Дуополия.
Монопсония.
Когда на рынке имеется только один покупатель. Монопольная власть покупателя ведёт к тому, что он является создателем цены.
Рыночная структура, в которой действует только две фирмы.
Рынок на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец – монополист.
Двойственная роль монополии. С одной стороны, дифференцируя цены, фирмы увеличивают свои прибыли за счет покупателей. С другой стороны, продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства; только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.
Ценовая дискриминация
Иногда монополия, используя свое исключительно рыночное положение, может продавать один и тот же товар на разных рынках по разным ценам. Это ни в коей мере не связано с дифференциацией цен а зависимости от качества товаров и услуг, а также с различиями в издержках. Практика применения различных цен применительно к одному и тому же товару со стороны фирмы называется ценовой дискриминацией. Применение таких цен не только возможно в силу обособления рынков друг от друга географически или тарифными барьерами, но и становится возможным вследствие разной реакции спроса на изменение цены (эластичности спроса) на этих обособленных рынках, а следовательно, готовности отдельных потребителей: приобрести необходимое количество товара по цене выше рыночной.
|
|
Монополист при установлении цены на свою продукцию ориентируется на кривую спроса со стороны покупателей. Некоторые покупатели готовы приобрести товар по более высокой цене, другие - по более низкой. Если производитель-монополист сумеет правильно сегментировать рынок, то сможет продать свою продукцию по разным ценам разным категориям покупателей. 10 тыс. аппаратов будет продано по 400 руб.,
следующие 10 тысяч - по цене 300 руб., 10 тысяч - по 200 руб. и 10 тысяч - по 100 руб. При этом выручка производителя = (400 * 10000 + 300 * 10000 + 200 *' 10000 + 100 * 10000 = 10000000). А какова была бы выручка при продаже по единой цене в 200 руб. за один аппарат? Всего лишь часть многоугольника (200 * 10000-2000000).
Ценовую дискриминацию подразделяют на два типа:
1. Дискриминация по единицам продаваемой продукции. Суть ее заключается в различных условиях покупки товара или оплаты услуги потребителем в зависимости от количества при
обретаемого блага. Так, цены на товары, приобретаемые в розницу, всегда выше, чем на те же товары при оптовых закупках. Цена на железнодорожные билеты будет возрастать с увеличением пути следования, но цена первых километров будет выше, чем последующих.
|
|
2. Дискриминация среди покупателей. Покупатели имеют различные доходы и соответственно готовы платить за один и тот же товар разную цену. Продавцы устанавливают дифференцированные цены на один и тот же товар на разных рынках.
Эти рынки могут различаться по группам потребителей, по территории, во времени и т.д. Так, многие покупатели предпочитают совершать покупки во время сезонных или иных распродаж, что в конечном счете выгодно фирмам.
Условия проведения ценовой дискреминации:
- фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать производство и ценообразование;
- фирма должна быть способна сегментировать рынок.
Многие фирмы систематически занимаются анализом поведения покупателей, классифицируя их с учетом характера работы, доходов, пола, возраста, семейного положения, вкусов, места жительства, выделяя покупателей в отдельные группы, каждая из которых готова платить разную цену.