ТЕМА № 4. Организация производственного процесса на предприятии
Организация производства – система мер,направленных на рационализацию сочетания в пространстве и во времени вещественных элементов и людей, занятых в процессе производства.
Концентрация производства - рост числа крупных предприятий и сосредоточение на них всё большей части имеющихся в обществе средств производства, рабочей силы и продукции. Концентрация выражается в создании и развитии крупных предприятий, в сосредоточении выпуска большей части продукции, характерной для определенной отрасли, на отдельных специализированных предприятиях. Концентрация производства создает возможности для более эффективного использования высокопроизводительного оборудования и неуклонного роста производительности труда.
Для оценки степени концентрации рынка используется индекс Херфиндаля — Хиршмана, который определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:
, где i = 1, 2::n.
HHI принимает значения от 0 (в случае идеальной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 10% выпуска). При расчете рыночной доли в % HHI будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.
2. Специализация - сосредоточение на предприятии и в его производственных подразделениях выпуска однородной, однотипной продукции или выполнения отдельных стадий технологического процесса. Существует 4 вида специализации в промышленности:
1. предметная – предприятия специализируются на выпуске готовой продукции;
2. подетальная - предприятия специализируются на выпуске отдельных деталей и узлов;
3. стадийная (технологическая) - предприятия специализируются на выполнении отдельных стадий технологического процесса;
4. специализация вспомогательных производств – предприятии, занятые выпуском тары, упаковки, инструментами оснастки, выполнением ремонтных работ и пр.
3. Кооперирование – это длительные производственные связи между предприятиями. Различают следующие формы кооперирования:
1. предметное (агрегатное) – ряд предприятий поставляет различные изделия главным предприятиям, выпускающим готовую продукцию.
2. подетальное – ряд специализированных предприятий поставляет главному предприятию узлы и детали.
3. технологическое (стадийное) – поставка одним предприятием полуфабрикатов главным предприятиям.
Развитие специализации и кооперирования оказывает существенное влияние на эффективность производства. Экономический эффект от развития специализации и кооперирования можно определить по формуле:, где
С1 и С2 – себестоимость единицы продукции до и после специализации (кооперирования);
Ртр1, Ртр2 – транспортные расходы на единицу продукции до и после специализации (кооперирования);
V2 – объем выпуска продукции после специализации (кооперирования);
Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
∆К – дополнительные капитальные вложения, необходимые для осуществления специализации (кооперирования);
∆П – дополнительная прибыль, полученная за счет улучшения качества продукции вследствие специализации (кооперирования).
Недостатки специализации и кооперирования:
· рост транспортных расходов на единицу продукции вследствие увеличения радиуса кооперирования;
· монотонность в работе.
4. Комбинирование – процесс выпуска разнородной продукции за счет последовательности выполнения технологических стадий обработки сырья; это соединение в одном предприятии производств, иногда разноотраслевых, но тесно связанных между собой.
Различают 3 формы комбинирования:
1. основанная на последовательном выполнении технологических стадий обработки сырья;
2. основанная на использовании отходов производства;
3. основанная на комплексном использовании сырья, материалов и отходов.