Содержание государственной власти — ее политическая воля в различных ее проявлениях — оказалось сосредоточенным в руках московского государя. Характерные для киевского периода патримониал и вассалитет (т. е. традиционно-родственные и договорные отношения между киевским князем и частично подчиненными ему удельными князьями) в Моско-вии теперь сменяются на подданство (т. е. полное подчинение воле московского князя всех и каждого в новом государстве). Власть великого князя московского становится верховной. Полной и общепризнанной. Она не знает и не хочет знать каких-либо сковывающих ее политических обычаев и обязательств (что было характерно для Рюриковичей в прошлом). Вот почему бывшие политические соперники ныне обращаются к московскому князю как к господину («Государь»), прося его помощи и покровительства.
Защиту и правду ищут у него все — и знатные «мужи», и простые «людины». Жители называют себя «людьми великого князя». Сам же московский князь (впервые, по-видимому, Иван Калита) начинает именовать себя «Самодержец» и даже «Царь»; сначала это происходило, по-видимому, в домашнем кругу, а затем, в середине XVI в. при Иване Грозном, было перенесено в официальный этикет и дипломатические сношения.
|
|
Основное условие складывающихся отношений между новой, московской, властью и старой, удельной, властью (властями) — это признание удельными князьями верховенства власти князя московского над собою и обязанность служить ему (обычно — временно, по призыву). За это князья и бояре сохранили за собой право на свои вотчины и получили при этом особые властные полномочия (юрисдикции) на местах.
Важным моментом для укрепления самодержавной власти московских князей оказалось и такое нововведение, как одаривание нового класса «государевых людей» поместьями, т. е. землей. Часто с «сидящими» на ней крестьянами. Зарождение поместной системы землевладения (отличной от старой, вотчинной) обычно связывают с Указом Ивана III (1483 г.) о передаче земли, отнятой у новгородцев, своим служилым людям за их ратные подвиги и в качестве средства «помощевания» в дальнейшем. Всего за 1483—1489 гг., согласно Никоновской летописи, земля была конфискована у 8 тыс. новгородских семей и большая часть ее была передана «московским людям».
Старый обычай («вольным воля»), допускавший переход бояр и свободных слуг из дружины одного князя в дружину другого, также постепенно отменяется и забывается.
Парадоксально, что подобная политико-юридическая практика, характерная для абсолютизма и на Западе и на Востоке, первоначально оформляется в Московском государстве в виде сословно-представительной монархии, где высшая власть принимает решения и управляет обществом с учетом и участием ограниченно-сословного представительства (старых удельных князей, бояр и богатых феодалов).
|
|
Описанное выше структурирование государственной власти в Московии происходило не только под влиянием внутренних причин — прежде всего из-за доминирования интересов крупных феодальных землевладельцев (а московский князь — первый в этом ряду), но и в значительной степени под воздействием внешнеполитических причин. Здесь достаточно вспомнить, что в течение всего XV в. почти непрерывно Москва вела оборонительные войны (против татар, литовцев, немцев, шведов), а также завоевательные — на западе (Псков, Тверь, Новгород) и в северном направлении (Двина, Белозерье). При отсутствии постоянной армии и недостаточной мощи своей дружины московский князь был вынужден рассчитывать на привлечение к решению государственных задач дополнительных сил (помимо своей дружины). Он мог рассчитывать тогда как на бояр (с их полками), так и на другие сословия, например на служилых людей из посадских, крестьян. Они, в свою очередь, могли помочь ему ратным делом и своими денежными поступлениями («податями» в великокняжескую казну). Очевидно, что такой политический расчет был вполне по силам мыслящим московским верхам. Вот почему они допускают некоторые формы народно-сословного представительства в государственную жизнь тогдашней России.
Существенно, однако, что на фоне всевластия великого князя сословно-представительная ветвь власти выступала не как самостоятельная, а как сугубо подчиненная, зависимая от государя — через его указы, отчасти через сохраняемый институт наместничества, а также через приказные органы. Например, деятельность и состав Боярской думы всецело зависели от воли московского князя (особенно начиная с 1560 г.). Дума, следовательно, была не столько ветвью государственной власти, сколько подчиненным органом этой власти — с определенными совещательными и законотворческими функциями. Поэтому можно согласиться с точкой зрения, высказываемой некоторыми историками, что в рассматриваемый период представительство этой сословной «власти» (Боярская дума и др.) не было органом, ограничивающим царскую власть.
Власть великого князя московского (царя) практически не была ничем ограничена. По своей сути — это самодержавная монархия, т. е. не ограниченная никаким законом воля государя.
Реальное ограничение в отношении монархической власти (всевластия) в Московском государстве несли в себе лишь обычаи и традиции, которые утвердились в русской политике за предшествующие десятилетия и века. В первую очередь это относится к дворцовому праву, а также к церковному праву, которое продолжало широко применяться в сфере семейно-брачных отношений и некоторых иных областях (например, в отношении к монастырским крестьянам).
Вместе с тем есть основания считать, что действительные ограничения верховная монархическая власть Московии имела как со стороны определенных течений духовной культуры (часто неявно), так и через влияние религиозной (православной) идеологии. Оставаясь важным явлением традиционной и официальной культуры, русское православие, безусловно оказывало свое «внутреннее», моральное воздействие на мышление и поступки московских правителей. Во времена Московского царства монарх Руси, не считая себя ограниченным правовыми нормами, «всегда сохранял ответственность перед Церковью». Порой это могло осуществляться вполне реально — посредством общения с иерархами Русской православной церкви, которые всегда были готовы дать монарху свои богословские толкования тех или иных политических или правовых вопросов, свое благословение на принятое решение или же в весьма деликатных формах поправить монарха, присоветовав ему иные действия. Таким образом, религиозно-нравственные идеи, как и во времена Иллариона Киевского, продолжали выполнять свою ценностную (аксиологическую) роль в отношении тех или иных государственных решений.
|
|
Наряду с христианскими (православными) идеями, оказавшими свое многообразное и многоплановое воздействие на монархическую власть, в Московии складывается другой важный идеологический фактор, повлиявший на развитие тогдашнего права и законодательства, — это историческая идеология, подготовленная предшествующим историческим и духовно-культурным развитием Руси. Действительно, мысленные и психологические доминанты того времени, главные духовные ценности и наиболее сильные социальные чувства людей в первую очередь определялись впечатлениями от пережитого монголо-татарского ига, памятью о той жертвенной борьбе, которую вел русский народ за свое выживание и самостоятельность в течение более чем двух веков.
Собственно возникновение исторической идеологии связано с переосмыслением реальных исторических фактов и известных событий. Основная тенденция переосмысления славной истории предков — это идеализация древнерусской истории в виде романтизации деяний киевских князей и в виде мифологизации русских героев (представляемых обычно в виде сказочных богатырей).
Историческая идеология создавалась не ради самой себя; она возникла как ответ на потребности дня, как своеобразная реакция сознания и культуры в отношении насущных задач, стоящих перед обществом и государством (здесь имеется в виду, конечно, время создания и укрепления государства периода Московской Руси). Строительство нового государства и права нуждалось именно в такой идеологии, потому что, во-первых, она облекала свой идейный материал в очень понятную (наглядную) и психически убедительную форму — часто в форму исторического мифа, и, во-вторых, она несла с собой целый ряд полезных функций, важнейшие из которых: эвристическая, оценочно-позитивная и направляющая (методологическая).
|
|
Эвристическая функция исторической идеологии — это ее способность разрабатывать умозрительные модели (проекты) новых политических отношений и правовых институтов, причем в предположении, что они уже реально существовали в истории и теперь лишь «заново» открываются (познаются). Данная функция по своему смыслу имеет весьма конструктивный характер.
Оценочно-позитивная функция — это возможность при помощи исторических идиом обосновывать (оправдывать) те или иные политические решения или законодательные акты, сравнивая их с успешными аналогиями в прошлом («исторические примеры»). Признанием того, что историческая идеология несла в себе подобную функцию, может служить историко-науч-ная закономерность, сформулированная видным историком российского права XIX в. В. Котляровским в следующих словах: «Положение монарха имеет гораздо более историческое, чем юридическое обоснование».
Направляющая (методологическая) функция, реализуемая исторической идеологией, связана с ее способностью порождать те или иные идеи и образы, которые, будучи усвоенными властью и обществом, становятся ориентирами и критериями государственной деятельности и иных культурно-общественных процессов. Примечательно, что идеи и концептуальные образы, выполняющие данную функцию, как правило, сами не присутствуют в содержании порождаемых ими общественных результатов (в отличие от нормативных конструкций). В данном случае речь идет прежде всего о политико-правовых «примерах» из прошлого, которые зачастую ориентировали (направляли) правотворческую деятельность Великого князя московского и его законодателей.
Говоря о приверженности московских князей идеологии старины, хотелось бы привести весьма выразительные свидетельства В. О. Ключевского о морально-психологических качествах «собирателей земель русских». «Фамильный характер московских князей, — отмечал он, — не принадлежал к числу коренных условий их успеха». Под этим характером великий русский историк подразумевал их эгоизм, корысть, мещанскую озабоченность в приобретении вещей и земелъ. Но вместе с тем (справедливости ради) следует заметить, что уважение к отцовским заветам, фамильным преданиям, их историческая память — все это также было свойственно московским властелинам. Показательно в этом плане Духовное завещание Симеона Гордого (1318—1353). Обращаясь к своим младшим братьям, он увещает их, чтобы «не перестала память родителей наших и наша и свеча бы не погасла». Итак, мы видим, уважение к традициям и приверженность к историческим «законам», равно как и стремление быть верным им в жизни и политике, — все это было характерно для московских князей уже к середине XIV в.
Показательно, что и в своих отношениях с влиятельными удельными князьями и богатыми боярами, и в ходе государственного строительства московские правители опирались на ряд исторических мифов в качестве своих руководящих идей и своеобразных аргументов своей политики. Их общий идейный смысл — это всемерное возвеличивание московского престола, утверждение его власти и политической независимости на северо-восточных славянских землях, борьба за правовое признание царского сана и титула, на которые начинают претендовать великие князья московские.
Так, во второй половине XV в. или несколько позднее, в начале XVI в., власти предержащие и угодные им идеологи Мос-ковии создают и активно распространяют (в качестве «достоверных учений») ряд политико-правовых и исторических сказаний, в которых, в частности, обосновывается новая версия родословной русских князей. Эта родословная проводится прямо от римских императоров — от Цезаря через германского короля Прусса.
В начале XVI в. широко известным стало сказание о византийском унаследовании московскими князьями своей могущественной власти. Оно должно было снять некоторые противоречия в тогдашнем общественном сознании, например, между общегосударственными притязаниями московской власти и сохранившимися еще в русской памяти представлениями о «вотчинном» происхождении этой власти. С помощью новой версии можно было бы утверждать на практике новые отношения между вчерашними соперниками (русскими удельными князьями) в духе иерархических порядков, установленных еще при дворе византийского императора («Вселенского царя», «Господаря поднебесной»). В качестве наглядного выражения и «подтверждения» столь привлекательной династической связи и своих властных полномочий Иван III, вдохновляемый этой концепцией, вводит новые для Руси государственные символы. Так, на его печатях появляется византийский герб — двуглавый орел.
Примерно в 1520 г. появляется «Сказание о Мономаховом венце» Спиридона Саввы, в котором говорится об императорской (византийской) генеалогии московских князей и утверждается, что Владимир Мономах во время похода к Царьграду якобы получил из рук императора Константина Мономаха шапку с драгоценностями и титул цезаря (царя). Рассказ о царском венце — шапке Мономаха — присутствует не только в московских летописях того периода, но и в 1547 г. был включен в чин венчания Ивана Грозного.
Данные сказания и рисуемые в них исторические мифы активно использовались официальными политическими силами и лицами (как светскими, так и духовными) для урегулирования своих взаимоотношений, но прежде всего — для укрепления власти великого князя московского, его реального влияния во внутренней и внешней политике, а также для формирования нужного им политического и правового сознания в русском обществе.
Подобное обращение с историей — через апелляцию к «золотому веку» восточных славян, к никогда не существовавшим у русичей традициям — несомненно помогло московским князьям изменить правила наследования великокняжеского престола, установив порядок перехода власти по нисходящей линии (от отца к сыну), а не по убыванию старшинства (от старшего брата к младшему), как это было заведено у Рюриков во времена Киевской Руси.
Итак, историческая идеология, сложившаяся на рубеже XV—XVII вв. в московских землях и питаемая идеями и мифами, выдвигала теперь собственные ориентиры и критерии, которые входили в содержание правосознания Московской Руси. В той или иной степени они влияли и на тогдашнее законодательство, а также на решения государственной власти.
Эффективность такого рода воздействия исторической идеологии на русское право объясняется не только культом старины, но и, по-видимому, некоторыми социально-психологическими особенностями тогдашнего сознания. Ведь «правовое сознание феодального общества было повергнуто в прошлое. Поэтому даже фактическое обновление системы юридико-нормативного регулирования воспринималось как желаемый и необходимый возврат к существующим от века правилам».
В целом же новизна политического устройства Московской Руси не потребовала значительного изменения русского права. Многие его отрасли, такие как гражданское, семейно-быто-вое, внутрицерковное право, оставались неизменными. Новые правовые понятия и нормы, складывающиеся в московский период, возникали главным образом в области государственного права. Ведь начиная со второй половины XIV в. и в течение всего XV в. происходит процесс создания единой системы государственных органов власти и административного управления. Политическое объединение и централизация северо-восточных славянских земель нашли свое отражение и закрепление прежде всего в политико-юридических и законодательных актах самого князя московского. Среди них следует особо выделить:
— различные уставы и уставные грамоты, «даруемые» княжествам, уездам, монастырям, отдельным землям или «землям вообще»;
— жалованные, тарханные и охранительные грамоты;
— специальные указы (например, Указ наместникам о суде городском 1484 г.) и т. д.
Другая линия правотворчества проходила через нормативно-созидательную деятельность приказов — Разрядного, Ямского, Казенного, Разбойного, Посольского и т. д. В силу образованности и практической опытности (церковное образование, книги, переписка с Москвой, челобитные с мест, жизненный опыт и т. п.) приказные чиновники самостоятельно «проводили» множество судебных решений, имевших зачастую нормативный характер, а также подготавливали массу инструкций, установлений, предписаний и других подзаконных актов. Кроме того, именно в стенах приказов разрабатывались и сами законопроекты, рассматриваемые потом Боярской думой и утверждаемые великим князем.
Несмотря на частое «историческое» оправдание своих решений и новых установлений в области государства и права, к которому прибегали московские князья и их приказные люди, они, однако, шли на практике не назад, а вперед — учреждая новые законы.
Возникают, например, новые формы ответственности. Так, Двинская грамота 1397 г. вновь вводит на Руси (впервые со времен Русской Правды) смертную казнь — через повешение. Эта же грамота усматривает как должностное преступление взятку (посул), выделяет оскорбление, рецидив (например, третья кража). А в Уставной грамоте Белозерскому княжеству (1488 г.) Иван III вводит новую обязывающую норму — требование, чтобы в суде наместника участвовали также дворовые, старосты и «лучшие» люди из округи.
Несмотря на новые законы, вводимые великокняжеской властью, огромный массив применяемых правовых норм наследовался из прошлого правового опыта (времен Русской Правды). В. И. Татищев писал: «Как князь великий Василий Темный ростовским боярам велел судить по их старым законам, так и Иоанн Великий по просьбе рязанских бояр позволил судить по их законам... В Галиции, на Волыни и Полоцке русские законы были, и местные князья, овладев опытом кня-жествования, по тем законам судили». При этом происходило не только воспроизведение старинного правового опыта (правового обычая или правовой традиции), но и его относительная модернизация — с целью приспособления к новым реалиям. Обращение к правовым памятникам Древней Руси — важная черта законотворчества в московский период.
Память русичей о монголо-татарском иге, усиленная национальными чувствами сострадания и жалости к его жертвам, порой вступала в противоречие с реальными интересами феодальных собственников. Но тем не менее именно с исторической памятью следует связать присутствие в московском законодательстве таких статей, как, например, п. 56 Судебника 1497 г., который гласит: «А холопа полонит рать татарская, а выбежит и с полону и он свободен, а старому государю не холоп».
Важнейшим источником административного и феодального права в Московском государстве, как уже отмечалось, оставался правовой обычай. Характерный пример — это знаменитый Юрьев день, известный на Руси в качестве обычая, по-видимому, еще с XII или XIII в., но ставший законом лишь во второй половине XV в. — во времена княжения Василия II Темного.
Говоря о причинах и истоках действительных нововведений в московском праве, следует признать, что в целом они носили прежде всего политико-прагматический характер, поскольку были направлены главным образом на создание и укрепление единого, централизованного государства во главе с московским князем. Даже зарождение и упрочение таких "' институтов права, как земельная собственность или феодальные отношения между землевладельцем и крестьянином («крепь» и т. д.), происходило под огромным влиянием этого политического фактора. Великий князь мог, например, отнять у старика боярина удел за побег его сына в Литву. Но тот же князь мог и отблагодарить своих людей за службу, передав им в качестве «вспомощения» собственные или вновь захваченные у кого-либо земли. Именно на этой практической основе к середине XVI в. на Руси сложилась поместная система землевладения (наряду с вотчинной и боярской), а вместе с ней возник и усилился особый класс служилых людей — класс дворян-помещиков. С образованием этой социальной силы оформилась и их «вотчинная» власть над крестьянами, вынужденными «крепко» сидеть на их землях.
Законотворчество московской верховной власти носило, особенно на первом этапе рассматриваемого периода, преимущественно эмпирический, практико-поисковый характер, подчиненный политико-государственным целям объединения. То есть государственная власть, порождая новые правовые акты, прецеденты и обычаи, зачастую вынуждена была действовать вслепую. Ведь тогда, как известно, не было юридической науки, а традиционные идеологии (прежде всего историческая и религиозная) того времени были зачастую беспомощны в плане эффективных юридических решений.
Спасительным средством в этих условиях оставались рецепции. Многие нормы не столько изобретались, сколько формулировались на основе известных иностранных законов и правовых памятников. Судя по всему, поиск таких правовых заимствований проходил менее предвзято и шел широким фронтом — по сравнению с религиозно-идеологической избирательностью, которая была столь характерна для рецепций в период Киевского государства (рецепции из татаро-монгольского права, политико-правовой опыт Новгородской и Псковской республик (XIII—XV вв.), а также Великого княжества Литовского, с которыми Москва соперничала и зачастую воевала).
В московский период шла огромная работа по систематизации законодательства, его дальнейшему логическому анализу и практическому толкованию (интерпретации), комбинированию отдельных правовых понятий и юридических формул, редактированию и различного рода терминологическому уточнению — с тем, чтобы адаптировать рецепции, отдаленные от Московии (прежде всего в культурном смысле), и новые юридические нормы к современному русскому правосознанию, к складывающейся на Руси национальной культуре, идеологии и психологии и конечно же к реальным социально-политическим и экономическим условиям жизни.
Первые попытки соединения правовых актов и обычных норм в свод законов наблюдались в севернорусских землях еще в середине XV в., это — Новгородская (1456 г.) и Псковская (1462 г.) судные грамоты. Знаменательным событием в этом плане явилось и создание расширенного и тематически упорядоченного свода русских законов — Судебника 1497 г.
Несмотря на свой частный характер и порой узкую сферу применения, логический анализ законодательства и правовой действительности порой приводил к полезным результатам на практике. Например, в XVI в. наряду с общим понятием об умысле, часто сопутствующем преступной деятельности, вводилось (по всей видимости, логическим путем) понятие о «голом умысле», под которым понималось особо опасное государственное преступление, выразившееся в оскорблении, угрозе или просто злом замысле против великого князя московского.
Писаные законы и их сводные сборники (приказные книги, судебники и т. д.) зачастую являлись просто юридическим оформлением воли московского государя или решений («приговоров») Боярской думы. Систематизация вновь принимаемых законов и судебных решений придавала им более правовой характер, минимизируя своеволие и произвол московских законодателей.
В непосредственном анализе законотворчества и в содержании законодательных актов Московской Руси мы вряд ли обнаружим непосредственное присутствие факторов идейно-теоретического порядка. К числу примеров такого рода могут быть отнесены лишь некоторые нормы, вводимые в связи с бесчестием князя и должностных лиц, а также в связи с ересями, богохульством, нарушениями церковного канона, с которыми власть боролась и ранее, но теперь эта борьба дополнилась правовыми средствами. Об этом свидетельствуют материалы Поместного собора 1504 г., на котором государство признало необходимость правового преследования за преступления перед Церковью — вплоть до смертной казни для еретиков.
Гораздо информативнее в плане правовых тенденций может стать анализ государственного этикета (церемониала), сложив-, шегося при Московском дворе уже в XV в., — ведь он также. нуждался в правовом регулировании. Дворцовый этикет сознательно планировался, и, следовательно, к его символическим и ритуальным формам причастны определенные идейно-теоретические источники. Складывающийся в дворцовой жизни Москвы этикет (обеды, богослужения, приемы иностранных послов, официальные титулы и обращения и т. д.) исходил из политической идеи — дать своеобразное символическое выражение полноты и всемогущества царской власти, государственной независимости, единства и силы Московской Руси в целом. Но ведь эта мысль для своего действительного воздействия на подданных московского князя и его иностранных гостей нуждалась в идейно-теоретических «опорах», т. е. дополнительных аргументах общезначимого и доказательного свойства. Такими аргументами стали принципиально новые религиозно-исторические концепции, получившие широкое распространение в XVI в. Эти новые «придворные» теории имели своим практическим продолжением усилия Московского двора наследовать многие государственные символы власти византийских императоров, их титулы и дворцовые церемониалы. Начало этой традиции заложил, по-видимому, еще Иван III Васильевич, женившись в 1472 г. на племяннице последнего византийского императора — Софье Палеолог.
Напомним, что с падением Константинополя в 1453 г. Москва стала представляться (для всех православных) религиозным центром истинно христианского мира и, значит, некой наследницей великого Царьграда. Возникает политике-юридическая формула «Москва — Третий Рим», развитая новгородским митрополитом Зосимой в предисловии к его пасхалии (1492 г.), а затем псковским старцем Филофеем в его Послании Великому князю Василию III (начало XVI в.). В нем Фило-фей Псковский, в частности, пишет, что после падения первого Рима и второго Рима (Константинополя) «светоч православия отныне переместился в Москву». Основываясь на этом тезисе, русский мыслитель приходит к ряду нетривиальных выводов. Во-первых, он видит в этом историческом «факте» доказательство истинности русского православия, поскольку и западный и восточный Рим пали прежде всего из-за своего богоотступничества. Во-вторых, он возлагает на московского князя большие надежды (по сути — обязанности) на укрепление Русской Православной Церкви — путем как заступничества и заботы над всеми «истинными» христианами, так и обращения в эту веру иных народов в его царствие, которые еще не полагают «на себе право знамения честного креста». Идя этим путем, московский государь встанет в историческом плане над всеми великими монархами и достигнет «высшего Иерусалима» (т. е. особой Божьей благодати). Тогда и четвертого Рима не будет.
Концепция «Москва — Третий Рим», таким образом, несла в себе определенные целевые ориентиры для московской власти и некоторые методологические предписания в части выбора ею подходящих средств.
Действительно, идея божественного происхождения московской великокняжеской власти внешне выглядит повторением старинных воззрений о природе верховной власти. Но в контексте теории «Москва -- Третий Рим» царская власть трактуется уже не как субъективное право, дарованное монарху свыше, но скорее как божественная обязанность, высший долг, служение Богу на уготованном им государевом месте.
В рамках новой идеологии возникает и новое понимание того, какое особое положение в отношении к московскому государю должен занять его народ (подданные). В его власти они должны видеть (мыслить) прежде всего воплощение и величие священной истины, Правды, высшей справедливости, уготованные им Богом. Именем Бога новопоставленный митрополит Иона в 1448 г. призвал все «христоименное людство» признать своим государем Великого князя Василия II Темного; а если кто не сделает этого и допустит усобицу, то «с них взыщется вся кровь христианская, в земле их никто больше не будет зваться христианином, ни один священник не будет священствовать. Все церкви Божий будут затворены». Посол германского императора Зигмунд фон Герберштейн (1486—1566), наблюдавший Москву при Василии III в 1517 и 1526 гг., отмечал, что в Москве говорят про великого князя: «воля государева — Божия воля, государь — исполнитель воли Божи-ей». А игумен Иосиф Волоцкий уговаривал удельного князя не противиться Великому князю Василию III, пользуясь такими словами-увещеваниями: «Преклони главу твою перед Помазанником Божьим и покорись ему».
На первом этапе становления и развития Московского государства (конец XIV — начало XVI в.) роль духовно-культурных факторов не ограничивалась придворным или церковным церемониалом. Новое понимание назначения Московской власти, которое стало достаточно массовым на Руси и укреплялось многими ее институтами (церковь, приказы и т. д.), ознаменовало собой появление нового духовно-культурного образования — русской политической культуры. Основное ее идейное содержание — это прежде всего религиозные воззрения на власть и ее право, а также культивируемые в различных формах идеи старины.
На этой культурной основе происходит наполнение политического и правового сознания Московской Руси своеобразной и достаточно единой религиозно-исторической идеологией. Обращаясь к этой идеологии, и в первую очередь к ее идеям «правовой старины» и «божественности власти», законодатели московского периода находят здесь идейно-теоретические истоки, благодаря которым стало возможным создавать и оправдывать в общественном сознании вновь вводимые правовые нормы и целые институты. Все это способствовало упрочению и развитию русского права, прежде всего государственного.
Реальная картина развития русского государства и права в московский период показывает, что этот процесс питался (и наполнялся) из разных, весьма неоднородных, источников.
Несомненным является тот факт, что на протяжении XIV — начала XVI в. религиозно-историческая идеология была прича-стна ко многим актам и тенденциям в становлении и развитии московского права в качестве самостоятельного и специфического фактора, оказывавшего определенное влияние на политико-правовые новации того периода в России — начиная с государственного этикета и кончая налоговыми поборами. Именно благодаря этой идеологии процесс становления московского права (XIV—XV вв.) приобрел характер своеобразного возрождения древнерусского права.
§ 4. Государственно-правовые механизмы централизации
4.1. Правовой механизм наследования престола.
Процесс объединения русских земель и предшествовавшее ему возвышение Московского княжества являются центральной темой в истории, Российского государства и права. Исследование этого процесса в последние десятилетия осуществлялось, в основном, с точки зрения социально-экономических процессов (Л. В. Черепнин, В. В. Мавродин, А. М. Сахаров). Государственно-правовые механизмы централизации исследованы слабо. В результате некоторые важные проблемы не нашли аргументированного объяснения. Дореволюционные исследователи М. В. Владимирский-Бу-данов, А. Е. Пресняков, В. И. Сергеевич, Б. Н. Чичерин и др. лишь наметили пути этих исследований.
Вместе с тем одним из важнейших аспектов механизма объединения земель и централизации власти в России является вопрос о правовом механизме престолонаследия в XIV—XV вв.
В течение XIV в. только во второй Духовной грамоте Дмитрия Донского, датируемой 13 апреля — 16 мая 1389 г., присутствовала норма, свидетельствующая о передаче престола по его завещанию старшему сыну Василию. В XV—XVI вв. из пяти великокняжеских духовных грамот только в трех содержались нормы, регулирующие наследование престола — это вторая Духовная грамота великого князя Василия Дмитриевича, завещания Василия Темного и Ивана III. Причин тому две.
Во-первых, формально до 1480 г. суверенитет над землями Северо-Восточной Руси осуществлял хан Золотой, а затем Большой Орды. Поэтому переход власти осуществлялся на основании специального документа — ханского ярлыка на великое княжение. Это резко снижало правовую силу великокняжеских завещаний.
Во-вторых, действие наследования по завещанию было ограничено другой формой — наследованием по закону. Как отмечал М. В. Владимирский-Буданов в своем «Обзоре истории русского права»: «Завещание, противоречащее обычаю, не исполняется»[71]. Следовательно, в рассматриваемый период наследование по завещанию нельзя считать определяющей формой перехода великокняжеского престола. Право наследования по завещанию в этот период было существенно ограничено верховным суверенитетом хана Золотой Орды и другим видом наследования — по закону (по обычаю).
Особенности наследования по закону заключались в том, что, согласно существовавшему правовому обычаю, наследование допускалось в двух основных формах.
В первом случае — это наследование по принципу, который получил в литературе название родового старейшинства[72]. Он означал, что после смерти великого князя престол наследовался по очереди всами братьями великого князя, а потом переходил к сыновьям старшего из них в той же последовательности. Во времена феодальной раздробленности такой порядок доминировал в большинстве русских земель. В частности, в XIII в. владимирский великокняжеский престол постоянно замещался в соответствии с этим принципом. При этом характерно, что, во-первых, до вступления на великое княжение монарх занимал престол в каком-либо удельном центре Северо-Восточной Руси, где потом и обосновывалось его потомство. Во-вторых, сыновья каждого из замещавших великокняжеский престол сохраняли на него формальные права в соответствии с существовавшим правовым обычаем. Эти два факта препятствовали государственному единству и неоднократно вызывали конфликты на почве престолонаследия.
В другом случае наследование происходило по прямой нисходящей линии, согласно принципу династического старейшинства, когда престол последовательно переходил к старшему сыну великого князя, потом к старшему внуку и т. д. Процессам объединения земель и власти наиболее соответствовал принцип династического старейшинства. Это связано, в первую очередь, с тем, что происходило отделение центральной великокняжеской власти от феодальных владений на местах. Сам по себе комплекс земель великого князя был значительно обширнее уделов его родственников.
В основе междукняжеских отношений в средневековой Руси лежали нормы древнеславянского обычного семейного права. Княжеский род мыслился как большая семья. Семья в древне-славянском семейном праве существовала в двух видах: отцовская семья, в которой власть отца над сыновьями весьма сильна, а следовательно, сводятся к минимуму конфликты (этому типу семьи соответствует династическое наследование престола по прямой нисходящей линии), и семья братская, где власть старшего брата над младшими значительно слабее, отсюда и частые конфликты (ей соответствует наследование престола по правовому обычаю родового старейшинства). Анализируя случаи перехода престола в московском княжестве, можно сделать вывод о том, что в XIV в. там имело место регулярное чередование двух способов наследования по закону. Это свидетельствовало о том, что в Москве не было выработано правового обычая, регулирующего наследование престола, что, в свою очередь, привело к отсутствию правового механизма престолонаследия.
Сравнительно-правовой анализ перехода власти в Москве позволяет считать, что одной из самых важных причин возвышения Москвы было отсутствие конфликтов на почве наследования престола. Действительно, при других равных условиях с основными соперниками — Тверским и Суздальско-нижего-родским княжествами — Москва выгодно отличается с точки зрения фактической процедуры перехода власти. До известного момента, на протяжении всего XIV в., в Москве отсутствовали сами условия осуществления одновременно двух правовых механизмов наследования, а следовательно, и конфликты между ними.
Как только возникла возможность осуществления одновременно двух способов престолонаследия по закону, возник кризис, имевший правовую природу и породивший кровавую усобицу второй четверти XV в. Незначительная роль наследования по завещанию и отсутствие правового обычая создавали противоречие между двумя возможными вариантами наследования престола. Если в период правления сына Дмитрия Донского Василия I (1389—1425 гг.) это обстоятельство было лишь источником напряженности, то после его смерти в 1425 г. оно вылилось в открытое противостояние, в ходе которого престол неоднократно переходил из рук в руки.
Было очевидно, что пока не создан правовой механизм, обеспечивающий легитимный переход престола, подобные конфликты будут повторяться и впредь.
В процессе утверждения Василия Темного на престоле были созданы основные контуры такого правового механизма, который именуется соправительством.
Главными его целями являлись: создание правового механизма наследования власти, исключающего конфликты на почве наследования престола; наличие условий для усиления политической роли старшего сына великого князя еще при жизни отца; создание правового механизма, обеспечивающего переход части властных полномочий к наследнику-соправителю, составляющих основу его правового статуса.
Правовой институт соправительства включал совокупность правовых норм, регулирующих:
— номинацию (дисигнацию) — прижизненное назначение монархом наследника.престола;
— провозглашение его великим князем и включение этого титула в большинство правовых актов, соответствующее усложнение структуры великокняжеского титула, свидетельствующее об усилении власти соправителей;
— постепенное формирование комплекса прав, обязанностей и полномочий наследника-соправителя в различных сферах государственной власти, характеризующих его правовой статус.
Существуют два случая соправительства, один из которых имел место в конце 40-х — начале 50-х гг. XV в. в составе великого князя Василия Васильевича Темного и его старшего сына Ивана, а второй — в конце 60-х—80-х гг. XV в. в составе великого князя Ивана III и его старшего сына Ивана Молодого.
4.2. Изменения политической и социальной структуры общества в период централизации.
Иван III в официальной историографии характеризуется как государственный деятель, обладавший незаурядным политическим мастерством. Главным основанием такой незаурядности считается объединение русских земель. Решающим шагом на этом пути стало присоединение к Москве северо-западной территории — Новгородской земли. Ее владения простирались от Балтийского моря до Урала, так что территориальное приобретение Москвы на сей раз превысило в два раза все предшествующие аннексии. Новгородская земля уже давно была предметом притязаний Московского княжества, которые привели к вассальной зависимости Новгорода от Москвы. Иван III непосредственно осуществил присоединение. Находясь перед угрозой со стороны Московского княжества, Новгород стремится перейти под защиту Великого княжества Литовского. Иван организует поход на Новгород. После победы в битве под Шелонью (1471 г.) Иван приказал отрезать пленникам носы и губы и выслать в Новгород для устрашения. Он уже тогда мог захватить город, но решил лишать новгородцев свободы медленно и постепенно. Ужесточил лишь условия вассальной зависимости, в соответствии с которыми Новгород лишался права на проведение собственной политики, не согласованной с Москвой.
В 1475 г. он опять приезжает в Новгород и начинает прием жалоб от населения на бояр и чиновников. Конечно, жалобы пошли целым потоком. Но примечательно, что Иван нарушил внутренние законы Новгородской республики и присвоил себе роль судьи. Существенный момент его политики — вбить клин между местным населением и аристократией — стал правилом внешней политики Московского государства. В 1477 г. в Новгород была послана делегация с вопросом: готов ли Новгород присягнуть князю московскому как единому властителю? Главное желание Ивана — установить в Новгороде такие же порядки, как и в Москве. Чтобы понять смысл этой зловещей формулировки, напомним некоторые особенности политического строя новгородской «феодальной республики», как ее называют официальные дореволюционные и послереволюционные историки.
Первоначально Новгород подчинялся киевским князьям, которые присылали сюда своих наместников (посадников). Процессы феодализации привели к развитию гражданского сопротивления. В 1132 г. вспыхнуло восстание новгородских крестьян и горожан, а четыре года спустя произошло еще более мощное восстание. Князя с семьей заключили в тюрьму, два месяца спустя освободили, но изгнали из Новгорода. В результате политический строй Новгорода решительно изменился. Верховным органом власти становится вече свободных крестьян и горожан. Вече избирает посадника и тысяцкого (военачальника), которые осуществляют также судебную власть. Вече обладает правом приглашать князя со стороны, и с ним заключается договор, ограничивающий его власть. Князь не имеет права обладать землей на территории республики, начинать военные действия без согласия веча и даже жить в центральной части города. Низшие чиновники тоже избираются. Более того, с 1156 г. даже епископ избирается населением, а митрополит московский только утверждает выбор. Поэтому неудивительно, что в 1478 г. митрополит «горячо поддержал» аннексию Новгорода.
В расцвете своих сил Новгород был республикой. Князь приглашался со стороны на условиях договора и выступал в роли главного судьи и военачальника. Его власть была тщательно регламентирована и весьма ограничена. Без согласия избираемого посадника он не мог ни подписывать документы, ни дарить земли, ни заключать договоры. Кроме того, он обязывался предоставить право свободной торговли жителям Новгорода в той местности, откуда они происходили. Однако демократическая структура власти Новгорода постепенно эволюционировала в направлении аристократической республики. Все большее политическое значение приобретал боярский совет, состоящий из 300 человек, из которых избирали посадника. После московского завоевания в Новгороде устанавливаются те же властные отношения, что и в Москве. Начинаются аресты, обвинения бояр в измене и казни. В 1488 г. в центральную Россию было выслано 8 тыс. бояр, а на их место присланы покорные московские подданные. Забрали в Москву и вечевой колокол.
Новгородская республика была вызовом для возникающего московского самодержавия, поскольку власть в Новгороде была ничем иным, как управлением общими делами. Следовательно, борьба с Новгородом не была лишь обычным звеном в развитии политики Московского государства. Присоединение Новгорода было актом окончательного навязывания русским землям московской системы власти.
Иван III исключил единственную альтернативную политическую традицию на русской земле, традицию, при которой власть избирается голосующими гражданами.
Московский князь сам страной не управлял. Аппарат управления состоял из многочисленного персонала придворных слуг, или дворян. То были свободные люди или холопы. За свою службу они получали часть княжеского дохода, а затем получили в свое распоряжение землю, из которой черпали доходы. Даже если дворяне принадлежали к свободным сословиям, они не имели права оставлять службу у князя. Обретение Московским государством независимости от Орды изменило статус придворных. Великий князь был чужим в обществе, которым он правил, и потому вынужден был искать социальной поддержки. Вместо того чтобы платить дворянам за службу из своей казны, он начинает наделять их землей. Но чтобы сохранить зависимость этой социальной группы от верховной власти, князь сохранял право собственности над наделом, передавая его только в пользование. Московские граждане, которые в 1488 г. получили землю выселенных новгородских бояр, получили ее на правах «поместья». После смерти дворянина земля возвращалась великому князю, хотя по желанию он мог передать ее сыновьям дворянина. Таким образом князь еще больше увеличивал зависимость дворян, ибо забота о будущем детей способствовала усилению зависимости, а сами дворянские дети автоматически попадали в категорию дворян. Слуги князя становились слугами-властителями. В результате место в иерархии переплеталось с местом в структуре собственности.
Обретение независимости резко ускорило процесс передачи земли в пользование взамен службы и ужесточило запрет покидать службу. У крестьян забирались так называемые черные земли, а они превращались в дворянских подданных. «С укреплением московской княжеской власти «черные земли» окончательно теряют значение «волостных» земель и превращаются в земли княжеские, государственные. Сначала это была только перемена титула и названия, но скоро этот процесс получает важнейшее хозяйственное значение в развитии земельных отношений. В рамках государства «черные земли» становятся тем государственным земельным фондом, из которого князь сам начинает «жаловать» и вознаграждать своих служилых людей, притом именно за их службу центральной власти»[73]. В итоге пространство страны растет, а вместе с ним растет и администрация.
Характерно, что именно после обретения независимости создается все большее число приказов — предшественников министерств и департаментов. Хотя приказов всегда было слишком много, они создавались для управления очень узкими сферами государственных дел (типа Аптекарского приказа), а затем — территориями. Возникающая московская бюрократия еще не была бюрократией в западном, веберовском смысле слова. Главным критерием выделения дворян была связь функции участия во власти с функцией участия в собственности. За этим процессом скрывался генезис класса людей, которые за цену статуса квазифеодала продавали свои услуги князю. В результате материальный интерес сословия дворян оказался связан с личностью самодержца, причем данная связь относится к дворянам как участникам аппарата власти и квазисобственникам, зависимым от князя. Верховная власть была отчуждена от общества, а дворяне обеспечивали ее социальной поддержкой. Следовательно, русское дворянство было носителем экономического и политического отчуждения.
По этой причине приказы росли как грибы. Практика раздачи земель дворянам непомерно расширилась. В конце XV в. термин «дворяне», до тех пор служивший для определения слуг княжеского двора, стал означать каждого, кто за свою службу у князя получал землю или поместье. Хотя генезис поместья остается неясен (одни авторы выводят его из Византии, другие полагают, что московские князья заимствовали данный институт у монголов[74]), официальная советская историография называет дворянами «прослойку служилых людей — условных феодальных держателей», в состав которой входили дворянские слуги и дворянские дети. Существуют фундаментальные различия между институтом русского дворянства и институтом западного лена. Ленная система Запада была сложной сетью взаимных обязательств, так что формальный носитель верховной власти (король) был вассалом своего вассала. Эта сеть не имела одного единственного источника — вассал одного монарха мог быть одновременно вассалом другого монарха. Например, во Франции феодалы могли быть одновременно вассалами короля Франции, короля Англии и папы. Во Франции также существовал принцип «вассал моего вассала не мой вассал», из-за чего король не обладал никакой властью по отношению к своим промежуточным вассалам и зависел от своих непосредственных вассалов, нередко более сильных с экономической и военной точек зрения.
В России институт дворянства не создавал неудобств для возникающей самодержавной власти. Дворяне не могли передавать право на владение землей, все они были непосредственными дворянами властителя. Поэтому классификация данной социальной категории как прослойки, состоящей из дворянских слуг и детей, не в состоянии зафиксировать качественную специфику явления. Надо учитывать, что «московское правительство под тем или иным предлогом часто отбирало у бояр и бывших удельных князей их вооруженных слуг и от себя наделяло их землей, заставляя их нести службу уже не на основе вассалитета, а как общегосударственную»[75]. Люди этой категории состояли из бояр, вольных слуг, детей боярских и прочих служилых людей. Поместьями награждалось также городское население, включая боярских слуг, причем в массовых масштабах это происходило как раз после завоевания Новгорода. Поместья принципиально отличались от вотчин, которые были безусловной наследуемой собственностью, а владелец вотчины был свободен от обязанностей государственной службы. Поэтому нельзя считать дворян и помещиков только прослойкой внутри класса феодалов. Разве можно считать феодалами людей, которые своим статусом держателя земли были обязаны исключительно воле князя, а он в любой момент мог лишить их данного статуса? Следует ли считать феодалами людей, которые обязаны были пожизненно быть членами военно-бюрократического аппарата князя и не могли оставить государственную службу?
Владение поместьем находилось под постоянной угрозой его утраты. Причинами утраты могли быть неявка на службу, неявка на смотр, опоздание в поход, бегство с поля боя или уход со службы без разрешения. В первой половине XVI в. появился даже специальный термин «нетчик» для обозначения владельцев поместий, которые не являлись по любому вызову князя. Нетчик автоматически терял свою «собственность» уже самим фактом отсутствия (например, на смотре). Потом он мог писать бесчисленные жалобы-челобитные об уважительных причинах своего отсутствия, но получить назад поместье было практически невозможно. Сразу после удостоверения факта отсутствия поместье переписывалось другому служилому человеку. Это относилось и ко многим князьям, которые под давлением финансовых и материальных обстоятельств не имели никакого другого выбора, кроме как поступить на службу к великому князю московскому в качестве «служебных князей». С их появлением прежний институт «вольной службы» и «вольных слуг» постепенно исчез. Служебные князья тоже были лишены права оставлять службу. Таким образом, нет оснований считать возникающий военно-административный аппарат московского государства прослойкой.
«...Особенно быстрое пополнение и формирование нового поместного класса начинает происходить с XVI в., когда Москва, ликвидируя уделы и боярские вотчины, привлекая к себе на службу не только прежних князей и бояр, но и граждан, купцов, своеземцев, дворовых слуг, даже холопов, при всем различии их сословного положения, личного и политического влияния, равняла их по одному признаку — пожалованием за государеву службу землей во временное пользование». После аннексии Новгородской земли половина, а в некоторых районах до двух третей земли перешло во владение помещиков. Еще более широкое распространение эта практика получила на юге (Рязанский, Епифанский, Тульский, Каширский, Орловский уезды), «где от 80 до 89% всей земли принадлежало владельцам на поместном праве»[76]. Так на рубеже XV—XVI вв. в отношениях землевладения на Руси произошел кардинальный переворот: появилось и начало развиваться поместье как условное владение землей. Поместная система стала главной формой в структуре феодальной собственности на Руси. Название «помещик» стало применяться для определения условного владельца поместья и в этом смысле просуществовало вплоть до 1917 г.
Однако из кардинальности происшедшего переворота вовсе не следует, что класс землевладельцев разделился на две части — бояр-вотчинников и служилых людей — помещиков. Такое утверждение характерно не только для официальной советской историографии, но и для новейших либеральных концепций истории России. Так, А. С. Ахиезер вслед за В. О. Ключевским пишет: «Очевидно, что большому обществу противостоят локальные миры, опирающиеся на ту же культуру, например догосударственные локальные сообщества, сельские общины, для которых все, что лежит за границами деревни, может представлять собой враждебный антимир. Локальные миры, большое общество пытались установить свою монополию на ресурсы, землю, власть, на жреческие функции и т. д. (...) именно сюда относятся вотчины. Каждое из этих сообществ способно выйти на первый план, пытаясь сокрушить другие. При этом общинники могут бороться с вотчинниками или, наоборот, объединяться с властью большого общества против вотчинников»[77]. Такой подход затушевывает принципиальные качественные отличия между вотчинниками и помещиками.
Во-первых, институт поместья возникал постепенно. Первоначально помещики делились на две группы: свободных людей, несущих военную службу, и служебных людей, находящихся при дворе князя. Эти группы были экономически привязаны к службе князю. Но первые имели право бросить службу, а вторые — нет. Первоначально военные получали поместья на рубежах страны, а придворные люди находились под рукой князя. По мере роста централизованной государственной власти различие статуса между двумя названными категориями начинает стираться. Военных также лишают права бросать службу (середина XV в.). Кроме того, само поместье не только с теоретической, но и с историографической точки зрения образует специфический феномен, так как существовал запрет на его продажу, обмен,-сдачу в аренду и дарение. Иначе говоря, количество операций с поместьем было ограничено.
Во-вторых, основанием всей системы формирующегося Московского государства служило представление, согласно которому земля всего государства вместе с населением принадлежала царю. Это представление неразрывно связывало власть монарха над государством с его правом и собственностью на землю, на которой жило население страны. Правда, такое представление было присуще и западному средневековью, однако здесь оно постепенно превратилось в правовую фикцию и не влекло значительных ограничений для европейских феодалов. По отношению к России ни о какой правовой фикции не могло быть и речи. Здесь существовал абсолютный произвол царя, не было сильного сословия феодалов-землевладельцев, а право наследования земли всегда было предметом царского произвола. Слабость российского дворянства по сравнению с мощью государства, поддержанного монгольским насилием, можно считать главным критерием различия между Русью-Россией и Западом. Такое соотношение сил привело к тому, что в обеих цивилизациях существовали разные представления относительно того, что можно, а чего нельзя делать власти. Право власти на землю в одной цивилизации стало правовой фикцией, а в другой — действительным правом на протяжении столетий.
Таковы были изменения в государственной структуре общества в период централизации. Одновременно происходили изменения в социальной структуре.
Современные исследователи полагают, что «...ни власть, ни массовое сознание синкретически не отличали государственное управление от управления дворцовым хозяйством. Вся страна мыслилась как вотчина государя-батюшки. Круг задач административного аппарата оказался крайне ограниченным, а методы их решения — несложными. Влияние авторитаризма возрастало по мере ухудшения условий жизни, дробления уделов, упадка княжеской власти на местах. Оно выражалось в растущей тяге к Москве, московский князь, казалось, отвечал идеалу правителя. Местные общества открыто обращались к Москве, увлекая за собой и свою власть»[78].
Однако множество форм социокультурной динамики России, как политических, так и гражданских, либо вовсе не учи-.тывается, либо подразделяется на «положительное» и «отрицательное» отчуждение»[79]. А разделение это выводится из государства как главной ценности русского общества и истории.
Все это требует разработки альтернативной концепции, конкретизирующей теорию политического отчуждения в соответствии с фактами и тенденциями русской истории. Альтернативная концепция может строиться на фактах: московские, а затем и русские дворяне-помещики были держателями земли и членами аппарата гражданской и военной власти; они выступали как распорядители средств производства только потому, что уже были распорядителями средств насилия; следовательно, русские дворяне-помещики были первым в истории Европы классом властителей-собственников, связывающих политическую власть с экономической. Специфический новый раздел земли в Московском государстве после монголо-татарского нашествия между помещиками и вотчинниками осуществлялся в пользу помещиков. Данный процесс вел к усилению нового социального класса. Система поместья служила власти, отчужденной от общества посредством ее подчинения монголо-та-тарским захватчикам. В новых социальных условиях — после освобождения от ига — эта власть искала для себя такую социально-экономическую поддержку, которая сделала бы политическое отчуждение массовым явлением социальной практики. Класс помещиков стал носителем и проводником социального отчуждения.
Политика Москвы с самого начала была политикой территориальной экспансии: уже Иван Калита получил прозвище «собиратель русских земель», а институт поместья широко распространяется только в последние десятилетия XV в., т. е. более ста пятидесяти лет спустя. Причем среди владельцев поместных наделов преобладали средние дворяне (сыны боярские), представители некоторых боярских родов, низшие государственные чиновники и холопы, тогда как старая боярская аристократия среди наделяемых поместьями после 1489 г. составляла ничтожную долю. На первый взгляд кажется, что именно бояре (поскольку они пользовались высоким социальным статусом и авторитетом в обществе, а также по причине их вклада в русскую культуру и образование) были наиболее удобными союзниками московского князя в борьбе за создание национального государства. Однако московский князь предпочел создать новый класс, потому что боярская аристократия была его соперницей в борьбе за политическую власть.
Основные элементы процесса политического отчуждения в период становления Московского государства можно охарактеризовать следующим образом.
Монголы стремились отделить Церковь от обществ, которые они завоевывали. Для сбора дани они использовали местных князей, из-за чего своя власть становилась все более чужой и отделялась от общества; русский князь на протяжении столетий по отношению к своим подданным выступал монгольским сборщиком дани. Монголы создали механизм конкуренции между потенциальными кандидатами на центральную власть, который базировался на отборе лиц, обладающих специфическими человеческими и моральными качествами — эти качества позволяли им подавлять свой народ и гарантировали успех в политической конкуренции. Верноподданность в отношении чужого государства позволила преодолеть феодальную раздробленность и создать собственное государство. Выстроенная монголами система стала предпосылкой быстрого скачка в развитии русской власти. Для расширения власти использовалась чужая военная сила. Интересы возникающей русской власти были параллельны интересам монголов. В результате монголо-татар-ское иго стало московско- или русско-монгольским игом.
Московские князья культивировали политику насилия и унижения собственного народа; преобразование внешнего насилия во внутреннее — значимый элемент возникающей русской власти. Из-за этого она с самого начала была движима страхом перед собственным населением, выступая представителем чужого государства и противостоя обществу в целом. После устранения монгольского гнета русская власть оказалась перед выбором: быть свергнутой или усилить угнетение. Она пошла по второму пути, и первым проявлением этой тенденции было подавление и присоединение Новгородской республики. Вся политика объединения русских земель вокруг Москвы заключалась в навязывании им складывающейся модели власти.
Глава 7. СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ В РОССИИ (СЕРЕДИНА XVI - СЕРЕДИНА XVII в.)
§ 1. Развитие феодально-крепостнических отношений в России в XVI — первой половине XVII в.
Главной функцией Русского централизованного государства было оформление и укрепление господства феодалов над эксплуатируемыми массами и прежде всего над крестьянством. В.И.Ленин указывал, что «наделенный землей крестьянин должен быть лично зависим от помещика, ибо, обладая землей, он не пойдет на барскую работу иначе как под принуждением»[80].
Закабаление свободных крестьян феодалами относится еще ко времени Киевской Руси. В период феодальной раздробленности оно усилилось; укрепление Русского централизованного государства сопровождалось юридическим закреплением крестьян за феодалами. Так постепенно оформилось крепостное право — высшая степень неполной собственности феодала над крестьянином.
В период царствования Ивана IV Грозного обе тенденции — экономическое и политическое укрепление положения помещиков — еще более усилились. Реформа управления, реформа армии, создание новых приказов — все это ослабляло политическую роль бояр и увеличивало роль помещиков. Одновременно в политике Московского государства появляются новые акценты.
Первые годы царствования Ивана IV были связаны с реформой государства. К Москве были присоединены земли Казанского и Астраханского ханств, были предприняты попытки захвата Сибирского ханства. Военная служба становилась повинностью как вотчинников, так и помещиков. В случае уклонения от службы бояре сразу лишались земли. Тем самым они были поставлены в зависимость от государства и с этой точки В зрения уравнены с помещиками. Тысяча преданных царю дворян была наделена поместьями в районе Москвы взамен обязанности прийти на службу царю в любую минуту. В 1564 г. царь уезжает из Москвы в одно из своих поместий и шлет оттуда два письма. В одном из них бояре обвиняются в государственной измене, в другом выражается полное доверие остальным горожанам. Таким способом царь подстрекает против бояр низшие слои общества. В Москве начинаются волнения. Бояре шлют депутацию к царю с просьбой возвратиться в город, усмирить гнев и править государством так, как он захочет. Иван IV соглашается, но выставляет условие: пусть бояре согласятся с политической программой, которая вошла в историю под названием «опричнина».
§ 2. Опричнина
Внутренняя политика Ивана IV, проведенная в 1565— 1572 гг., была направлена на преодоление пережитков раздробленности, на укрепление централизованного аппарата власти и закрепощение крестьянства. Этот период характеризуется не только подавлением сопротивления боярства, но и стремлением подорвать его экономические основы. С этой целью Иван IV применил целую систему мер, которая получила название опричнины (от слова «опричь» — кроме, особо). Иван IV разделил страну на две части: земщину, управляемую Боярской думой, и опричнину, которую он сам возглавил. Им было создано опричное войско сначала численностью в 1 тысячу человек. С территории опричнины выселялись бояре-княжата (старая удельная знать), а на их место поселялись дворяне-опричники. Опричнина укрепляла положение дворян.
Поскольку опричнина ослабляла роль бояр, уничтожая пережитки феодальной раздробленности, она имела положительное значение, но методы, которыми опричнина проводилась, привели к подрыву экономики страны, так как она сопровождалась страшными жестокостями и разорением. В 70—80-х гг. XVI в. в России наблюдается полоса глубокого хозяйственного упадка. Сократилось производство сельскохозяйственных продуктов и ремесленных товаров, поднялись цены.
Акцент на разработку теории политического отчуждения позволял объяснить опричнину как естественное продолжение процессов бюрократизации государственного аппарата:
— условия монгольского контроля над Россией привели к отчуждению государственного аппарата и культивировали страх власти перед своими подданными;
— правящая элита наделяет землей государственный аппарат и преобразует его в класс властителей-собственников, получая тем самым мощную социальную базу. В результате русская власть становится реализатором интересов данного класса;
— основным интересом этого класса как на уровне власти, так и на уровне квазисобственности становится элиминация — исключение прежнего класса собственников. Политика Московского государства в XVI в. является только воплощением данного интереса;
— действия властителей-собственников вызывают сопротивление старого класса собственников. Чтобы сломить это сопротивление, властители-собственники прибегают к социальному террору и разрушают автономную структуру собственности феодального общества;
— это приводит к упадку крестьянского хозяйства, что затрагивает интересы прежнего класса собственников и нового класса властителей-собственников. Сопротивление со стороны помещиков приводит к тому, что острие террора направляется против них.
В исторической литературе эпоха Ивана Грозного принадлежит к наиболее спорным в истории России. Его действия нередко считают вполне «нормальными» для политика того времени, причем такую оценку высказывают и некоторые историки-немарксисты: «Как социальный эксперимент опричнина была успешной в длительной перспективе. Она лишила наследственную аристократию ее власти, повысила социальное положе