Средневековая философия
Термин «средние века» был введён гуманистом Флавио Бьондо.
3 периода:
· Раннее средневековье (5-9)
· Высокое(11-13)
· Позднее (14-15)
Особенности:
· Распад Римской империи (476 г)
· Пессимизм
· Вопросы жизни, смерти, ответственности
· Разложение рабовладельческого строя
Функции средневековой философии:
· Апологетическая (защита рел. догматов)
· Систематическая (сбор рел. идей)
· Герменевтическая (толкование священных догматов)
Предпосылки:
1. Античная философия
2. Религиозная философия
a. Христианская
b. Арабская
c. Еврейская
Основные этапы средневековой философии:
А. Апологетика (2-3 вв. н.э.) Юстин. Тертуллиан, Ориген.
Защита христианства, критика верований язычников. 325 г - Никейский собор, где принят символ веры.
Тертуллиан «Верую, ибо абсурдно». Вера занимает первое место.
Б. Патристика (4-7)
Сущность:
· Происходит систематизация апологетики
· Установлены основные догматы Церкви.
«Верую, чтобы понимать». Попытки совместить философию и веру.
|
|
2 ветви:
ü Восточная (Юстин, Максим Исповедник)
ü Западная (Августин Блаженный)
В. Схоластика (9-14) Представители: Абеляр, Фома Аквинский.
Проблемы:
· Доказательство бытия Бога
· Проблема соотношения веры и разума.
· Проблемы универсалий (общих понятий). Спор реализма и номинализма.
«Понимаю, чтобы верить».
Фома Аквинский – теолог, основатель томизма. Сформулировал доказательств бытия Бога.
Реализм принимает реальное существование понятий, понятия предшествуют вещам.
Номинализм считал, что реально существуют конкретные вещи, а понятие есть фикция.
Основные принципы средневековой философии:
1. Монотеизм
2. Теоцентризм
3. Креативизм (всё создано Богом)
4. Идея откровения
5. Всё в мире предначертано божественным промыслом
6. Принцип эсхаторлогии – принцип конечного пути.
1) чувственное познание (сенсос-чувства). Три формы: ощущение, восприятие, представление.
2) рациональное познание (рацио-разум): понятие, суждение, умозаключение.
Чувственное познание: 1)Ощущение – первая форма познавательной деятельности человека, когда энергия внешнего раздражителя по сути превращается в первый акт человеческого сознания. Превращается: в информацию об одном из свойств объекта с которым мы взаимодействуем.
Ни одно ощущение не может возникнуть без непосредственной связи между субъектов и объектов.
2)Восприятие - вторая форма, целостный чувственный непосредственный образ объекта, с которым взаимодействует человек, как субъект познания.
3)Представление – это опосредованный механизмом памяти чувственный образ объекта.
преувеличивают сенсуализм, эмпиризм
недооценивают
могут быть материалистами и идеалистами