СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для обеспечения данной дисциплины необходимы:
- оборудованный компьютерный класс, аудитории;
- технические средства обучения: видеомагнитофон, диапроектор, мультимедийный портативный переносной проектор, мультимедийное обеспечение; настенный экран;
- учебные и методические пособия: учебники, учебно-методические пособия, компьютерные программы, пособия для самостоятельной работы.
7.1. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Написание доклада.
2. Составление биобиблиографии.
3. Создание презентации.
4. Проверка чтения текстов.
5. Конспектирование критических статей и монографий.
6. Составление обзоров по темам.
7. Спецвопросы и мини-исследования.
- Роман М. Турнье «Пятница, или Лимб Тихого океана» как роман-концепция
- Соотнесённость сюжета романа Д. Фаулза «Волхв» с пьесой У. Шекспира «Буря»
- «Хазарский словарь» М. Павича и «Кузари» Иегуды Галеви
- Тема творца и властелина в романе П. Зюскинда «Парфюмер»
- Сквозной мотив каннибализма в романе П. Зюскинда «Парфюмер»
- Мотив еды в романе Корагессана Бойла «Восток есть Восток»
- Мотив фотографии в романе А. Макина «Французское завещание»
- Карнавальность в романе Милана Кундеры «Неспешность»
- Онейросфера в романе Милорада Павича «Звёздная мантия»
- Специфика пространства в романе Кадзуо Исигуро «Остаток дня»: неомифологический аспект
- Современность и классика: способы воспроизведения и формы восприятия «литературного мифа» (Стоппард, Мрожек, Гейм, Турнье)
- Случайное и закономерное как основа повествования (Стоппард, Турнье, Кундера).
- «Театр в театре» в пьесе Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»: особенности повествовательной структуры.
- Поэтика названия романа М. Турнье «Пятница, или Тихоокеанский лимб».
- Образ Сперанцы в романе М. Турнье «Пятница, или Тихоокеанский лимб».
- Интерпретация мифа в трилогии Д. Барта «Химера».
- Мотив окаменения в романе Д. Барта «Химера».
- «Маски автора» в романе У.Эко «Имя Розы».
- Смысловые метаморфозы лабиринта в романе У.Эко «Имя Розы»: библиотека и библиотекарь.
- Роль соответствий и аналогий в романе У.Эко «Маятник Фуко».
- Повествовательная структура романов М. Павича.
- Сон и реальность в романах М. Павича.
- Проблема композиции «Бессмертия» М. Кундера.
- Роман и музыка в теории романа М. Кундера.
- Проблема повествовательного единства в «гипертекстах» Корнеля, Павича, Петровича, Коупленда.
- Линейность и способы ее разрушения в романе Г.Петровича «Атлас, составленный небом».
- Тема зеркала в современном романе (Петрович, Павич).
- Мотив карточной игры в современном романе (Павич, Петрович, Турнье).
- «Визуальный ряд» в современном романе (Петрович, Коупленд, Перес-Реверте).
- «Фабуляция»: особенности повествовательной композиции «Истории мира в 10½ главах» Дж. Барнса.
- «История картины»: анализ творческого процесса в романе Дж. Барнса «История мира в 10 ½ главах».
- Образ книги в современном романе (Павич, Петрович, Корнель).
- Трансформация мифологического сюжета в романе Д. Барнса «История мира в 10 ½ главах».
- Библейские сюжеты в современной литературе (Турнье, Гейм).
- Игра с пространством и временем в современном романе (Поссе, Барнс, Акройд).
- «Гости из будущего»: взгляд на современность в романе П. Акройда «Повесть о Платоне».
- «Метарассказ» в романах М.Бредбери «Профессор Криминале» и М. Кундера «Неспешность»: образ современного мира.
- «В поисках книги»: мир массовой литературы на страницах романа А. Перес-Реверте «Клуб Дюма».
- Пародирование «литературных штампов» в романе Ч. Буковски «Макулатура».
|
|
|
|
7.2. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ / ЭКЗАМЕНУ
1. Постмодернизм как литературное направление и художественный метод. Интертекстуальность. Игра. «Смерть автора» (Р. Барт). Характер отношений «автор - текст», «автор - читатель». Жанровое своеобразие постмодернистских текстов
2. Английский «исторический» роман 1980-х гг. (общая характеристика). Анализ на выбор одного из предложенных произведений (Грем Свифт «Водоземье», П. Акройд «Большой лондонский пожар», Антония Байет «Джин в бутылке из стекла «соловьиный глаз», Джон Фаулз «Волхв», др).
3. Жанр биографии в английской литературе и творчество Питера Акройда (эстетические воззрения писателя). «Последнее завещание Оскара Уайльда» как «роман творения»
4. Основные особенности поэтики произведений Джулиана Барнса. «Исторический роман» «История мира в 10 ½ главах»: особенности жанра произведения, композиции, основные мотивы
5. Явление «космополитической» литературы – «международный» роман Кадзуо Исигуро «Остаток дня»: особенности менталитета и их воплощение в эстетике художественной формы; пересечение традиции и новаторства в романе
6. Общая характеристика французской литературы 2-й половины ХХ века. Традиции исторического, семейного, детективного романа во французской литературе 2-й пол ХХ века. Творчество Ж. Перека как явление «эры потребительства»
7. Роман Робера Мёрля «Мадрапур»: особенности жанра, хронотопа; система персонажей. Символика романа
8. Общая характеристика творчества Ромена Гари. Его концепция «тотального романа»
9. Роман «Обещание на рассвете» Ромена Гари: жанр, сюжет, темы. Особенности героев и художественного мира в романе
10. Роман Ромена Гари «Воздушные змеи»: жанр, сюжет, система образов, мотивы и символика
11. Анализ (на выбор) любого романа Ромена Гари (Эмиля Ажара): тематика, особенности композиции, сюжета, система образов романа, особенности стиля
12. Особенности немецкого постмодернистского романа. «Романтический» герой Жан-Батист Гренуй Патрика Зюскинда
13. Постмодернистский роман Патрика Зюскинда «Парфюмер»: основная тема, её решение автором. Ольфакторный код романа
14. Постмодернистская интерпретация библейского сюжета о Вечном Жиде в романе Стефана Гейма «Агасфер». Особенности композиции произведения
15. Неомиф в немецкой литературе. Особенности интерпретации античного сюжета в романе Кристы Вольф «Медея»
|
|
16. Концепция времени в романе Кристы Вольф «Медея»
17. Деконструктивизм как принцип анализа текста. Деконструктивистский «роман-ловушка» Итало Кальвино «Если однажды зимней ночью путник…»: проблема текста, его восприятия, интерпретации. Тема авторства в романе
18. Понятие гипертекста и роман Милорада Павича «Хазарский словарь». Соединение нескольких версий одной истории в романе
19. Анализ (на выбор) любого романа Милорада Павича (кроме «Хазарского словаря»)
20. Соединение нескольких сюжетных планов в «романе возможностей» Милана Кундеры «Бессмертие». Тема бессмертия в романе
21. Литературный» постмодернистский роман А. Перес-Реверте «Клуб Дюма …»: особенности композиции, постмодернистский дискурс произведения. «Литературность» романа.
22. Традиции романа воспитания в «Клубе радости и удачи» Эми Тан. Новаторство произведения.
23. Тема памяти и воображения в романе Тима О´Брайена «На Лесном Озере». Приём верификации в романе
24. Диалог культур (Восток – Запад) в романе Корагессана Бойла «Восток есть Восток»: традиции (Р. Киплинг, Ю. Мисима) и новаторство в решении проблемы
25. Постмодернистский роман М. Турнье «Пятница, или Лимб Тихого океана» как роман-миф и как роман-концепция
26. Роман К.Э. Портер «Корабль дураков»: реализация темы человеческой разобщённости
27. «Химера» Д. Барта как «фиктивное» («химеричное») произведение
28. Семиотический роман У. Эко «Имя розы». У.Эко о постмодернизме («Заметки на полях …»)
29. «Магический реализм» в творчестве Г.Г. Маркеса. Роман «Сто лет одиночества» - обобщение латиноамериканской жизни в метафорической формуле. Особенности поэтики романа. Тема одиночества человека и мифологема одиночества в романе Маркеса «Сто лет одиночества». Проблема национального самосознания.
30. Природа художественного восприятия в рассказах Х.Л. Борхеса. Интертекстуальное влияние западноевропейской культуры. Интеллектуальная метафоричность, образ парадоксального мира в рассказах Борхеса. Поэтика рассказов.
|
|
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебный курс завершает образовательный процесс по сквозному курсу «История зарубежной литературы». В нем подводятся итоги приобретенным студентами знаниям и осваиваются наиболее существенные явления литературного процесса в зарубежных литературах XX века. Предполагается, что студенты приобретут основные сведения по истории литературного процесса, усвоят предлагаемые им литературоведческие термины и понятия (например, «авторская маска», «смерть автора», дискурс, интертекстуальность, интертекст, гипертекст, постмодернистский коллаж, пастиш, постмодернизм, палимпсест и т.п.).
Программа курса охватывает период 1970-1990 гг.; необходимость такой программы продиктована отсутствием базовой типовой программы, что затрудняет ориентацию и преподавателей, и студентов в сложной панораме литературного развития конца XX века. В лекционном курсе ставится задача: избегая тенденциозности, не политизируя и не идеологизируя, отразить сложности противостояния и взаимодействия различных эстетических систем; попытаться, в первую очередь, постичь эстетическое своеобразие и особенности поэтики писателя, и, во вторую очередь, его систему взглядов и идей, чтобы избежать известного искажения объективного смысла художественного текста, его художественно-эстетических достоинств. В целом программа нацелена на восстановление истинного состояния западной литературы конца XX века. Программа строится с учетом национально-хронологических и теоретических принципов, отражает распространение так называемых «программных» явлений, движение литературы к синтезу реалистических и нереалистических принципов, к созданию некоего универсального языка, к «интертекстуальности» в самом широком смысле слова. В лекционном курсе продолжают рассматриваться проблемы постмодернизма (в рамках 1970-1990 гг.). Постмодернизм представлен как комплекс философских, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений, которые формируются на протяжении 2-й половины XX века. Трактуются основные понятия постмодернизма, («интертекстуальность», «мир как текст», «авторская маска», «метатекст», «гипертекст»), которые раскрываются при рассмотрении произведений постмодернистов. Темы практических занятий строятся по принципу выборочного анализа и сосредоточены на наиболее важных компонентах текста и отдельных категориях поэтики, что ориентирует студентов на умение интерпретировать отдельные литературные явления, особенности поэтики и стиля художественного произведения.