Писатели в литературном процессе
М.А. Булгаков (1891—1940)
Формирование общественной позиции писателя, его художественного метода и творческой индивидуальности. Творчество М. Булгакова как продолжение традиций русской классики.
Начало литературной деятельности. Газеты «Накануне» и «Гудок» в творческой биографии писателя. Фельетоны и рассказы. Правдивость изображения провинциального быта и драматической судьбы интеллигента-гуманиста в «Записках юного врача». «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» и проблемы утопии и антиутопии в прозе 20-х гг. Гротеск у Булгакова. Развитие традиций Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского. Сатира М. Булгакова на засилие невежества и грубости в послереволюционной действительности.
«Белая гвардия». Творческая история романа. Автобиографический, конкретно-исторический материал и проблема его пересоздания. Эпиграфы, их связь с проблематикой романа. Жанровая природа произведения, взаимопроникновение исторического и семейного начал. Сочетание крупных планов с общими, детализации с обобщениями. Трагическое в романе, в судьбе его центральных героев; мотивы суетности, призрачности, предательства, разочарования. Сны в романе и их функции. Дом и Город. Символическая природа этих образов, их взаимопроникновение и причастность к развитию главных контрастных тем — покоя-хаоса, реального-призрачного, преходящего-вечного и связанных с ними лейтмотивов. Мир природы в романе: мотивы снега и метели. Идея преемственности нравственных ценностей. Своеобразие авторской речи. Многозначность слова и лейтмотива в романе.
Пьеса «Дни Турбиных» и ее место в истории театра 20-х гг.; полемика вокруг пьесы. Мотив трагедии белого движения и его развитие в пьесе «Бег».
Жанровая природа «Бега»; трагифарсовое начало в пьесе. Проблема вы6opa и чувство родины как важнейший критерий художественного содержания «Бега». Психологическая углубленность характеристик и острота гротеска.
Новаторство Булгакова — комедиографа. «Зойкина квартира» — трагифарс о «гримасах нэпа». Комедия-памфлет «Багровый остров», ее пародийная направленность: композиционная сложность и стилевая разноплановость «спектакля в спектакле».
Антивоенная драма «Адам и Ева».
Воздействие на судьбу и творчество М. Булгакова неблагоприятной социально-психологической обстановки конца 20-х — начала 30-х годов. Постановка проблемы «художник и общество» в романе «Жизнь господина де Мольера» и в пьесах «Кабала святош» («Мольер»), «Последние дни» («Пушкин»).
Особое значение литературной и театральной среды в жизни и творчестве Булгакова; изображение этой среды в «Театральном романе».
«Мастер и Маргарита». Творческая история романа. Многоплановость композиции; взаимодействие двух потоков времени; прием роман в романе». Проблемы реализма и модернизма; сочетание конкретно-исторической и гротескно-фантастической образности. Критическое изображение литературной среды 20-30-х гг. Образ Мастера. Судьба проповедника гуманизма Иещуа и мотив трагической судьбы гуманистов в истории человечества. Жанровая уникальность. Дискуссии о романе в критике 60-80-х гг.
Место и значение Булгакова в современной и мировой литературе.
М. Горький (1868—1936)
«Мои университеты» и автобиографические рассказы М. Горького 20-х годов. Активизация в творчестве Горького малых эпических форм (очерка, рассказа, литературного портрета): «Заметки из дневника»; «Воспоминания»; «Рассказы 1922—1924 гг.» Новые аспекты концепции личности. Интерес к сложным, противоречивым характерам. Проблема героя. Становление новой жанровой формы — серии произведений малой формы, тяготеющих к единству цикла.
Дискуссия о «новом Горьком».
Литературные портреты в творчестве Горького 20-х годов. Галерея портретов революционеров, писателей, общественных деятелей — как выражение горьковского представления о культурном и нравственном потенциале русской нации. Художественно-документальное повествование и его специфика у Горького. «Мозаичная структура» образа как средство создания характера; свободная композиция, крупный план изображения, внимание к высказыванию и жесту героя.
Роман «Дело Артамоновых». Характеры главных персонажей, типическое и индивидуальное в них. Композиционная градация персонажей. Социально-исторический и философский аспекты проблематики. Творческое преобразование традиционной жанровой структуры: система композиции, лейтмотивность повествования как способы выявления глубинных универсальных связей. Тенденция вьшрямления сюжета в сторону «исторического материализма».
«Жизнь Клима Самгина». Творческая история романа. Жанр и композиция. Элементы исторической хроники, проблемного романа, романа воспитания в «Жизни Клима Самгина» и проблема жанровой целостности произведения. Историзм Горького. «Жизнь Клима Самгина» как «энциклопедия русской жизни». Интеллигенция, личность и народ. Система образов и приемы образной характеристики. Клим Самгин как художественный тип. Мотив двойничества. «Скрытая» сатира. Особенности композиции и стиля. Проблема авторской позиции. Место романа в русской и мировой литературе.
Драматургия Горького советских лет. Жанр «семейной драмы» у Горького. Идейно-художественная сущность образа Егора Булычева. Природа драматического конфликта, жанровое своеобразие пьес Горького.
Публицистика Горького 1930-х гг. Классовый критерий в решении вопросов личной свободы и государственной необходимости.
Статьи о литературе. Соотношение эстетики и политики в литературной жизни («О социалистическом реализме», «Литературные забавы», «Открытое письмо А. С. Серафимовичу», «О языке», «О формализме»).
А.С. Грин (1880—1932)
Романтический художественный мир, мифотворчество, принцип ассоциаций, реальное и фантастика, «остранение» в прозе Грина, психологическая основа фантастических сюжетов, подсознательное начало как художественная мотивировка. Романтическое отношение Грина к идеалам революции и его оппозиция крушению гуманизма в послереволюционной России, его ирония по поводу эстетических позиций Лефа и Пролеткульта. Литературные традиции Р. Л. Стивенсона и Э. По.
«Повесть-феерия» «Алые паруса». Концепция сотворенного своими руками чуда. Сказка-жизнь, герой-мифотворец и его художественная роль в развитии сюжета.
Роман «Блистающий мир». Личность и общество. Тема «парения духа», символическое содержание образа богоподобного Друда. Романтическое отчаяние Грина, мотивы романтики и трагической обреченности.
Философское содержание и авантюрная фабула романа «Бегущая по волнам». Мотивы поиска Несбывшегося в концепции человека.
Роман «Дорога никуда». Крушение романтических иллюзий гриновских героев. Тема несложившейся жизни. Трагическое миросозерцание Грина в «Дороге никуда», «Крысолове», «Фанданго». Полемика с Ф. Достоевским, неприятие «душевных обнажений» в романе Грина.
Е.И. Замятин (1884—1937)
Жизненный и творческий путь.
Повесть «Островитяне», сатирический гротеск и его философская природа. Сочетание конкретно-исторического и общечеловеческого.
Общественная и культурно-просветительная деятельность Замятина в первые годы революции. Литературно-критические выступления начала 20-х годов: концепция революции, обоснование принципов «фантастического реализма».
Роман «Мы». Философская проблематика. Роман «Мы» и русский модернизм. Жанр. Дневниковая форма повествования, своеобразие психологизма; образы главных героев. Судьба романа «Мы». Влияние романа на развитие антиутопии в мировой литературе (О. Хаксли, Дж. Оруэлл и др.).
Новеллистика Замятина («Пещера», «Рассказ о самом главном», «Русь», «Елка», «Наводнение» и др.). Особенности художественного повествования в прозе Замятина; использование притчи, иносказания, анекдота, сказки.
Драматургия («Блоха», «Огни святого Доминика», «Атилла»); жанровая природа замятинских пьес, их пародийный характер, фарсовое начало, нарочитая театральность, динамичный сюжет.
Кампания 1929 г. против Е. Замятина; письмо к Сталину, эмиграция. Неоконченный роман «Бич Божий».
Л.М. Леонов (1899—1994)
Тематическое и жанровое разнообразие творчества Леонова начала 20-х гг.: сказка, сказ, восточная легенда и пр. («Бурыга», «Гибель Егорушки», «Туатамур» и др.). Тема интеллигенции и революции («Конец мелкого человека»), послеоктябрьской деревни («Петушихинский пролом»), «окуровской» Руси («Записки Ковякина»).
«Барсуки». Философское и социально-бытовое содержание романа. Особенности композиции, языка и стиля.
Психологическая драма человека в романе «Вор» (1-я редакция 1927 года). Пацифизм и гуманизм романа. Архитектоника произведения.
Роман «Соть», его социально-философская проблематика. Тема интеллигенции в романе «Скутаревский», проблемы науки и искусства.
Особенности изображения подвига народа в Великой Отечественной войне в повести «Взятие Великошумска»; реальные и символические аспекты повествования.
«Русский лес» — синтез многолетних художественных исканий Леонова. Тема исторических судеб народа, русской науки и культуры. «Многослойное» построение романа, мастерство психологического портрета, роль реалистической детали и символики. Полемика вокруг «Русского леса».
Любовь к родине и трагедия разрыва с ней в повести «Evgenia Ivanovna».
Драматургия Леонова. Пьеса «Унтиловск» — первый драматургический опыт писателя. Жанр философской драмы у Леонова («Метель»).
Комедия «Обыкновенный человек» с ее светлым колоритом, нравственно чистыми героями. Пьеса «Нашествие». Сущность главного драматического конфликта. Национально-патриотические мотивы. Тема подвига и героизма. Народно-поэтическая основа пьесы «Ленушка». Пьеса «Золотая карета», ее первая, вторая и третья редакции. Нравственно-философская проблематика, своеобразие драматического конфликта.
Леонов-публицист. Значение его публицистики в годы Великой Отечественной войны. Статьи и речи в защиту мира. Постоянное внимание к проблемам экологии, сбережению духовных ценностей народа, традиций и памятников его великого прошлого.
Работа Леонова (с начала 70-х годов) над романами «Мироздание по Дымкову», «Последняя прогулка». Проблема познания вселенной в философском аспекте. Тревога перед угрозой для человечества. Философское содержание романа «Пирамида». Леонов как наследник и продолжатель традиций классической литературы (Гоголя, Достоевского).
А.П. Платонов (1899—1951)
Поэзия, публицистика 1920-х гг. Первые рассказы. Метафизические темы. Фантастика у Платонова.
Рассказы и повести середины 1920-х гг. Историческая притча «Епифанские шлюзы».
Роман «Чевенгур». Конкретно-историческая и философская проблематика романа. Жанрово-композиционное своеобразие. Трагическая концепция мира и комическое у Платонова. Традиция Салтыкова-Щедрина в творчестве писателя. Саша Дванов - «Гамлет» среди «Дон-Кихотов». Саркастическое изображение практики общественных преобразований во имя абстрактной идеи счастливого будущего при полном игнорировании реальных, «частных», потребностей и интересов людей. Образ ребенка в «Чевенгуре» и «Котловане».
«Усомнившийся Макар». Сомнения в гуманистических ценностях революции, идея враждебной народу государственности, тема «научного человека».
«Котлован». Утопия нового человека и земного рая в интерпретации Платонова.
Коллективизация в «бедняцкой хронике» «Впрок». Роль хроники в дальнейшей творческой судьбе Платонова. Резкая критика Платонова в печати конца 1920-х — начала 1930-х гг.
Поездка в Среднюю Азию в 1933—1934 гг. «Такыр», «Джан». Проблематика повести «Джан». Стихийно-мифологическое мироощущение; символика материнского и отцовского начал в жизни, сопряжение исторической и циклической концепций времени, овеществление невещественного в стиле повествования и т. д. Переплетение социально-исторических и универсалистских планов в художественном мире Платонова. «Ювенильное море»: патетика, ирония и сарказм в повести о социальном эксперименте, тема жизни и смерти. Трансформация мотивов «Чевенгура» и «Котлована» в «Ювенильном море».
Открытие положительного содержания жизни, значительного и необыкновенного в обыкновенном, повседневном: безграничной любви, одержимости трудом, профессией («Фро, «В прекрасном и яростном мире»).
Художественное исследование стадных инстинктов толпы, дегуманизация человека. Антифашистский рассказ «Мусорный ветер».
Творчество Платонова в годы войны («Одухотворенные люди», «Счастливый корнеплод» и др.). Тема борьбы с фашизмом. Рассказ «Возвращение» («Семья Ивановых»): гуманизм, высокая нравственность, простота стиля. Несправедливая критика рассказа в печати.
Платонов-драматург. «Шарманка», «Дирижабль», «Высокое напряжение». Трагедия-мистерия «14 Красных Избушек»; тема богозабвения и реальности «нового человека».
Платонов-сценарист, сказочник, критик.
М.М. Пришвин (1873—1954)
«В краю непуганных птиц». «Этнографический путь» в литературе. Стиль раннего Пришвина.
Повесть «Мирская чаша». Поиски жизненной и художественной правды. Роман «Кащеева цепь»: становление личности, автобиографическая основа. «Журавлиная родина» — книга о творчестве. Философская концепция гармонического человека в «Родниках Берендея».
Формирование концепции отношений человека и природы.
«Жень-шень» — повесть о смысле жизни.
Поэма в прозе «Фацелия». Проблема индивидуального начала в контексте современного общественного сознания.
Творчество 1940—1950-х гг. Философские и моралистические начала. Личность и общество. Роман «Осударева дорога». Повесть «Корабельная чаша».
Поэтика. Жанровое новаторство (роман-сказка, повесть-сказка). Традиции классической русской литературы. Народно-поэтические традиции.
Философия человека, природы, истории, творчества в дневниковых книгах «Лесная капель», «Глаза земли» и др. Поэтика рассказов-миниатюр. Философия и лирика в прозе Пришвина.
Проблема творческого метода писателя.
Дневники Пришвина. Историческая концепция Пришвина.
А.Н. Толстой (1882—1945)
А. Толстой и Октябрьская революция. Годы эмиграции. Возвращение на родину. Повести и рассказы 20-х гг. («Голубые города», «Гадюка», «Древний путь»). Научно-фантастические произведения писателя («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»). Поиски нового героя.
Трилогия «Хождение по мукам». История замысла и его воплощение. Главная тема — судьба России, интеллигенция и революция. Структура романа-эпопеи в целом и место каждого романа в трилогии, изменение их жанровых свойств и типологии реализма в контексте времени. Образная система и особенности ее развития.
«Петр Первый». Новое в жанре исторического романа. Особенности замысла («вхождение в историю через современность»). Своеобразие изображения исторической эпохи (рождение новой России, борьба нового со старым, движение истории в романе, тема Востока и Запада). Эпоха и личность Петра. Петр — государь и человек. «Птенцы гнезда Петрова». Многоликий образ народа в романе, изображение творческой силы народа, отношений народа и государства. Особенности изображения быта и воссоздание колорита эпохи. Сюжет и композиция. Язык романа.
Политическая конъюнктура в повести «Хлеб».
Литературно-художественная деятельность Толстого в годы Великой Отечественной войны. Публицистика писателя, ее идейно-художественные особенности («Родина», «Москве угрожает враг», «Разгневанная Россия»),
«Рассказы Ивана Сударева», осмысление проблемы русского национального характера.
М.А. Шолохов (1905—1984)
Проблема историзма и художественной правды, народности и гуманизма в шолоховском наследии. Место сборников «Донские рассказы», «Лазоревая степь» в новеллистике 20-х гг., их полемический характер. Драматизм и гуманистический пафос рассказов. Роль рассказов в становлении Шолохова-романиста.
Творческая история романа «Тихий Дон» — романа-эпопеи, раскрывающего историческую судьбу донского казачества на переломных этапах жизни всей нации и народа. Народ и революция, проблема социальной справедливости. Катаклизмы социальной истории и устойчивость традиций крестьянского труда и быта. Мир людей и мир природы в романе. Народ и личность в «Тихом Доне». Типичное и исключительное в характерах и судьбах героев. Семья Мелеховых. Образ Григория Мелехова. Истоки его трагедии. Проблема трагического в «Тихом Доне» и споры о ней в исследовательской и критической литературе. Гуманистическая позиция автора. Преобразование Шолоховым реалистических традиций Л. Н. Толстого. Новаторские особенности «Тихого Дона» в воспроизведении событий и психологическом анализе, в художественной структуре и стиле; «объективность», преобладание «изображения» и особая роль контекста и подтекста. Народная основа языка, стихия устного народного творчества. Мировое значение шолоховского романа-эпопеи. Споры об авторстве.
Творческая история «Поднятой целины». Система образов в романе, характер разрешения конфликта и проблема художественной правды. Соотношение комического, трагического и героического в романе. Проблема личности и истории, народа и власти в «Поднятой целине» и «Тихом Доне». Своеобразие массовых сцен. Особенности композиции и сюжетосложения. Авторская речь и язык персонажей. Драматическое и комическое как жизненная и стилевая основа романа. Соотношение первой и второй книг «Поднятой целины».
Рассказ «Наука ненависти». Начало работы над романом «Они сражались за Родину» и ее продолжение в послевоенное время. Многообразие характеров русских солдат. Соединение патетико-героического и комически-бытового стилевых пластов. Черты эпичности и особенности лиризма. Рассказ «Судьба человека» и военная проза 50—60-х гг.
Ф.А. Абрамов (1920—1983)
Ф. Абрамов — прозаик, публицист, литературовед. Жанровое и стилевое многообразие творчества. Традиции реализма и новизна художественных решений. Судьба народа и судьба человека как центральная проблема творчества.
Роман-тетралогия «Братья и сестры». Содержание и проблематика. Структура произведения. Время как историческая и художественная категория. Судьбы народа в контексте времени (1942—1972 гг.). Героическое и трагическое. Противоречия бытия в послевоенные годы. Процессы «раскрестьянивания» деревни, их драматизм и тяжелые последствия. Возможность разрешения противоречий (четвертая часть тетралогии «Дом»), Семейные хроники, характеры и судьбы действующих лиц. История семьи Пряслиных и концепция народа. Форма художественного обобщения. Взаимодействие конкретно-исторического и общезначимого. Психологизм. Поэтика. Особенности жанра романа.
Повести. История жизни как доминанта содержания повестей Ф. Абрамова. Характеры и судьбы в контексте времени («Деревянные кони», «Пелагея», «Алька», «Сказание о великом коммунаре», «Вокруг да около» и др.). Проблема жанра.
Рассказы. Видовое разнообразие. Рассказ-повесть и рассказ-миниатюра («Последняя охота», «Пролетали лебеди», «Сосновые дети», «Олешина изба», «Мамониха», «Из колена Аввакумова», цикл «Трава-мурава» и др.). Характеры. Структура. Форма повествования. Автор и герой. Специфика жанра.
Публицистика. Статьи о литературе.
Значение творчества Ф. Абрамова и его место в русской литературе.
Ю.В. Трифонов (1925—1981)
Творчество Ю. Трифонова 1950—1960-х гг. Герой времени, личность и коллектив в романах «Студенты», «Утоление жажды».
Историческая судьба России в творчестве Ю. Трифонова. Революция и гражданская война в документальной повести «Отблеск костра»: образ отца, проблемы свободы выбора и исторической необходимости. Образы прошлого и настоящего в романе «Старик»; особенности композиции. Проблемы террора и нравственности в историческом романе «Нетерпение»; особенности композиции.
Быт и бытие интеллигенции в повестях «Обмен» (1969), «Другая жизнь» (1975), тема совести. Повесть в рассказах «Опрокинутый дом» (1980).
Эпоха и личность в романе «Дом на набережной». Продолжение темы в незаконченном романе «Исчезновение».
Художник и история в последнем романе Ю. Трифонова «Время и место».
В.М. Шукшин (1929—1974)
Проблематика, жанровое и стилевое многообразие творчества писателя, проблема народа как центральная, определяющая содержание прозы и кинодраматургии Шукшина. Дискуссия вокруг творчества писателя, кинодраматурга, актера.
Рассказы. Преобразование жанрово-стилевых форм («рассказ-судьба», «рассказ-характер», «рассказ-исповедь» — по терминологии Шукшина). Ситуации и конфликты. Характерология. Психологизм. Полифонизм («Осенью», «Беспалый», «Сураз», «Жена мужа в Париж провожала», «Как помирал старик», «Залетный» и др.). Циклизация как принцип композиции; «Сельские жители», «Характеры», «Земляки», «Из детских лет Ивана Попова», сатирические циклы и т. д.
Киноповести «Живет такой парень», «Калина красная» и др. Специфика жанра и его воплощение в творчестве Шукшина. Взаимодействие жанров и родов как тенденции развития литературы в 70—80 гг. Характер и судьба Егора Прокудина («Калина красная») и концепция народного характера у Шукшина.
Романы «Любавины», «Я пришел дать вам волю». Исторический и современный аспекты проблемы народа. Новизна интерпретации исторических событий и роли личности. Россия, крестьянство, Степан Разин — центральные проблемы романа. Особенности жанра романа.
Сатира Шукшина. Единство комического и трагикомического. Цикличность и полифонизм («Мнение», «Привет Сивому!», «Беседы при ясной луне», «Миль пардон, мадам!», «Срезал», «Штрихи к портрету» и др.). Жанры фантастической сказки и сатирической повести («До третьих петухов», «Энергичные люди», «А поутру они проснулись...»). Скрытая и открытая сатира. Формы обличения отрицательных явлений действительности. Воинствующая защита человечности и духовных ценностей общества.