Спрос
Анализ рыночного спроса.
Спрос – соотношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести
Индивидуальный и рыночный спрос.
Если обозначить через qij индивидуальный спрос на i-тый товар j-того покупателя, то рыночный спрос можно выразить так:
Q = Σqij.
Рыночный спрос – это форма поведения потребителей, отражающая их готовность платить за приобретаемые блага.
Величина (объем) рыночного спроса – это максимальное количество данного блага, которое готовы купить потребители при текущей цене блага в единицу времени.
Величина спроса формируется под влиянием самых разнообразных условий, которые называются детерминантами спроса. Детерминанты спроса – это факторы, оказывающие влияние на величину рыночного спроса.
Закон спроса: при прочих равных условиях потребителями будет куплено тем большее количество товара, чем ниже их рыночная цена. Величина спроса на благо находится в обратной зависимости от цены блага.
|
|
Термин «при прочих равных условиях» означает, что все другие факторы, или переменные, рассматриваются как неизменные величины, или константы. Иными словами, если все прочие условия равны, то снижение цены приводит к увеличению количества покупаемых товаров и наоборот.
Причинами этого являются, во-первых, «эффект увеличения дохода» для потребителя, и он может за эту цену приобрести больше товаров и, во-вторых, «эффект замещения», который состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.
Функция спроса: установленная зависимость, отражающая характер изменения величины спроса при изменении влияющих на него факторов.
Зависимость между ценой товара и спросом на него может быть представлена табличным, графическим и функциональным способами.
Табличный:
Р, руб. | ||||||
Q, шт. |
Графическая
Кривая спроса – линия, показывающая взаимосвязь между ценой блага и величиной спроса на него в единицу времени и отражающая характер изменения величины спроса на благо в зависимости от изменения цены блага.
Функциональная
Qd = f(P).
Неценовые детерминанты спроса:
- доходы населения;
- Рs – цены на товары –субституты;
- Р c– цены на комплементарные товары;
- Т – предпочтения,
- N- количество покупателей;
- E - ожидания потребителей,
-В -прочие факторы.
Аналитически функцию спроса можно представить следующим образом:
Qd = f(P; Ps; Pc; T; N; E; B).
Значение функции показывает, то количество блага, которое будет куплено при разных комбинациях влияния детерминант в выбранную единицу времени. Она несет в себе следующую информацию:
|
|
1. Описывает все возможные соотношения между ценой и величиной спроса.
2. Ее пересечение с осями координат указывает на то, что в каждый данный момент времени спрос имеет свои ограничения. Пересечение кривой спроса с горизонтальной осью указывает на то, что потребность в благе является ограниченной и даже при нулевой цене блага спрос не превысит определенной величины. Пересечение с вертикальной осью - это цена спроса, которая говорит о том, что готовность потребителей платить также является ограниченной, выражаясь в виде максимальной цены, при которой потребитель откажется приобретать благо и величина спроса упадет до нуля.
3. Кривая спроса отражает степень реагирования величины спроса на изменение цены блага, о чем говорит наклон кривой спроса.
Наклон кривой спроса – это положение в системе координат относительно горизонтальной оси, определяемое, как отношение вертикальных изменений, вызванных переходом из одной точки на кривой спроса в другую, к горизонтальным ее изменениям. Угол наклона показывает, насколько чувствительным является реагирование величины спроса на изменение цены блага.
Сравним две линии спроса с разным наклоном. Наклон линии спроса D1 = -1, а линии D2 = -1/3. Снижение цены на 30 рублей приведет к увеличению объема спроса при спросе D1 на 30 единиц, в то время как при спросе D2 – на 90 единиц. Следовательно, спрос D2 отличается более высокой чувствительностью к изменению цены.
Степень влияния на спрос каждой отдельной переменной будет разной. (на семинаре)
Однако, функциональная зависимость Qd = f(P) не отражает обратный характер зависимости между величиной спроса и ценой. При практическом применении ее необходимо конкретизирован. Если зависимость линейная, то формула примет вид:
Q -= a - bP;
Выведение функции спроса.
На примере таблицы. При условии, что функция линейна, она имеет вид Q -= a - bP величина спроса изменяется в зависимости от изменения цены. При повышении цены на 10 рублей величина спроса сокращается на 50 единиц. Таим образом, каждое повышение цены на 1 рубль приводит к снижению спроса на 5 шт. Коэффициент b равен -5. Теперь, подставив имеющиеся данные в уравнение спроса, получим функцию спроса Qd = 300 – 5Р.
При анализе спроса выделяют два разных процесса:
- изменение величины спроса – процесс, отражающий изменение объема спроса в зависимости от изменения его цены в рамках установленной шкалы спроса.
- изменение спроса – процесс, отражающий изменения готовности покупателей платить за благо, то есть большую или меньшую цен за одно и то же количество блага.
Изменение величины спроса выражает изменение значения функции, в то время как изменение спроса выражает изменение самой формы функции (рассмотреть на семинаре)
2. Анализ предложения. (самостоятельно)
3. Рыночное равновесие: статическая и динамическая модели.
Рыночное равновесие – это такое состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем рыночного спроса на благо равен объему предложения этого блага.
Параметрами, выражающими условия рыночного равновесия являются:
- равновесная цена, при которой объем спроса на данное благо равен объему его предложения (Р* = Рd = Рs);
- равновесный объем, отражающий количество блага, при котором устанавливается равенство между ценой спроса и ценой предложения (Q* = Qd = Qs).
В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса.
Рис. Цена предложения превышает цену спроса.
А объем предложения не соответствовать объему спроса
Рис. Объем предложения превышает объем спроса.
Рис. Цена равновесия и отклонения от нее.
|
|
Существует два подхода к объяснению рыночного равновесия.
1. Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса и предложения. Если существует избыток спроса Q 2 – Q 1 при цене Р 1, то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цен до тех пор, пока не исчезнет избыток. В случае избытка предложения (при цене Р2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению его и установлению цены равновесия.
P Избыток S A предложения P 2 B PE E С Избыток спроса K P 1 D 0 Q |
Q 1 QE Q 2 |
Модель формирования равновесной цены по Л.Вальрасу
2. Главным же в подходе А. Маршалла (рис. 3.11) при формировании равновесия является разность цен между низкой ценой Р 1 и высокой – Р 2. Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цен спроса и цен предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены.
S P 2 PE E P 1 D 0 P | |||
Q 1 QE Q 2 |
Модель формирования равновесной цены по А. Маршаллу
Модель Вальраса характеризует короткий период, подход Маршалла – длительный.
Статическая модель рыночного равновесия.
Теоретическое построение, отражающее описание состояния функциональной связи без учета влияния временного фактора. Именно такие модели применяются при анализе рыночного равновесия.
Для выявления закономерностей изменения равновесных состояний и вызванных этим последствий используется метод сравнительной статики, заключающийся в сравнении двух или более равновесных состояний, различия между которыми вызваны изменениями внешних переменных.
Применение метода сравнительной статики основывается на сдвигах кривых рыночного спроса и предложения. Сравнение разных равновесных состояний дает возможность:
1) определить влияние экономических параметров на рыночное равновесие;
2) объяснить последствия изменения рыночного равновесия;
3) предсказать изменения состояния рынка в будущем;
|
|
4) проследить последствия применения инструментов экономического регулирования.
Результаты анализа рыночного равновесия методом сравнительной статики позволяют вывести правила перехода к новому равновесию, которые говорят, что при стандартных, то есть подчиняющихся действию закона спроса и предложения, кривых спроса и предложения:
- расширение спроса приводит к увеличению равновесных цены и количества блага;
- сокращение спроса приводит к снижению равновесных цены и количества блага;
- расширение предложения приводит к снижению равновесной цены и к увеличению равновесного количества блага;
- сокращение предложения приводит к росту равновесной цены и к уменьшению равновесного количества блага.
Динамическая модель рыночного равновесия.
Позволяет анализировать закономерности установления рыночного равновесия с учетом фактора времени. Например: паутинообразная модель
P
S
Pt
P 2
P 4
PE E
Р 3 P 1 D 0 Q | ||||||||||
Q 1 Q 3 QE Q 4 Q 2 Qt |
При введении в модель установления рыночного равновесия фактора времени t (t = 0,2…..Т) логично предположить, что рыночный спрос формируется в зависимости от текущих цен, то есть от текущего периода t. А рыночное предложение - от цен предыдущего периода (t-1). В этом случае уравнения линейных функций рыночного спроса и предложения примут вид:
Q dt = a – bPt Qst = c + dPt-1
Из уравнения следует, что равновесная цена Р* = (а-с)/(d+b)., при которой объем спроса равен его объему предложения в данный период времени, то есть при Qdt=Qds. Если цену исходного периода взять за Р0, то рыночная цена в каждый период t будет определяться уравнением:
Рt = (Р0 – Р*)(-d/b)t + P*