Мотивация менеджеров и предпринимателей

Инстинктивная теория мотивации У.Джемса

МОТИВАЦИЯ МЕНЕДЖЕРОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Вопросы к шве и к примеру

1. Чем различаются условия работы и содержание работы?

2. Почему условия и содержание работы называются раз­нонаправленными векторами поведения?

3. Можно ли в социологической анкете в одном вопросе спрашивать о степени удовлетворенности и степени не­удовлетворенности работой (либо ее аспектами)?

4. Какова историческая привязка «теории X» и «теории Y»?

5. Почему теория Макгрегора называется не объясни­тельной, а инструментальной?

6. Каким образом взаимосвязаны между собой теории Маслоу, Херцберга и Макгрегора?

7. Что нового Вы узнали о теории Макгрегора, познако­мившись с отрывком из его произведения? Если там что-либо такое, чего нет в тексте главы?

В социологии менеджмента существует самосто­ятельный класс концепций, которые называют психо­логическими теориями предпринимательства. Это не значит, что в них ничего не говорится о мотивации и поведении менеджеров, напротив, здесь сравнивают­ся модели поведения менеджеров и предпринимателей.

Первые попытки научно осмыслить мотивацию предпринимательского поведения относятся к концу XIX века. Уильям Джемс (1842—1910), выдающийся американский философ и психолог, разработал учение об эмоциях, ставшее одним из источников бихевиориз­ма. Вместе со своим коллегой Карлом Лангом он разра­ботал теорию эмоций, которая так и называется —тео­рия Джемса — Ланга. Согласно авторам, эмоциональный ответ предшествует эмоциональному переживанию. Иначе говоря, эмоции проистекают из поведения, а не являются его причиной. «Мы боимся, потому что наше сердце учащенно забилось, у нас схватило желудок и т. д. Мы боимся потому, что бежим. Но мы не боимся, потому что бежим», —- объяснял У.Джемс человеческое поведение при помощи простейших безусловных рефлексов [120], которые называются еще инстинктами.

Джемс выделил два важнейших инстинкта — чес­толюбие и стремление к соперничеству, которые на 90% определяют успех в деловом предпринимательстве. Мы знаем, писал Джемс, что если мы не выполним эту за­дачу, ее выполнит кто-то другой и получит доверие или кредит. Поэтому мы выполняем ее. Вот на чем основано честолюбие.

В 1892 г. У.Джемс приходит к выводу, что учение об эмоциях и учение о мотивации — вещи совершенно разные. Действительно, эмоции содержат физиологи­ческие компоненты, а мотивационные реакции являют­ся результатом взаимодействия с чем-то, что находится вне нашего тела, скажем, с предметом или другим че­ловеком. Точно также различаются, выражаясь слова-ми Джемса, тенденция чувствовать и тенденция дей­ствовать. У эмоций нет главного, что составляет суть мотива — направленности к цели. Эмоции — это чув­ство удовольствия, наступающее в тот момент, когда удовлетворены наши потребности и побуждения, т. е. мотивы, направленные на достижение какой-то цели.

Итак, мотивы побуждают, а цель направляет пове­дение. Но в основе лежат эмоции, т. е. стремление любого живого существа доставить себе удовольствие. Если вы получаете удовольствие, работая в саду, то начнете ли вы такую работу потому, что желаете доста­вить себе удовольствие, или получаете удовольствие потому, что работаете в саду? Иными словами, детер-мированы ли все наши побуждения и потребности на­шими эмоциями или часть побуждений вызвана раци­ональными причинами? Подобный вопрос, отрешения которого зависело понимание предпринимательского поведения, на ранних стадиях развития теории моти­вации остался для психологов нерешенным. Правда, в 1908 г. В.Макдаугал открыл еще одну составляющую предпринимательства — инстинкт конструктивности, а экспериментаторы придумали множество тестов, измеряющих эмоциональную основу предприниматель­ской деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: