Внешнюю среду отдельно взятой фирмы следует рассматривать с точки зрения системного подхода, поскольку она существует не изолированно, а представляет собой подсистему экономической системы более высокого уровня. Все субъекты внешней среды, оказывающие влияние на фирму, делятся на факторы прямого и косвенного воздействия. К факторам прямого воздействия относятся: государство (государственные органы); поставщики; потребители; конкуренты.
Под поставщиками понимаются юридические и физические лица, принимающие участие в материально-техническом обеспечении фирмы. Ограничениями со стороны поставщиков могут быть цены на материальные ресурсы, качество поставляемых товаров, услуг и сырья, договорные условия.
Потребители — важный ограничительный или стимулирующий фактор внешней среды. Изменения bo вкусах, предпочтениях, возможностях потребителей формируют спрос на продукцию фирмы.
Конкуренты — это фирмы, которые производят аналогичный продукт, а ограничениями с их стороны служат объем, номенклатура и ассортимент продукции, цены и качество поставляемых товаров и услуг, договорные условия.
|
|
Государство – особый фактор прямого воздействия внешней среды фирмы. Через государственные органы оно создает условия существования и функционирования для всех участников экономических отношений. Проводя свою политику в области экономики, государство с помощью законодательных и нормативных актов, инструкций, положений через органы государственного регулирования прямо влияет на деятельность фирмы. Государственное органы обеспечивают принудительное соблюдение законов в пределах своей компетенции, а также вводят собственные требования. Кроме того, государство прямо регулирует деятельность фирмы, устанавливая разнообразнее формы налоговых льгот, предоставляя субсидии, определяя ставки процента, осуществляя ценовую политику и т. п.
Факторы косвенного воздействия — это те факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на фирму, но тем не менее косвенно сказываются на ее деятельности. Внешние факторы косвенного воздействия могут быть:
- экономические;
- технические;
- технологические;
- социальные (социокультурные);
- политические.
Среда косвенного воздействия гораздо сложнее, чем среда прямого воздействия.
Внутренняя среда предприятия. Как правило, анализ внутренняя среда предприятия охватывает следующие функциональные зоны (сферы деятельности):
1) маркетинг;
2) финансы;
3) производство;
4)технология;
5) персонал.