтного взаимодействия; личной значимостью (актуальностью)
конфликта для его участников; эмоциональной формой переживания конфликтного взаимодействия. (Определение наше. —
Р.М.)
Конфликт в социологии — столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами, социальными группами, классами.
Конфликт антагонистический — конфликт, основанный на непримиримости основных интересов социальных классов и характеризующийся их (классов) непримиримой борьбой.
Конфликт внутриличностный — внутреннее противоборство человека как следствие автокоммуникации, функционального дискомфорта в сфере рационального и эмоционального, необходимости выбора между желаемым и должным, выгодным и опасным, интересным и скучным, кризиса мотивов или их реализации.
|
|
Конфликт всеобщий — столкновение, противоборство, в которое вовлечено большинство персонала крупного предприятия либо наемных работников той или иной отрасли народного хозяйства страны из-за расхождения (несовпадения) интересов в сфере производственных, распределительных и трудовых отношений, различия во мнениях по поводу осуществления экономической и социальной политики, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Конфликт дисфункциональный — тип конфликта, последствия которого приводят к нарушению стабильности данной социальной системы.
Конфликт институциализированный — тип конфликта, регулируемый принятой в данном обществе системой норм ценностей.
Конфликт классовый — конфликт между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями, выражающийся в классовой борьбе, источником которой выступает основное противоречие антагонистического (непримиримого) способа производства (между трудом и капиталом) и завершающийся социальной революцией.
Конфликт культурный — конфликт, возникающий в сознании индивида (или группы индивидов), находящегося на стыке двух культур, обладающих противоречащими друг другу нормами, стандартами, обычаями, требованиями.
Конфликт латентный — конфликт, не проявляющийся открыто, его наличие осознается либо не осознается конфликтующими сторонами.
Конфликт локальный — столкновение, противоборство, в которое вовлечена часть персонала крупного предприятия либо рабочих и служащих региона, отдельной отрасли хозяйства из-за разногласий по поводу условий труда, социальной защиты работников, введения новых или существенного изменения действующих правил и инструкций.
Конфликт межгрупповой— столкновение, разногласие между отдельными группами или подразделениями (службами) организации, вызываемое несовершенством организационной структуры и неотлаженностью функционального взаимодействия, необходимостью распределения ограниченных материальных, финансовых и иных ресурсов, недостаточностью взаимной информации, различиями во взглядах на трудовую мотивацию, формы стимулирования, социальное партнерство, деловое сотрудничество и т. п.
|
|
Конфликт межличностный — столкновение взаимодействующих лиц, вызываемое условиями, определяемыми понятием «конфликт».
Конфликт ментальный в социальной психологии — душевный конфликт, характеризующийся состоянием фрустрации и нерешительности, являющийся следствием неспособности индивида к действию из-за боязни усилить неблагоприятные последствия (например, когда всевозможные альтернативы равно нежелательны). В основе ментального конфликта лежит несогласованность ролевых ожиданий и ценностей, значительно возрастающая в периоды социальных изменений.
Конфликт мнимый — конфликт, являющийся самоцелью, по крайней мере, для одной из конфликтующих сторон, следствием которого оказывается лишь снятие эмоционального напряжения, а не разрешение объективного противоречия.
Конфликт национальный — конфликт между представителями разных наций, возникший в результате социально-политического неравенства, ущемления их прав, связанных с государственным устройством.
Конфликт организационный — столкновение, разногласие отдельных лиц, групп в пределах социальной системы (струк-
турного образования), вызванное изменениями внешней среды или нарушением внутреннего регламентированного порядка.
Конфликт расовый — конфликт между представителями разных рас, возникающий в результате их социального неравенства и расовых предрассудков.
Конфликт реальный (подлинный) — по Л.А. Козеру, конфликт, являющийся средством достижения определенной цели, а не самоцелью.
Конфликт ролевой — конфликт, вызванный противоречивыми требованиями, одновременно предъявляемыми индивиду различными ролями, которые реализуются им в конкретных ситуациях.
Конфликт функциональный — конфликт, способствующий развитию и существованию данной социальной системы и выступающий в качестве механизма ее саморегулирования и воспроизводства.
Конфликт художественный — противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера.
Конфликт эмоциональный — столкновение, разногласие между людьми, вызванное личностным восприятием происходящего, чувственной реакции на поведение окружающих, расхождением взглядов.
Конфликт явный — конфликт, проявляющийся открыто и осознаваемый в качестве такового.
Конфликта модель — теоретический подход, противопоставляемый идее социальной гармонии и рассматривающий социальный конфликт как неизбежный и универсальный, присущий любому типу общества и являющийся источником его изменений.
Конфликта теории — социологические теории, изучающие роль конфликта в жизни общества, согласно которым конфликт считается неизбежным фактом социальной жизни, а модель конфликта, подчеркивающая противоречия, изменения, напряженность социальных отношений, противопоставляется модели социальной гармонии.
Конфликтология — отрасль обществознания; область научного знания о природе, причинах, видах и динамике конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения.
Конфронтация — стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ разрешения конфликтов (с позиции силы), обусловленный наибольшей степенью защиты интересов своих собственных и игнорированием интересов партнера.
Медиация — это специальный вид деятельности, смысл которой заключается в оптимизации переговоров в процессах урегулирования и разрешения конфликтов с участием третьей, нейтральной, стороны.
Митинг — массовое собрание, одна из форм урегулирования коллективных трудовых споров, социальных конфликтов. Мотив (от лат. — фактор) — это, с одной стороны, побудительная причина к какому-либо действию, система доводов в пользу чего-либо, с другой стороны — осознанное побуждение к деятельности индивида, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности, совокупность внутренних и внешних условий, вызывающая активность личности.
Мотив ведущий — главный, основной мотив, побуждающий к конфликтному взаимодействию.
Мотив-стимул — это второстепенные мотивы, побуждающие к конфликтному взаимодействию, которые не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют его.
Мотивация в широком значении этого слова — это система побуждений, вызывающих активность индивида и определяющих ее направленность. Это осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели.
Мотивация внешняя — это мотивация, обусловленная внешними по отношению к индивиду обстоятельствами.
Мотивация внутренняя — это мотивация, связанная с самим содержанием деятельности, решением какой-либо задачи. Мотивация как процесс в контексте конфликтологии есть осмысление индивидом конфликтной ситуации, оценка различных моделей поведения в конфликте, их предполагаемых результатов и формирования на этой основе мотивов поведения. Мотивы в конфликте — это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, это совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта.
10. Зак.430
Наглость — форма поведения в конфликте, выражающаяся в крайней степени нахальства, дерзкого бесстыдства.
Нахальство — форма поведения в конфликте, выражающаяся в грубой беззастенчивости, бесцеремонности, дерзости.
Негативизм — (упрямство) крайняя степень неуступчивости, стремление добиться своего во что бы то ни стало, даже вопреки здравому смыслу, вопреки объективной пользе индивида; оппозиция, обычно направленная против авторитета или руководства.
Обида — несправедливое причинение морального, физического или психологического ущерба кому-либо; чувство горечи у индивида (объекта), вызванное этим причинением.
Объект конфликта в общем смысле — это та часть реальности, которая вовлечена во взаимодействие с субъектами конфликта, та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон.
Переговоры— способ преодоления конфликтного противоречия, заинтересованный диалог оппонентов с целью урегулирования конфликта.
Пикетирование — патрулирование группой демонстрантов или бастующих в районе проведения демонстрации или забастовки.
Повод конфликта — явление, которое способствует его возникновению, но не определяет появление конфликта с необходимостью. Это конкретное действие со стороны одного или нескольких настоящих или будущих участников конфликта, которое другая сторона воспринимает как агрессивную атаку на свои интересы.
Подозрительность — свойство личности, проявляющееся в конфликте и представляющее собой сомнение в правильности, законности чьих-либо поступков, в справедливости чьих-либо слов, в честности чьих-либо намерений; недоверие и осторожность по отношению к людям, основанное на убеждении в том, что окружающие намерены причинить вред или зло.
Посредник — отдельное лицо или организация, содействующие примирению конфликтующих сторон, достижению согласия между ними по урегулированию трудового спора, социального конфликта.
Потребность индивида — это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее у человека побуждение к действию.
Предмет конфликта — объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной конфликта между сторонами (проблема власти, ресурсов, социального статуса, взаимоотношений и др.) и требующая своего решения.
Примирительные процедуры — условия, организационные формы и методы (согласительная комиссия, посредничество, арбитраж) урегулирования социально-трудового конфликта.
Приспособление — стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ разрешения конфликтов (с позиции слабости), выражающийся в значительной защите интересов партнера и игнорировании или умалении интересов своих собственных.
Противоречие — положение, при котором что-то одно (высказывание, мысль, поступок) исключает другое, несовместимое с ним; высказывание или поступок, направленные против кого-либо или чего-либо; противоположность интересов.
Профилактика конфликтов — осуществление руководством организации или ее подразделения предупредительных мер по предотвращению деструктивного, дисфункционального развития конфликтных столкновений. К методам недопущения такого рода конфликтов, в частности, относятся: выдвижение интегрирующих целей, четкое определение видов связей в организационной структуре управления, соблюдение баланса прав и ответственности при выполнении работниками своих служебных обязанностей, использование различных форм поощрения.
Раздражительность (в контексте конфликтологии) — готовность, предрасположенность переживать состояние досады, недовольства, озлобления от сигналов внешней среды; нервное возбуждение, соединенное с досадой или недовольством; готовность при малейшем возбуждении проявлять вспыльчивость, резкость, грубость.
Разрешение конфликта — завершение конфликтного столкновения по доброй воле его участников, достижение ими определенного согласия по спорной проблеме.
Решение конфликта — устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей и поведения участников конфликта.
10*
Ситуация конфликтная — конфликтное взаимодействие участников в совокупности его внешних и внутренних, объективных и субъективных условий и обстоятельств. (Определение наше. — Р.М.)
Сотрудничество — стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ разрешения конфликтов..
Социальное партнерство — система мероприятий по обеспечению сотрудничества наемных работников, работодателей и представителей органов государственной власти в целях согласования социально-экономических интересов, договорного урегулирования социально-трудовых отношений и цивилизованного разрешения трудовых споров (конфликтов).
Социально-трудовой конфликт — столкновение, разногласие отдельных лиц и групп, вызванное несовпадением частных и общих интересов, несовместимостью мотивов и целей.
Способ разрешения конфликта — совокупность характерных приемов (уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс), отличающих стиль поведения, образ действий по устранению причины конфликтного столкновения.
Стиль конфликтного поведения — манера общения и образ действий участника конфликта, способ осуществления интересов.
Стресс— нервное перевозбуждение, возникающее в результате разрешения противоречий между природной, социальной и духовной сущностями личности; защитно-приспособительная реакция организма на воздействие неблагоприятных жизненных обстоятельств.
Структура конфликта— совокупность элементов конфликтного столкновения (основная причина, непосредственные участники, социальная среда).
Субъект конфликта — участник (сторона, оппонент) конфликтного столкновения, преследующий свои интересы и обладающий определенной силой, рангом.
Типология конфликтов— классификация конфликтных столкновений по формам проявления в различных сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической, этнической, религиозной, военной, юридической, семей-но-бытовой и др.
Уклонение — стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ разрешения конфликтов (уход, избегание) в условиях игнорирования интересов как своих собственных, так и интересов партнера.
Управление конфликтами — целенаправленное воздействие на поведение людей в конфликтных ситуациях; деятельность по предупреждению, урегулированию и разрешению конфликтных столкновений, разногласий отдельных лиц и социальных групп.
Урегулирование конфликта— приведение сторон конфликтного взаимодействия к примирению путем переговоров, участия посредников или арбитражного вмешательства.
Функция конфликта — выражение социального (позитивного или негативного) назначения конфликтного столкновения, зависимости между ним и другими явлениями общественной жизни, та роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам.
Хамство — форма проявления конфликта, выражающаяся в грубой наглости, наглой грубости.
Чувство — опредмеченная эмоция, т. е. эмоция, направленная на кого-либо или на что-либо.
Чувство вины — лично значимая и переживаемая эмоция в связи с сопричастностью к причинению вреда кому-либо или чему-либо; убеждение индивида в том, что он поступил зло и испытывает угрызения совести.
Эскалация конфликта — ключевая, самая напряженная стадия конфликта, когда происходит нарастающее обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве.
1. Кто из древних философов утверждал, что «неравенство и несхожесть людей порождают злобу и заносчивость»?
а) Аристотель;
б) Гераклит;
в) Конфуций;
г) Лао-цзы.
2. К каким эпохам, предшествующим эпохе Возрождения, относятся следующие взгляды мыслителей на природу конфликта?
а) «Борьба, раздоры, вражда представляют собой неустранимое свойство бытия»;
б) «Борьба, раздоры, вражда — это промысел Божий».
3. Какой из трудов по конфликтологии написал ученый эпохи Возрождения Томас Гоббс?
а) «Теория нравственных чувств»;
б) «Левиафан»;
в) «Исследование о природе и причинах богатства народов».
4. Кто из философов-просветителей полагал, что «человек по природе добр и миролюбив, а источником конфликтов являются пороки в самой социальной организации, а также заблуждения и предрассудки людей»?
а) Т. Гоббс;
б) Э. Роттердамский;
в) Ж.-Ж. Руссо;
г) Ф. Бэкон.
5. Маркс считал, что конфликты свойственны политике, экономике, культуре, основу которых составляет...
6. Кто является основоположником структурно-функциональной модели теории конфликта?
а) М. Вебер;
б) А. Турен;
в) Т. Парсонс;
г) Л. Козер.
7. Установите соответствие между авторами и научными трудами.
а) Л. Козер; | 1) «Конфликт и защита». |
б) А. Турен; | 2) «Функции социального конфликта». |
в) Р. Дарендорф; | 3) «Классы и классовые конфликты |
г) Т. Парсонс. | в индустриальном обществе». |
4) «Возвращение человека действующего». | |
5) «Современный социальный конфликт». |
8. Т. Парсонс считал, что нормативный компонент социального действия разворачивается на четырех уровнях: организм,.... социальная система, культура.
9. Кто из зарубежных конфликтологов выступил с концепцией «позитивно-функционального конфликта»?
а) Т. Парсонс;
б) А. Турен;
в) Р. Дарендорф;
г) Л. Козер.
10. Л. Козер считает, что постоянным источником социальных конфликтов является «неустранимый... власти, ценностей, престижа, всегда существующий в любом обществе».
11. Э. Гидденс дает следующее определение конфликта: «Под конфликтам я имею в виду... между действующими людьми или группами».
12. Противоречие является условием возникновения конфликта:
а) только необходимым;
б) только достаточным;
в) необходимым и достаточным;
г) ни необходимым, ни недостаточным условием.
13. Конфликт — это проявление... и... противоречий, выражающееся в противоборстве сторон.
14. Существует ряд из трех признаков, которые обязательно встречаются в различных трактовках понятия «конфликт». К ним не относится:
а) бигюлярность как противоречие двух начал;
б) острота эмоциональных проявлений в конфликте;
в) активность, направленная на преодоление противоречия;
г) наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта.
15. Всякий конфликт есть определенное качество взаимодействия между людьми, которое выражается в... между его различными сторонами.
16. Может ли существовать предмет конфликта без его объекта?
а) зависит от ситуации;
б) не может;
в) может.
17. Каково соотношение между понятиями «повод» и «инцидент» в конфликтном взаимодействии?
а) понятия-синонимы;
б) разные понятия;
в) понятие «повод» шире понятия «инцидент»;
г) понятие «повод» уже понятия «инцидент».
18. Понятие «функция» в контексте конфликтологии — это:
а) общественное мнение, которое формируется по поводу конфликта;
б) роль, которую определенный социальный институт выполняет;
в) результат, который следует за свершившимся конфликтом;
г)значение, которое социальный институт или процесс имеют в целях обеспечения потребностей социальной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее общностей, социальных групп и индивидов.
19. К функциям социального конфликта не относится:
а) функция трансформации межличностных отношений в меж групповые;
б) функция распада социальной структуры;
в) рекреационная;
г) профилактическая.
20. Функция конфликта, благодаря которой осуществляется приспособление социальных и индивидуальных норм к изменившимся обстоятельствам, называется...
21. Оценка функций конфликта:
а) никогда не носит персонифицированный характер;
б) иногда носит персонифицированный характер;
в) всегда носит персонифицированный характер;
г) зависит от обстоятельств.
22. Какую роль играют конфликты в обществе?
а) негативную, поскольку тормозят его прогрессивное развитие;
б) позитивную, так как способствуют его прогрессивному развитию;
в) как негативную, так и позитивную роль.
23. Нередко имеют в виду объективный критерий оценки функций конфликта, когда говорят, например, что в том случае, когда социальный конфликт способствует... более широкой социальной системы, тогда он имеет... характер, и наоборот, когда социальный конфликт... более широкой социальной системы, тогда он носит... характер.
24. Политические конфликты в тоталитарной системе максимально...
25. Главным движущим мотивом поведения людей в социальном конфликте является...
26. Среди особенностей политического конфликта наиболее валены ми представляются:
а) открытость; б)...
в) всеохватность, широта;
г) всеобщность значения;
д) базирование на принципе «господство — подчинение».
27. Конфликты из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов называются по поводу...
28. Диагностика конфликта— это знание... конфликтного столкновения (состава участников, объекта разногласий, характера и степени остроты противоречий, «сценария» развития взаимодействия) с целью управленческого влияния на противостоящие стороны.
29. Типология конфликтов по морально-психологическим признакам включает в себя конфликты:
а)... б)... в)... г)...
30. К природным свойствам личности, влияющим на особенности конфликтного взаимодействия в морально-психологической сфере, относятся:
а) активность; б)...
в) темперамент;
г) характер.
31. Экстраверсия и интроверсия участников конфликтов относятся к существенным признакам конфликтов:
а) социально-экономической сферы;
б) политической сферы;
в) морально-психологической сферы.
32. Образ «Я», элементы которого влияют на особенности конфликтного взаимодействия, включает в себя:
а) «Я»-реальное;
б) «Я» -...
в) «Я»-зеркальное;
г) «Я»-конструктивное;
д) «Я»-деструктивное.
33. В группу объективных причин конфликтов входят:
а) ценностная;
б) информационная;
в) мотивационная;
г) структура организации и отношения власти и подчинения.
34. В группу объективных причин конфликтного взаимодействия входят:
а) нововведения;
б) нормы;
в) интересы и потребности;
г) эмоции и чувства.
35. В группу субъективных причин конфликтного взаимодействия, в частности, входят:
а) потребности индивида;
б) интересы личности; в)...
г) оценки и самооценки личности.
36. В конфликтном взаимодействии апелляция к тому, что жизненно необходимо для соответствующего субъекта, называется апелляцией к...
37. В конфликтном взаимодействии апелляция к тому, что представляют собой способы удовлетворения соответствующих жизненных потребностей, называется апелляцией к
38. В конфликтном взаимодействии апелляция к тому, что для субъекта конфликта важно с точки зрения сохранения его идентичности, называется апелляцией к...
39. Система побуждений, вызывающих и определяющих активность индивида, является:
а) мотивацией в широком значении слова;
б) мотивацией в узком значении слова;
в) мотивацией не является;
г) мотивацией только в зависимости от конкретных обстоятельств.
40. А. Маслоу предложил концепцию иерархии потребностей, которая предлагается в произвольной последовательности. Восстановите иерархию элементов:
а) потребности в уважении;
б) потребности в безопасности;
в) физиологические потребности;
г) потребности в самореализации;
д) социальные потребности.
41. Мотив, направляющий деятельность индивида в течение длительного периода жизни, в том числе и в конфликтном взаимодействии, — это:
а) мотив-стимул;
б) мотив-цель;
в) мотив ведущий;
г) мотив осознаваемый.
42. Сложившаяся в социальных науках исследовательская практика изучения конфликтов позволяет говорить о двух классах моделей конфликта:
а) потребности в уважении;
б) потребности в безопасности;
в) физиологические потребности;
г) потребности в самореализации;
д) социальные потребности.
43. Сложившаяся в социальных науках исследовательская практика изучения конфликтов позволяет говорить о двух классах моделей конфликта:
а) идеальные структурно-динамические модели конфликта:
б) практические модели конфликта;
в) частные модели конфликта.
44. Структурная модель конфликта включает в себя такие существенные элементы, как:
а) участники конфликта и их характеристики;
б) источник или причина возникновения конфликта и противоречивых целей в конфликте:
в) взаимодействие, т.е. всевозможные формы конфликтного поведения и действий участника, направленные на разрешение конфликта;
г) физическая и социальная среда или условия, в которых протекает конфликтный процесс;
д)... 45. Процессуальная модель конфликта включает стадии:
а) предрасполагающую стадию;
б) стадию зарождения конфликта;
в) стадию созревания конфликта;
г) стадию осознания конфликта;
д) стадию «сшибки»;
е) стадию угасания конфликта; ж)... стадию.
/
46. Процессуальная модель конфликта включает периоды:
а) предконфликтное состояние (латентный период);
б) период открытого конфликта (собственно конфликт): инцидент (начало конфликта), эскалация (развитие конфликта);
в) завершение конфликта;
г)... период.
47. Понятия «завершение конфликта», «урегулирование конфликта», «разрешение конфликта» являются:
а) синонимами;
б) взаимодополняющими;
в) содержательно автономными;
г) противоположными по содержанию.
48 При осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия, преодолении негативных установок, начале продуктивного участия в совместной деятельности и установлении доверия начинается... стадия
конфликта.
49 Этап интенсификации борьбы оппонентов, усиления развития конфликта во времени, обострения противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие, называется...
50. Из какой сферы человеческой деятельности было заимствовано понятие «стресс»?
а) из области информатики;
б) из области техники;
в) из области человеческих отношений;
г) из области культуры и искусства.
51 Стресс, являющийся следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду причин: задетое самолюбие, оскорбление и т.п., называется...
52. Стресс является ответной реакций на воздействия внешней среды в обстоятельствах:
а) любых;
б) социально-напряженных;
в) штатных;
г) социально-экстремальных.
53. Стиль поведения в конфликте — это ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, ее... на определенные формы поведения в ситуации конфликта.
54. Установите соответствие между стилями и моделями поведения — синонимами в конфликте в концепции Т. Кил-лменна:
1) борьба; | а) принципиальный стиль; |
2) приспособление; | б) односторонняя уступка: |
3) компромисс; | в) уклонение; |
4) избегание; | г) двусторонняя уступка; |
5) сотрудничество. | д) конфронтация. |
55. Партнеры обнаружили возможность достичь собственных целей иным, неконфликтным путем. К какому стилю конфликтного взаимодействия относится приведенная модель?
а) борьба;
б) компромисс;
в) сотрудничество;
г) избегание;
д) приспособление.
56. Имеется искреннее желание одной из конфликтующих сторон оказать поддержку оппоненту, при этом чувствовать себя вполне удовлетворенным своей добросердечностью. К какому стилю конфликтного взаимодействия относится эта модель?
а) борьба;
б) компромисс;
в) сотрудничество;
г) избегание;
д) приспособление.
57. Стороны считают, что каждый участник конфликта имеет равные права в его разрешении и точка зрения каждого имеет право на существование. К какому стилю взаимодействия относится данная модель?
а) борьба;
б) компромисс;
в) сотрудничество;
г) избегание;
д) приспособление.
58. Проблема имеет жизненно важное значение для участника конфликта, считающего, что он обладает достаточной силой для быстрого решения в свою пользу. К какому стилю взаимодействия относится такая модель?
а) борьба;
б) сотрудничество;
в) компромисс;
г) избегание;
д) приспособление.
59. Субъекты конфликта хорошо осведомлены о его причинах и развитии, способны судить о реально складывающихся обстоятельствах, «за» и «против» собственных интересов. К какому стилю конфликтного взаимодействия относится данная модель?
а) борьба;
б) сотрудничество;
в) компромисс;
г) избегание;
д) приспособление.
60. Установите соответствие между моделью конструктивных последствий и стилем поведения в конфликте в концепции Т. Киллменна:
1) если конфликт не затрагивает прямых инте- | а) борьба; |
ресов потенциального участника конфликта; | б)сотрудничество; |
2) если определенное лицо, облеченное вла- | в) компромисс; |
стью, смогло навести порядок ради всеобще- | г) избегание; |
го благополучия; | д) приспособление. |
3) требует определенных навыков в ведении | |
переговоров, чтобы каждый участник их че- | |
го-то добился. |
61. Установите соответствие между моделью деструктивных последствий и стилем поведения в конфликте в концепции Т. Киллменна:
1) такой шаг отнимает возможность у участника конфликта принять конструктивное участие в дальнейшем развитии конфликта;
2) сторона может не поддерживать решение, принятое вопреки ее воле, либо даже попытается саботировать его;
3) если соглашение достигнуто без тщательного анализа других возможных вариантов решения конфликта, например, в тенденции к сотрудничеству. _______________________
а) борьба;
б) сотрудничество;
в) компромисс;
г) избегание;
д) приспособление.
62. К каким методам управления конфликтом относятся повышение эффективности функционирования подразделений, определение видов связи в организационной структуре управления?
а) педагогические;
б) этические;
в) психологические;
г) организационные.
63. Разрешая конфликт, руководитель организации пытается отличить повод от истинной причины конфликта, определить его деловую основу, уяснить истинные мотивы вступления членов коллектива в конфликт. Какие факторы принимает во внимание руководитель, стремясь разрешить конфликт?
а) динамику конфликта;
б) эмоциональные состояния участников конфликта;
в) цели конфликтующих сторон;
г) психологические особенности участников конфликта;
д) сущность противоречий конфликта.
64. Перечень организационных мероприятий в рамках конфликтного взаимодействия, включает в себя: 1. Выполнение правил делегирования полномочий и ответственности между иерархическими уровнями управления. 2. Выполнение правил формирования и функционирования временных подразделений. 3. Баланс прав и ответственности при выполнении служебных обязанностей. К каким методам управления конфликтом относятся указанные мероприятия?
а) педагогическим;
б) организационным;
в) психологическим;
г) этическим.
65. Урегулирование и разрешение социальных конфликтов — это система мер и решений, направленных на их: 1)... в дальнейшем, а также на 2)..., 3)..., 4)... из конфликтов, обеспечение, 5)... личности, общества и государства.
66. Метод лидерства как инструмент урегулирования и разрешения конфликта включает в себя следующие компоненты:
а) власть, основанную на законе (традиционную власть);
б) власть, основанную на вознаграждении и поощрении: в)1)...,2)...;
г) эталонную власть (основанную на влиянии примера);
д) власть путем убеждения, влияние через участие в управлении.
67. По содержанию дисциплинарные отношения как инструмент урегулирования и разрешения конфликта делятся на:
а) охранительные;
б) поощрительные;
в) примирительные;
г) воспитательные;
д) организационные.
68. Социальное партнерство — это вид деятельности, относящийся к жизни людей и прежде всего к их 1)... и 2)... интересам. Это система мероприятий, призванных обеспечивать 3)... наемных работников, представляемых обычно профсоюзами, работодателей, объединенных, как правило, в ассоциации предпринимателей, и государства, органов исполнительной власти.
69. Содержание социального партнерства характеризует:
а) преимущественно переговорный характер разрешения разногласий;
б) согласование социально-экономической политики и в первую очередь политики доходов;
в) согласование ряда критериев и показателей социальной справедливости:
г) установление мер гарантированной защиты интересов всех субъектов социального партнерства;
д) утверждение системы общечеловеческих ценностей в сфере общественного труда;
е)...
70. Субъекты социального партнерства не руководствуются следующими принципами:
а) добровольности вступления в партнерские отношения и принятия обязательств;
б) субординации сторон;
в) самоограничения при выдвижении требований и взаимных уступок в ходе переговоров;
г) соблюдения норм законодательства и правил, согласованных сторонами.
71. Социальное партнерство направлено на решение основных вопросов социально-трудовых отношений. К ним, в частности, относятся:
а) достижение согласия о форме и размере заработной платы, денежных вознаграждениях, компенсациях, доплатах;
б) установление механизма регулирования заработной платы исходя из роста цен, уровня инфляция, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
в)...
г) договоренности о продолжительности рабочего времени и времени отдыха, а также ежегодных оплачиваемых и дополнительных отпусках;
д) разработка мер по улучшению условий и охраны труда, экологической безопасности и охраны здоровья работников;
е) организация добровольного и обязательного социального страхования;
ж) соблюдение интересов работников при приватизации предприятий и ведомственного жилья.
72. Какие из производственных ситуаций являются предметом индивидуальных трудовых споров, а какие — конфликтов коллективного значения?
а) признание индивидуальных трудовых прав;
б) установление конкретных обязательств работодателя или соответствующего органа управления по отношению к коллективу предприятия (его подразделения);
в) восстановление индивидуальных трудовых прав;
г) установление или изменение нормативных условий труда (для всех работников или отдельных категорий) на данном предприятии.
73. Механизм защиты интересов трудящихся на базе принципа социального партнерства охватывает разные уровни общества:
а) федеральный;
б) региональный; / в) отраслевой;
г)...
74. На... уровне действует генеральное соглашение, которое заключается сроком на 2 года между Правительством РФ и общероссийскими объединениями профсоюзов и предпринимателей (работодателей), на... уровне — специальные соглашения объединений профсоюзов, работодателей, региональной администрации, на... уровне— тарифные соглашения между отраслевыми профсоюзами, объединениями работодателей, министерствами и ведомствами, на... уровне — коллективные договоры между администрацией и выборными организациями профсоюза.
75. Случаи целесообразного применения стиля сотрудничества руковод ителем:
а)...
б) нахождение в тесных отношениях с обеими сторонами, каждая из которых имеет достаточно сильное влияние в организации;
в) есть время для проработки напряженных отношений; оппоненты выражают желание достичь соглашения, при этом существуют возможности его достижения (наличие времени, совместимость высказываемых притязаний и т. д.);
г) конфликтующие стороны готовы выслушивать и обсуждать собственные и взаимные интересы.
76. В систему мер, направленных на урегулирование и разрешение конфликта, входят:
а) дисциплинарные отношения;
б) метод лидерства;
в) установление испытательного срока; г)...
д) метод движения кадров;
е) организационное развитие предприятия.
77. Люди, которые полагают, что все, что с ними происходит, является результатом внешних сил, обстоятельств, случая и т. п., которые в своих неудачах стремятся обвинять других, что чревато конфликтными ситуациями при взаимодействии сними, называются...
а) экстравертами;
б) интровертами;
в) экстерналами;
г) интерналами;
д) эгоистами.
78. Переход на уровень социальной рефлексии и рационализация входит в систему способов урегулирования и разрешения конфликтов:
а) административных;
б) структурных;
в) нормативно-правовых;
г) социально-психологических.