Высшая власть принадлежала Великому князю киевскому, который был носителем законодательной, исполнительной и судебной власти. При князе имелся Совет, состоявший из бояр и наиболее влиятельных дворцовых слуг (см. схему 4).
В необходимых случаях созывались феодальные съезды (снемы), на которые съезжались князья и крупные феодалы. Совет при князе и феодальные съезды не имели строго очерченной компетенции.
Сохранилось и вече — народное собрание, которое со временем утратило свое значение.
Центральные органы государственного управления строились на основе дворцово-вотчинной системы. Управление государством строилось на основе управления княжеским двором. Княжеские слуги (дворецкий, конюший и др.) выполняли государственные функции.
На местах управляли посадники и волостели, действовавшие на основе системы кормления, т. е. получали от населения определенные платежи — корма.
Схема 4
Организация власти и управления в Киевской Руси (дворцово-вотчинная система управления)
|
|
Великий князь | ||||||||||||||||||||||
снем | Совет при князе | вече в городах | ||||||||||||||||||||
_| | ||||||||||||||||||||||
J»"**' | ||||||||||||||||||||||
>^ | Дворцовые слуги | |||||||||||||||||||||
дворской, конюший, сельский, ратайный, воевода, ловчий, чашник, стольник, отроки, гриди, детские, мечники | ||||||||||||||||||||||
Совет при князе | ||||||||||||||||||||||
местная администрация Великого князя | ||||||||||||||||||||||
местные | ||||||||||||||||||||||
князья | ||||||||||||||||||||||
Вече | ||||||||||||||||||||||
посадники в городах | волостели в волостях | |||||||||||||||||||||
тиуны | ||||||||||||||||||||||
тиуны | тиуны | |||||||||||||||||||||
В Древней Руси не было специальных судебных органов, судебные функции выполняли представители администрации, включая ее главу - Великого князя (см. схему 5). Однако существовали специальные должностные лица, помогавшие в отправлении правосудия. Среди них можно назвать, например, вирников, которые собирали уголовные штрафы за убийство. Вирников, когда они находились при исполнении служебных обязанностей, сопровождала целая свита мелких должностных лиц. Судебные функции выполняли также церковь и отдельные феодалы, которые имели право судить зависимых от них людей (вотчинная юстиция). Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммуни-тетных прав.
|
|
С х е м а 5
Судебные органы Древнерусского государства
Великий князь | |||||||||||||||||
Боярский суд | Городские посадники | ||||||||||||||||
тиуны | |||||||||||||||||
Церковный суд | Сельские волостели | ||||||||||||||||
тиуны | |||||||||||||||||
Вспо | могательные > | судебные оргг г | ны | ||||||||||||||
мечник | метельник | вирник | ябедник (государственный обвинитель) | детский | подворичий пристав | ||||||||||||
/ | |||||||||||||||||
/ | |||||||||||||||||
помощники | |||||||||||||||||
Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей Великого князя и его окружения требовали, конечно, немалых средств. Кроме доходов от собственных земель, князья установили систему налогов, дани. Поначалу это были доб-
ровольные пожертвования членов племени своему князю и его дружине, но затем они становятся обязательным налогом. Уплата дани стала признаком подчинения (отсюда слово «подданный», т.е. находящийся под данью, ею обложенный). Дань собиралась путем полюдья, когда князья, обычно один раз в год, объезжали подвластные им земли и собирали доходы со своих подданных. Без конфликтов не обходилось. Известна печальная судьба Великого князя Игоря* убитого древлянами за чрезмерные поборы, что заставило его вдову княгиню Ольгу упорядочить налогообложение. Она учредила так называемые погосты — специальные пункты сбора дани (обычно это было крупное село). Население платило налоги мехами, которые были своеобразной денежной единицей. Ценность их как платежного средства не исчезала даже тогда, когда они, сохраняя княжеский знак, теряли товарный вид. Использовалась и-иностранная валюта, переплавлявшаяся в русские гривны.
Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси в 988 г. оказалась тесно связанной с государством. Поначалу князь Владимир Святославич пытался использовать в государственных интересах языческий культ, установив иерархию языческих богов во главе с Перуном — богом грозы и войны, но затем переориентировался на христианскую религию и крестил Русь. По преданию он долго раздумывал, прежде чем сделать выбор в пользу православия.
Крещение Руси происходило в значительной степени насильственным путем, особенно в северных русских землях, где население не желало отрекаться от веры отцов и дедов. Так или иначе, но как только Русь приняла христианство, была создана церковная организация, и в скором времени церковь заявила о себе не только как о крупном (коллективном) феодале, но и как сила, способствовавшая укреплению отечественной государственности. Во главе православной церкви стоял митрополит киевский, назначавшийся в то время из Византии, центра православия. Затем его стали назначать киевские князья. В отдельных русских землях церковную организацию возглавляли епископы.