Если дотация установлена в твердом размере в расчете на единицу продукции, то ее воздействие на рыночное равновесие можно рассматривать как отрицательный налог, т.е. линия предложения сдвинется не вверх, а вниз на величину дотации. В результате цена, уплачиваемая покупателем, уменьшается. Цена, получаемая продавцом, увеличивается, а объем продаж возрастает.
Другим распространенным экономическим рычагом государственного воздействия на соотношение спроса и предложения являются дотации. В рыночной экономике правительство использует безвозмездную финансовую помощь для того, чтобы стимулировать производство новых товаров, развитие новых отраслей, предотвратить безработицу, обеспечить независимость страны от поставок продукции из-за рубежа.
Налог с продаж может уплачивать не продавец, а покупатель. Однако ситуация от этого не претерпит принципиальных изменений. В любом случае налоговое бремя будет ложиться и на продавца и на покупателя. А вот распределение его между продавцом и покупателем будет зависеть от наклона линий спроса и предложения, т.е. от их эластичности.
Рассмотрим наиболее распространенные методы государственного регулирования. К их числу следует отнести, прежде всего, введение налога с продаж, рассчитываемого на единицу продукции.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ПРОЦЕСС РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Уровень цен выражается индексом цен, который представляет собой соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг данного периода и совокупной ценой сходной группы товаров и услуг в базисном периоде.
Выполнение этих функций предполагает свободное движение цен без инфляции и монополии, которые искажают подлинную динамику цен.
При всем многообразии системы цен ее можно свести к трем видам: государственные, договорные и мировые.
Государственные цены могут устанавливаться на продукцию предприятий-монополистов, на базовые для экономики данной страны ресурсы, на социально значимые товары.
Система государственных цен состоит из двух элементов:
· фиксированные цены, жестко устанавливаемые правительством;
· регулируемые цены, учитывающие изменение на рынке соотношения спроса и предложения.
Договорные цены – это цены, устанавливаемые соглашением покупателя и продавца, т.е. учитывающие только спрос и предложение на данный товар. Удельный вес договорных цен определяет степень развитости рыночных отношений в экономике данной страны.
Мировые цены применяются в международной торговле и рассчитываются на базе наиболее крупных экспортно-импортных сделок.
Каждая страна имеет свой уровень цен. Уровень цен – это средневзвешенная величина цен, уплачиваемых за готовые товары и услуги, произведенные в стране.
В смешанной экономике государство активно вмешивается в воспроизводственный процесс, когда рыночные механизмы приводят к неэффективным состояниям экономической системы. Регулирование рынка может преследовать самые различные цели: борьбу с инфляцией, предотвращение нежелательной дифференциации доходов, сдерживание производства одних товаров и стимулирование выпуска других, сокращение безработицы и т.д. Государственное воздействие на рынок может проводиться как путем использования экономических рычагов, так и посредством прямого контроля за уровнем цен и объемами производства.
S1
P
t (tax)
S
P1 E1
E
P0
P2
Q1 Q0 Q
График 6.14. Эффект введения государством налога с продаж.
Допустим, что исходное рыночное равновесие до введения налога характеризовалось ценой Р 0 и объемом Q 0. Государство вводит налог, который должен уплачивать производитель в сумме t с каждой единицы товара. Понятно, что для производителя это означает удорожание производимого товара. Кривая предложения S. сдвинется на величину t и займет положение S 1. Рыночное равновесие сместится из точки Е в точку Е 1. Оно будет характеризоваться объемом производства Q 1 , который будет меньше первоначального объема на величину Q 1 Q 0, и ценами Р 1 и Р 2. Цена Р 1 которую будет платить покупатель, окажется выше первоначальной равновесной цены Р 0, а цена Р 2, которую фактически получит продавец, после уплаты налога, будет ниже Р 0. При этом цена Р 1 будет несколько меньше, чем ( P 0 + t ), поскольку на рост цены покупатели ответят сокращением спроса. Потери в цене производителя составят ( P 0 – P 2) что подтолкнет его к совершенствованию технологии, улучшению организации производства товаров.
S1
P
s (subsidy)
S
P0 E
E1
P1
P2
Q0 Q1 Q
График 6.15. Эффект введения государством дотаций.
Государство может также устанавливать фиксированные цены с тем, чтобы стабилизировать несбалансированный рынок. При этом директивная цена может быть установлена на уровне как превышающем цену равновесия, так и ниже ее. В первом случае возникает избыток продукции, во втором — дефицит со всеми вытекающими отсюда последствиями («черный рынок», очереди, административные формы распределения товаров, снижение качества товаров и т.д.).
P S1
P2 E2 S
E
P0
P1 E1
Q1 Q2 Q0 Q3 Q
График 6.16. Установление государством фиксированных цен на уровне ниже равновесного, сопровождаемое возникновением товарного дефицита.
На графике представлена типичная ситуация, вызванная установлением фиксированной цены на уровне более низком, чем равновесная цена и повлекшем возникновение дефицита. Фиксированная цена Р 1 создавая дефицит в объеме Q 1 Q 3, вынуждает производителей производить более дорогую продукцию. Поскольку официально такой путь развития производства невозможен, он перемещается в сферу «теневой» экономики. Поэтому за рамками легального рынка линия предложения S сдвигается и занимает положение S 1. Расстояние между S и S 1 будет представлять собой издержки риска, которые суммируются с обычными издержками производства. В результате возникает рыночное равновесие в точке Е 2 менее благоприятное для потребителя, чем было бы при свободном ценообразовании. Цена «черного» рынка ( Р 2) выше и фиксированной ( Р 1) и равновесной цены ( Р 0), а объем продаж ( Q 2) больше, чем на легальном рынке ( Q 1), но меньше равновесного объема ( Q 0). Таким образом, установление фиксированных цен на уровне ниже равновесной цены невыгодно для потребителей.
S
P S1
P0 E
P1 E1 D
D2 D1
Q1 Q2 Q0 Q3 Q
График 6.17. Установление государством фиксированных цен на уровне ниже равновесного, сопровождаемое снижением качества выпускаемой продукции.
На графике изображена стандартная ситуация рыночного равновесия в точке Е с равновесной ценой Р 0 и равновесным объемом Q 0 продаж какого-либо товара. Если директивная цена Р 1 занижена, то возникает дефицит в объеме Q 1 Q 3. В этих условиях производитель начинает фальсифицировать качество продукции, что позволяет ему увеличить объемы производства при тех же самых затратах. Этот процесс выразится в сдвиге линии предложения S в положение S 1. Естественная реакция потребителя на ухудшение качества товара выразится в уменьшении спроса: кривая D займет положение D 1. При этом дефицит, хотя и в меньших размерах, но сохранится. При дальнейшем развитии указанных тенденции может наступить состояние квазиравновесия ( E 1), когда кривые спроса и предложения пересекутся на уровне заниженной фиксированной цены. Состояние квазиравновесия характеризуется тем, что потребитель получает примерно тот же объем продукции, что и при свободном ценообразовании, но продукции низкого качества. Следовательно, и с этих позиций практика установления заниженных директивных цен, как правило, не выгодна потребителю.