В 30-40 гг. 19-го столетия возникает философия позитивизмa, родоначальником которой является французский мыслитель О.Конт (1798-1857).
Возникновение позитивизма было основано и связано с успехами науки в различных областях и огромным ее влияем на умы людей.
Наблюдение, сравнение и анализ экспериментальных данных, сам эксперимент требовали не просто своей оценки, но и оценки тех философских систем, которые считали научную истину не связанную с эмпирическим опытом.
Философы-позитивисты предприняли попытку осмысления пути постижения истины на основе точного, эксперементального знания. Конт выдвинул очень привлекательную для ученых и философов идею: «Знать - чтобы предвидеть, предвидеть - чтобы обладать силой». Основу его философии программы раскрывает тезис «Долой метафизику, да здравствует физика».
По мнению Конта, спор между материалистами и идеалистьами не имеет смысла, философия должна основываться только на позитивном научном знании и не нуждается в диктате философии. Это означало: 1) философское знание должно быть точным и достоверным;.2) при познании нужных использовать научный метод и опираться на достижения других наук; 3) основной путь достижения знания - эмпирическое наблюдение; 4) философия исследует только факты, а не их причины; 5) философия должна освободится от ценностного подхода и оценочного характера при исследовании; 6) философия должна прекратить «диктат» другим наукам и занять свое конкретное место среди них.
|
|
Предназначение новой философии - разработка методологии наук и поиск связей между ними. Новую позитивистскую философию не удовлетворяли принципы, которые предлагала философия Гегеля и Бекона, их индуктивные умозаключения Конт считал слишком умозрительными.
Конт сформулировал два взаимосвязанных закона: заколн трех стадий развития ума и закон классификации наук.
В первом законе - ум человека в своем развитии проходит три фазы: на первой он объясняет явления сравнимые с человеком, на второй апеллирует к абстрактным сущностям (напр. природа), на третьей - наблюдает за феноменами, устанавливая между ними регулятивные связи.
1. Закон классификации наук выражает необходцмость распределения их по стешщи их сложности:
2. Аналитические - изучающие явления в неорганической природе (физика, неорганическая химия).
3. Синтетичес'кие - объясняющие отдельные факты с точки зрения человека (биология).
4. Социология - прщвана изучать соц. законы.
Философия Конта лишь заложила основы позитивизма, продолжателем его идей стал английский философ Д.Стюарт Миль (1806-1873), который подверг критике учение Конта за то, что познание у него не идет дальше эмпирического мира. Он продолжил основные идеи Конта, много времени уделял разработке метода философии позитивизма: таковым он считал индукцию. В самой индукции он рассматривал, четыре метода: согласия, различия, остатков,
|
|
сопутствующих изменений.
Взгляды Миля оказали большое влияние на английского философа Герберта Спенсера (1820-1873). В своем десятитомнике «Система синтетической философии» он утверждает,что философия есть такое знание, которое «переходит границы общего знания», философия - это научное знание, а не сумма наук. Философия не обладает исключительным правом на истину, ее надо рассматривать на равных основаниях с наукой.
Одна из заслуг позитивистской методологии - выяснение смысла научной деятельности и ее взаимоотношение с другими сферами деятельности. Позитивизм поставил проблему рационализации научной деятельности в самой философии.
Методология позитивизма оказала сильное влияние на развитие социальных исследований. Многие социологи использовали «кредо объективизма» - ряд требований, которым должен следовать социальный философ.