ВВЕДЕНИЕ.
ПЛАН РАБОТЫ.
ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
Кафедра Истории
Контрольная работа по дисциплине
,,История физической культуры”
Исполнитель:
Студент 2 курса, 1-й группы
заочного факультета
Сухородин М.Г.
Санкт-Петербург
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3
ЗАРОЖДЕНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР……………………………………………...……4
ОРГАНИЗАЦИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР………………………………………………....7
ПРОГРАММА ОЛИМПИЙСКИЙ ИГР……………………………………………………8
КАК ПРОХОДИЛИ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ…………………………………………....12
УЧАСТИЕ В ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ И ЧЕСТВОВАНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ………13
ОЛИМПИОНИКИ…………………………………………………………………………..15
КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И КОНЕЦ ОЛИМПИЙСКИМ ИГРАМ…………………..…17
ВЫВОД……………………………………………………………………………………...20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………21
Зародившись в Древней Греции в VIII в. до н.э., Олимпийские игры регулярно проводились более тысячи лет, являясь одной из важнейших частей эллинской цивилизации. Закончив свой древнегреческий цикл в IV в. н.э., Олимпийские игры возродились только в конце XIX ст. в совершенно новых исторических условиях.
|
|
Анализируя более чем столетнюю историю современного олимпийского движения, нетрудно убедиться в том, что идеалы, лежавшие в основе олимпийского спорта Древней Греции, вечны и притягательны для человечества. Именно борьба за эти идеалы не только позволила возродить Олимпийские игры, но и сделала олимпийское движение исключительно популярным явлением, охватившим все континенты и страны, своего рода феноменом общественной жизни мирового сообщества на рубеже XX—XXI вв.
Сохранилось огромное количество различных источников информации, позволяющих воссоздать атмосферу спортивных соревнований Древней Греции, охарактеризовать систему физического воспитания древних греков, определить роль спорта в их жизни, выявить место и значение Олимпийских игр в древнегреческой культуре. Археологи ческие находки (статуи и статуэтки из металла и камня, спортивные снаряды и другие приспособления — гири, гантели, диски, сосуды для масла и др.), многочисленные литературные источники стали тем материалом, на котором сформировались достаточно всесторонние знания о спорте Древней Греции и Олимпийских играх — захватывающей главе истории культуры древности.
За несколько веков до нашей эры народы Азии и Африки устраивали состязания в беге, прыжках, метаниях, но особенно широкое распространение это получило в Древней Греции. Здесь были созданы специальные школы-гимназии, в которых юноши занимались физическими упражнениями, развивали силу, быстроту, ловкость, выносливость.
|
|
Археологические находки - вазы, медальоны, монеты, скульптуры помогают представить сегодня, как у древних греков, а позже римлян проходили состязания. Все физические упражнения древние греки называли атлетикой и делили ее на «легкую» и «тяжелую». К легкой они относили бег, прыжки, метание, стрельбу из лука, плавание и некоторые другие упражнения, развивающие ловкость, быстроту, выносливость.
Олимпийские игры — крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.
Зарождение Олимпийских игр в Древней Греции, связывают с именами греческого народного героя Геракла, легендарного царя Пелопса, спартанского законодателя Ликурга и эллинского царя Ифита.
В одной из од древнегреческого поэта Пиндара сказано, что рождение Олимпийских игр связано с именем Геракла. В 1253 г. до н.э. царь Элиды Авгий, владевший огромными стадами, дал поручение Гераклу очистить его громадный скотный двор за один день. Геракл согласился сделать это, но поставил условие, чтобы Авгий отдал ему десятую часть своих стад. Царь пообещал, так как был уверен, что выполнить такую работу за один день невозможно. Геракл разрушил с противоположных сторон стены, окружавшие скотный двор, и отвел в него воду двух рек — Алфея и Пинея. Вода в один день унесла со скотного двора весь навоз, а Геракл восстановил стены. Пришел Геракл к Авгию требовать награду, но царь не дал ему обещанной десятой части стад, и пришлось ни с чем вернуться Гераклу в Тиринф. Страшно отомстил Геракл царю Элиды. Через несколько лет, уже освободившись от службы у Эврисфея, Геракл вторгся с большим войском в Элиду, победил в кровопролитной битве Авгия й убил его смертоносной стрелой. После победы собрал Геракл войско и всю богатую добычу у города Писы, принес жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры, которые проводились с тех пор каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом оливами, посвященными богине Афине-Палладе.
Согласно другой легенде, основателем Игр является Пелопс. У царя Эллады Эномая была красивая дочь Гипподамия. Царю предсказали, что он погибнет от руки своего зятя. Каждому, кто сватался к дочери, Эномай предлагал состязаться в гонках на колесницах, обещая, в случае победы жениха, отдать ему в жены дочь. Если жених проигрывал, то его ждала смерть от руки Эномая. Претендентом на сердце Гипподамии был и Пелопс, сын малоазийского царя Тантала. Пелопс принял условия Эномая, который дал ему возможность первым начать гонку протяженностью 120 км. Пелопс все время был впереди. Но?расстояние неумолимо сокращалось, ибо у Эномая были самые быстрые кони в Греции — подарок бога войны Ареса. Эномай почти догнал Пелопса, который, обернувшись, увидел занесенное для удара копье, но в это время колесница царя распалась. Эномай погиб. Пелопс же после свадьбы в память о своей победе решил устраивать каждые четыре года Олимпийский праздник и проводить соревнования. Считается, что это произошло в 884 г. до н.э.
Есть и третья (далеко не последняя) легенда зарождения Олимпийских игр. Древнегреческие города постоянно враждовали и воевали между собой. Царь Эллады Ифит после эпидемии чумы обратился к дельфийскому оракулу за предсказанием относительно дальнейших действий. Оракул ответил, что Ифит должен воздержаться от войн, укрепить связи с эллинскими городами и каждый год прибавлять к торжествам "Год радости". Так, якобы, возникла идея создания панэллинских торжеств и проведения Олимпийских игр. Поскольку Эллада враждовала главным образом со Спартой, находившейся примерно в «350 км от нее, Ифит предложил спартанскому законодателю Ликургу так- же последовать этому совету.
|
|
Некоторые исследователи утверждают, что Олимпийские игры проводились в честь праздника урожая, поэтому победители и награждались оливковой ветвью и венком. Время проведения Игр — август-сентябрь, как бы подтверждает эту версию. Существует много и других преданий и легенд, все они тесно связаны с героями древнегреческой мифологии и религиозными празднествами.
Трудно с достоверностью утверждать, когда стали проводить спортивные игры в честь богов и когда эти игры приобрели общеэллинский характер. Датой проведения первых Олимпийских игр Древней Греции принято считать 776 г. до н.э. И до этого в Олимпии проводились празднества, носившие местный характер и включавшие атлетические соревнования, но имя первого победителя Олимпийских игр Ко-ройба из Элиды было офици-ально зарегистрировано в 776 г. до н.э. С тех пор фиксация имен победителей стала неотъемлемым моментом олимпийских состязаний. Сроки проведения Олимпийских игр в Древней Греции не нарушались даже тогда, когда страна была втянута в большие внешние войны.
Идею изучения древней Олимпии выдвинул, как считают, француз Дон Бернар де Монфо-кон в своей книге "Палеография Греции" (1707 г.). Однако первые серьезные раскопки Олимпии были начаты в 1824 г. английским археологом лордом Станкофом. В результате этих раскопок и был составлен план Олимпии античных времен, который в дальнейшем многократно уточнялся при дальнейших археологических изысканиях, что позволило воссоздать наиболее достоверный план древней Олимпии.
|
|
Известно, что у древних греков не было календаря. Ведя счет годам, греки непременно должны были установить какую-нибуть отправную точку отсчета — дату, с которой они связывали начало исторического периода. В III в. до н. э. афинский историк Тимей ввел систему отсчета лет по "олимпиадам", т, е. ввел в историографию олимпийскую эру. Дата любого события определялась по его месту в четырехлетнем олимпийском цикле. Исходной точкой- летоисчисления стал год проведения первых Олимпийских игр.
Среди поразительных достижений древнегреческой цивилизации, связанных с Олимпийскими играми, следует назвать экехирию — традицию, запрещавшую всем городам-государствам вести войны в период проведения Игр, когда лучшие спортсмены Древней Греции мирно соревновались в Олимпии. Период всеобщего перемирия в Элладе, по предположениям исследователей, длился около трех месяцев — время, необходимое для подготовки атлетов к Играм и участия в соревнованиях, путешествия в Олимпию и обратно. Эту традицию греки строго соблюдали, и во время Игр вчерашние враги мирно соревновались за право стать самым быстрым, самым сильным или самым ловким среди эллинов. Даже в тяжелые для городов-государств времена древние греки не позволяли нарушать традицию проведения Олимпийских игр. К примеру, в 480 г. до н.э. персы вторглись в Грецию, однако Игры в Олимпии были проведены так же, как и всегда. После поражения греков в том же году под Фермопилами к царю персов явились несколько перебежчиков. Их спросили, что делают эллины. Перебежчики, по словам историка, отвечали, что "эллины справляют олимпийский праздник — смотрят гимнастические и иппические состязания". Уже это показалось странным для персов, но еще большее удивление испытали они, узнав, что греки в Олимпии сражаются ради венков из оливковых ветвей. Услышав, что эллины считают наградой простой венок, а не деньги, один из знатных персов сказал своему главнокомандующему: "Против кого ты ведешь нас в бой? Ведь эти люди состязаются не ради денег, а ради доблести!" (Геродот).
Не следует переоценивать значение временного перемирия на период проведения Олимпийских игр. Во-первых, часто имели место случаи нарушения перемирия, во-вторых, после окончания Игр войны возобновлялись. Только в период расцвета Римской империи в Олимпии царил мир. Однако эта заслуга принадлежит не Олимпийским играм. Поэтому идею "священного перемирия", которой так много внимания уделяется на протяжении всей истории современного олимпийского спорта (Pescante, 1994), нужно не идеализировать, а рассматривать прежде всего как фактор воспитательного характера, пример чистого гуманизма.
На Олимпийских играх поэты воспевали Игры и их героев в стихах и гимнах, ораторы прославляли их в речах. С 84-х Игр, которые были проведены в 444 г. до н.э., частью состязаний становится конкурс искусств. В Олимпии звучала мудрость философов Талеса, Гераклита, Платона, Сократа, Диогена, восторженные эпиникии Архилоха и Пиндара, трагедии Софокла и Эврипида.
Олимпийские игры времен их расцвета были крупнейшими древнегреческими форумами, роль и значение которых выходили далеко за спортивные рамки. Часто они использовались в качестве арены для разнообразных политических акций. Здесь заключались важные политические договоры, устраивались акции политического протеста. На Олимпийских играх в V в. до н.э. был заключен "тридцатилетний мир" между Афинами и Спартой. В 408 г. до н.э. во время проведения Олимпийских игр софист Георгий осудил соглашательскую политику Спарты в отношении персов. Представители Митилены выступили с акцией протеста против политики Афин и потребовали автономии. Многие видные политические и военные деятели участвовали в Олимпийских играх для поднятия своего престижа. Здесь же совершались крупные торговые сделки между представителями различных государств. Философы, ораторы, артисты стремились принять участие в олимпийских "соревнованиях умов", и победу рассматривали как вершину творчества. Самые богатые люди считали за честь делать различные пожертвования на олимпийских соревнованиях, повышая таким образом свою популярность.