Научные идеи и вклад в развитие психологии А. Адлера

Неофрейдизм

Неофрейдизм — направление в психологии, развившееся в 20—30-е годы XX века из фрейдизма, в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны.

Психоанализ Фрейда состоял в систематизированном объяснении бессознательных связей через ассоциативный процесс. Фрейд предложил новую структуру психики человека, а все психические состояния, все действия человека Фрейд истолковывает как проявление бессознательных влечений.

Представители неофрейдизма считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.

Основными представителями неофрейдизма являются Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм.

Один из ближайших сподвижников Фрейда, Альфред Адлер перенес акцент с сексуально-бессознательного на бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей. Другой его близкий сподвижник Карл Густав Юнг развивал учение о коллективном бессознательном, определяющем поведение социальных групп. Представители психокультурного фрейдизма Карен Хорни, Эрих Фромм и др., признавая определенную роль подсознательного в поведении людей, обосновывают роль и социальных факторов.

В отличие от Фрейда, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля» - сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности». Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими.

Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом,обучением и воздействием окружающей среды. Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психики, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.

Он предполагал, что часть комплексов возникает в результате психотравмирующих ситуаций. Упоминание информации, связанной с комплексом, усиливает защитные реакции, препятствующие осознаванию комплекса. Комплексы пытаются проникнуть в сознание через сновидения, телесные и поведенческие симптомы, паттерны отношений, содержание бреда или галлюцинаций в психозе, превосходя наши сознательные намерения. При неврозе грань, разделяющая сознательное и бессознательное ещё сохранна, но истончена, что позволяет комплексам напоминать о своем существовании, о глубоком мотивационном расколе личности.

Лечение по Юнгу идет по пути интеграции психологических составляющих личности.

Ряд исследователей отмечает, что представления современного оккультизма прямо соотносятся с аналитической психологией Юнга и его концепцией «коллективного бессознательного», которую привлекают адепты оккультизма и деятели нетрадиционной медицины в стремлении научно обосновать свои взгляды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: