Функции – это круг обязанностей, которые выполняют цены как финансовые инструменты.
1.Измерительная функция. Благодаря ценам измеряется количество денег в обращении, количество активов предприятия, уровень доходов и качество жизни населения.
2.Измерительная функция позволяет реализовать учетную функцию.
3. Функции финансового управления.
- функция планирования;
- функция финансового анализа и контроля;
4. Цена как инструмент регулирования экономических процессов, спроса и предложения.
5. Социальная функция, предполагающая удовлетворение потребностей населения, формирование прожиточного минимума и т.д.
6. Обеспечение внешнеторговых операций.
7. Стимулирующая функция цены, стимулируются производители и потребители.
Лекция 2. 03.02.2012
Тема 2. Виды и классификация цен.
1.Торговая классификация цен.
Торговая классификация цен зависит от масштабов торговых операций, свойств и особенностей реализуемого товара.
1.От масштабов:
- оптовые цены – цены, по которым продукция реализуется крупными партиями мелкооптовым и розничным, ритейловым контрагентам.
|
|
- розничные – цены, по которым продукция продается в розничной торговле индивидуальным покупателям небольшими партиями или в единицах реализации.
Цены в торговле формируются и делятся в зависимости от этапа товародвижения. Выделяется три основных этапа товародвижения:
1. Производство. В системе производства продукции выделяется два вида ценообразования:
- сбытовая цена промышленности (Рспр= З+ N+НДС…+Акцизы)
N – норма прибыли; З- затраты.
- оптово-сбытовая цена промышленности (коммерческий отдел занимается сбытом на предприятии) (Ропт.сбыт.= Рспр+З+ N+НДС)
2. Оптовая торговля. Выполняет функции доведения товаров до потребителя.
- оптовые торговые цены (Рот= Рспр+Зот опта+ N+НДС)
3. Розничная торговля формирует:
-розничные цены Рт= Рот + (или Рспр)+ НДС +Нторг
Нторг=З+N
Оптовая цена промышленности – это цена, по которой потребители оплачивают стоимость товара предприятия изготовителя.
Оптово-сбытовая цена промышленности помимо сбытовой цены включает в себя оптовую наценку и НДС.
Разновидностью оптовых цен являются биржевые цены.
Спецификой формирования цен отличаются цены на услуги. Размер этих цен зависит от качества, скорости, профессионализма и объема работ.
В отдельных сферах деятельности на услуги устанавливаются тарифы.
Составными элементами тарифа являются: минимальные издержки, прибыль и НДС.
Еще одним элементом цен являются закупочные цены – это цены государственных закупок у предприятий, организаций и населения.
Закупочная цена, как правило, договорная, включает себестоимость, прибыль и НДС. Разновидностью розничной цены является аукционная цена. Аукционная цена – это цена, устанавливаемая в результате свободных торгов на аукционе. В системе розничных цен по товарам длительного пользования различают: цена покупки и цена потребления.
|
|
Цена покупки равна розничной цене. Цена потребления предполагает необходимые затраты покупателя на энергоносители, эксплуатационные расходы, обслуживание, ремонт, запасные части. По отдельным видам цена потребления может быть от 10 до 40% и более выше розничной цены товара.
Лекция 3.06.02.2012.