График самостоятельной работы студентов (см. приложение 2) и методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
Тема 21. ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В.
Расцвет искусства в послевоенный период. Восстановление исторических городов и памятников архитектуры.
Обращение к темам прошедшей войны: философское осмысление (Кукрыниксы – «Конец»), прославление мужества и силы духа советского воина (П.А. Кривоногов – «Защитники Брестской крепости», М.А. Савицкий – «Партизанская мадонна»), раскрытие его характера (Ю.М. Непринцев – «Отдых после боя»), воспоминания и размышления (А.И. Лактионов – «Письмо с фронта», А.П. и С.П. Ткачевы – «Между боями», В.Н. Костецкий – «Возвращение», В.Е. Попков – «Шинель отца»).
Тема борьбы за мир как одна из центральных в отечественном искусстве. Графическая серия Б.И. Пророкова «Это не должно повториться!», «Испанский триптих» А.А. Мыльникова.
Разработка историко-революционной темы. Новые решения темы в работах Е.Е. Моисеенко – «Красные пришли», Г.М. Коржева – триптих «Коммунисты».
|
|
Отражение созидательного труда советских людей: Т.Н. Яблонская – «Хлеб», А.А. Пластов – «Ужин трактористов», С.А. Чуйков – «Дочь Советской Киргизии», П.Ф. Никонов – «Геологи». Творчество В.Е. Попкова, Т.Т. Салахова.
Портрет как создание обобщающего образа современника. П.П. Кончаловский – «Автопортрет в желтой рубашке», П.Д. Корин – «Портрет Кукрыниксов», Д.Д. Жилинский – «Гимнасты».
Развитие жанра исторического портрета в творчестве С.П. Викторова. Поэтическая трилогия: «Маяковский в мастерской РОСТА», «А. Блок», «Сергей Есенин».
Определяющая роль эпического пейзажа. Развитие индустриального пейзажа. Работы Г.Г. Нисского, М.С. Сарьяна. Городской пейзаж: Ю.И. Пименов.
Натюрморт в творчестве В.Ф. Стожарова – «Хлеб, соль и братина» и А.Ю. Никича – «Завтрак».
Решение творческих задач в области монументальной и портретной скульптуры. Монументы и ансамбли Воинам- освободителям. Е.В. Вучетич: Трептов-парк, мемориальный комплекс Мамаева кургана в Волгограде. Монумент В.И. Ленина в Берлине (Н.В. Томский). Памятники жертвам фашизма в Пирчуписе (скульптор Г.А. Иокубонис), генералу Д.М. Карбышеву (скульптор В.Е. Цигаль), А.С. Пушкину в Ленинграде (скульптор М.К. Аникушин), Карлу Марксу в Москве (скульптор А.П. Кибальников). Станковая скульптура. С.Т. Коненков и др.
Развитие графики. Иллюстрации В.А. Фаворского к «Слову о полку Игореве», «Борису Годунову» и «маленьким трагедиям», С.А. Красаускаса – к поэме «Человек» Э. Межелайтиса. Д.А. Шмаринова – к «Войне и миру».
|
|
Архитектура. Массовое строительство после окончания Великой Отечественной войны. Борьба за архитектуру, отвечающую современным общественным, техническим и эстетическим требованиям: Лужники, Дворец пионеров, Кремлевский дворец съездов. Здание СЭВа, Олимпийские комплексы в Москве.
Архитектурные ансамбли Вильнюса, Ташкента. Еревана.
Развитие искусства на современном этапе. Рубеж XX-XXI века.
Студенты, изучающие курс «История культуры и искусства» должны заниматься самостоятельной работой. В связи с ограниченным количеством часов на лекции и практические занятия, не представляется возможным изучить историю искусств во всей полноте, всю рекомендуемую литературу в соответствии с программой курса. Именно поэтому важное значение приобретает систематическая самостоятельная работа студента, заключающаяся не только в изучении необходимых источников, но и в просмотре и анализе произведений искусства, при посещении экспозиции музеев и временных выставок. Умение выражать свои впечатления от увиденного, убедительно объяснять содержание произведений, характеризовать особенности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, а также своеобразие того или иного произведения необходимо для будущих мастеров-прикладников.
Самостоятельная работа студента, под руководством преподавателя делится на следующие виды:
1. Подготовка к семинарским занятиям.
На семинарских занятиях студенты должны выступать с сообщениями об отдельных этапах развития искусства, о творчестве крупных художников, анализировать стилистические особенности направлений искусства, анализировать художественные произведения. При этом самостоятельная работа студентов находится в тесной связи с лекционным материалом, прочитанным преподавателем.
Важной самостоятельной работой студентов при подготовке к семинарским занятиям является знакомство с различной методической литературой. Работа студентов с методической литературой позволяет им более углубленно освоить курс истории искусств, обратить большое внимание на вопросы хронологии, терминологии и методологии.
Важную роль в самостоятельной работе студентов при подготовке к семинарским занятиям имеет работа студентов с первоисточниками, монографиями и учебной литературой. Преподаватель акцентирует внимание студентов на наиболее важных работах по предполагаемой тематике. При этом студент, обращаясь к источнику, обогащает свои знания для подготовки к семинарскому занятию.
Преподаватель, направляя самостоятельную работу студента при подготовке к семинару, должен указать на наличие разных точек зрения на рассматриваемую проблему, отметить работы, не являющиеся научными.
2. Изучение произведений искусства.
Анализ произведения осуществляется в единстве зрительной и мыслительной деятельности, это – наиболее сложный этап в изучении произведений. Активная работа наблюдения при анализе произведений не только способствует развитию «художественного чутья» студентов, но и позволяет им применять приобретенные ранее знания и накапливать новые. В свою очередь, изучая и разбирая произведения, студенты осмысливают их содержание, жанровые и композиционные особенности, постигают выразительные средства.
3. Важным компонентом самостоятельной работы студента является подготовка студентов к тестовым заданиям. Преподаватель либо заранее должен определить тематику тестирования, либо лишь определить примерный перечень тем, по которым затем будут даны тесты.
При подготовке к тестированию студент должен работать с лекционным материалом, прочитанным преподавателем, а также опираться на методическую литературу, где отражены основные проблемы указанной тематики. При подготовке к тестированию преподавателю необходимо указать студентам необходимую литературу.
|
|
4. Подготовка к экзаменам важная и неотъемлемая часть самостоятельной работы студента. Подготовка идет непосредственно в ходе изучения курса «История искусств». Подготовка к экзамену делится на следующие компоненты:
а) работа с лекционным материалом, который является во многом определяющим при подготовке к экзамену;
б) работа с учебной и методической литературой, которую в течение года рекомендует преподаватель;
в) просмотр произведений искусства (репродукций) и их анализ;
г) участие в предэкзаменационных консультациях. Преподаватель должен накануне экзамена провести консультацию, на которой должен помочь студенту разобрать все непонятные вопросы для подготовки к экзамену.