Познание мира

Средневековая философия

Термин «средние века» был введён гуманистом Флавио Бьондо.

3 периода:

· Раннее средневековье (5-9)

· Высокое(11-13)

· Позднее (14-15)

Особенности:

· Распад Римской империи (476 г)

· Пессимизм

· Вопросы жизни, смерти, ответственности

· Разложение рабовладельческого строя

Функции средневековой философии:

· Апологетическая (защита рел. догматов)

· Систематическая (сбор рел. идей)

· Герменевтическая (толкование священных догматов)

Предпосылки:

1. Античная философия

2. Религиозная философия

a. Христианская

b. Арабская

c. Еврейская

Основные этапы средневековой философии:

А. Апологетика (2-3 вв. н.э.) Юстин. Тертуллиан, Ориген.

Защита христианства, критика верований язычников. 325 г - Никейский собор, где принят символ веры.

Тертуллиан «Верую, ибо абсурдно». Вера занимает первое место.

Б. Патристика (4-7)

Сущность:

· Происходит систематизация апологетики

· Установлены основные догматы Церкви.

«Верую, чтобы понимать». Попытки совместить философию и веру.

2 ветви:

ü Восточная (Юстин, Максим Исповедник)

ü Западная (Августин Блаженный)

В. Схоластика (9-14) Представители: Абеляр, Фома Аквинский.

Проблемы:

· Доказательство бытия Бога

· Проблема соотношения веры и разума.

· Проблемы универсалий (общих понятий). Спор реализма и номинализма.

«Понимаю, чтобы верить».

Фома Аквинский – теолог, основатель томизма. Сформулировал доказательств бытия Бога.

Реализм принимает реальное существование понятий, понятия предшествуют вещам.

Номинализм считал, что реально существуют конкретные вещи, а понятие есть фикция.

Основные принципы средневековой философии:

1. Монотеизм

2. Теоцентризм

3. Креативизм (всё создано Богом)

4. Идея откровения

5. Всё в мире предначертано божественным промыслом

6. Принцип эсхаторлогии – принцип конечного пути.

1) чувственное познание (сенсос-чувства). Три формы: ощущение, восприятие, представление.

2) рациональное познание (рацио-разум): понятие, суждение, умозаключение.

Чувственное познание: 1)Ощущение – первая форма познавательной деятельности человека, когда энергия внешнего раздражителя по сути превращается в первый акт человеческого сознания. Превращается: в информацию об одном из свойств объекта с которым мы взаимодействуем.

Ни одно ощущение не может возникнуть без непосредственной связи между субъектов и объектов.

2)Восприятие - вторая форма, целостный чувственный непосредственный образ объекта, с которым взаимодействует человек, как субъект познания.

3)Представление – это опосредованный механизмом памяти чувственный образ объекта.

преувеличивают сенсуализм, эмпиризм

недооценивают

могут быть материалистами и идеалистами


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: