ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Римского Египта искусство
АНТИЧНОСТЬ
Луксор. Роспись храма культа императора (ранее — храм Амона). III в. Акварельная копия XIX в.
Портрет Аммониуса. Холст, энкаустика. III в. н. э.
густ основал район Никополис, где стояло римское войско. Там были возведены амфитеатр, цирк, стадион и воинский некрополь. Близ Александрии, на оконечности острова Фарос, в начале III в. до н. а архитектор Сострат из Книда построил знаменитый в древности морской маяк, считавшийся одним
из семи чудес света, — характерный памятке; эллинистического зодчества. Трехъярусный маяк высотой около 120 м был облицован белым мрамором и гранитом и украшен монументальными статуями Маяк был увенчан семиметровой бронзовой статуей Исиды-Фарии, покровительницы мореплавателей (по другим источникам — статуей бога Посейдона). Другим замечательным памятником римской Александрии считалось святилище Сераписа, чей культ был введен Птолемеями с целью религиозного объединения греков и египтян. Имя этого божества представляет собой своеобразное объединение имен бога Осириса и священного быка Аписа. Культ Сераписа продолжал распространяться в Египте и при римлянах: ко II в. н. э. в стране насчитывалось более сорока его храмов.
Священный участок Серапиума представлял собой окруженный стеной двор-перистиль с четырьмястами колоннами. К нему вела огромная широкая лестница. Главный храм Сераписа, построенный архитектором Пармениском, ориентирован не на восток, а на юг, в отличие от большинства храмов классики и эллинизма. В храме, по свидетельствам древних авторов, находилась прославленная современниками статуя божества, созданная, вероятно, греческим скульптором IV в. до н. э. Бриаксисом. Оригинал статуи утрачен, но сохранились ее многочисленные копии. Серапис был изображен в виде бородатого могучего мужа с помещенным на голове модием (символом плодородия в виде культового сосуда для плодов). В левой руке он держал скипетр, правая была опущена на голову Кербера, стража Аида. В композиции статуи угадываются некоторые черты монументальных культовых изваяний греческой классики, в том числе Афины из Парфенона. К главному храму примыкали святилища египетско-эллинистических богов, Исиды и Хорпократа. Считалось, что своими масштабами и красотой колоннад этот храм уступал только римскому Капитолию. Серапиум был перестроен в римское время; в эпоху раннего Средневековья его статуи погибли, а часть помещений была превращена в церковь и монастырские кельи.
К числу важнейших памятников эллинистического и римского периодов относится и т. н. колонна Помпея из красного асуанского гранита, некогда украшенная статуей императора Диоклетиана. Замечательной отделкой славился сравнительно небольшой римский театр, руины которого были открыты в XX в. Его театрон был выполнен из красного гранита и цветного мрамора и отличался большой декоративностью и изяществом. Рядом с театром находились монументальные термы П в. н. а Но, возможно, наиболее самобытным сооружени-
Статуэтка Исиды. Мрамор. II в. н. э. |
Киоск Траяна на острове Филэ. II в. н. э.
ем данного периода являлись катакомбы Ком-эш-Шукафа — погребальный комплекс, вырубленный в скале и строившийся в течение нескольких десятилетий, начиная со второй половины II в. Главное помещение этой усыпальницы по своей архитек-
турной планировке и декору представляет собой оригинальный синтез древнеегипетской и римской архитектуры и пластики. Катакомбы построены с учетом традиции египетских скальных гробниц. Подземные камеры расположены на разных уровнях; их соединяют переходы с нишами типа апсид. Центральное помещение представляет собой типичный римский круглый зал — ротонду со сферическим сводом, который поддерживают восемь колонн. Некоторые черты решения архитектурного пространства имеют отдаленное сходство с прославленным римским Пантеоном. Зал соединен с помещением для поминальной трапезы, имевшим вид и планировку типичного римского триклиния (пиршественной залы с ложами для участников трапезы).
Главное погребальное помещение находилось на один ярус ниже и открывалось характерным для египетских гробниц вестибюлем с колоннами, украшенными лотосообразными капителями. В нишах боковых стен стояли погребальные статуи, выполненные не без влияния древней канонической манеры египетских мастеров. Проходы этого яруса были украшены рельефами, на которых изображены египетские и греческие божества. По тому же принципу сочетаются египетские и греческие мотивы в самой погребальной камере: на них изображены египетское погребение и античные декоративные мотивы с дионисийскими персонажами. В этом ярусе были расположены и другие гробницы, а также святилище богини Немесиды. Катакомбы, вероятно, служили своему прямому назначению до эпохи правления императора Каракаллы.
Замысел второго крупнейшего центра римско-эл-линистичеекой культуры Египта — Антинополя — свидетельствует об огромной роли греческих образцов для римского искусства. Император Адриан, почитатель греков, задумал создать в центре Египта истинно греческий город. Антинополь был заложен в 130 г. Он имел прямоугольную планировку и был окружен высокой кирпичной стеной. Главные улицы обрамлялись, как это повелось на римском востоке, колоннами дорического ордера, а на их пересечении, как и в Александрии, находилась арка-тетрапилон. Несмотря на замысел создателей, город все же имеет чисто римские стилевые черты: в нем имелись термы, планировка была выдержана в римском духе. По мысли Адриана, своеобразным греческим центром городского ансамбля должен был стать гимнасий. Но Антинополь — пример города с преобладанием романских элементов. В Оксиринхе, напротив, они соединены с египетскими. Это проявилось в обилии возведенных в непосредственной близости друг от друга