Общее понятие о системном подходе

Системный подход в историческом образовании.

Глава 3. Системно-деятельностный подход как теоретическая основа методики обучения истории.

Методика обучения истории

Семинары

Лекции

I полугодие (18 лекций и 24 семинара)

Методика обучения истории 43 группа

Дата Тема
    Нормативно-правовые акты, обеспечивающие образовательный процесс в школе.
    Государственный стандарт исторического образования, его назначение. Национально-региональный компонент исторического образования.
    Дидактические основы современного занятия.
    Формирование исторических знаний.
    Педагогическая технология. Классификация. Проблемное обучение.
    Проектное обучение.
    ИКТ-технологии. Учебная презентация.
    НИРС.
    Организация самостоятельной работы студентов в ВУЗе.
Дата Тема
    Формулирование темы занятия и целеполагание.
    Формирование умений работы с фактами, датами и понятиями разной широты обобщения.
    Работа с историческими документами и справочной литературой по истории. Формирование картографических умений.
    Организация педагогической практики на факультете.
    Характеристика педагогической технологии: метод Шаталова, критическое мышление.
    Характеристика педагогической технологии: Кейс-стади, модульное обучение.
    Проектирование. Разработка и защита проектов.
    Деловые и ролевые игры.
    Организация и проведение дебатов по теме на выбор студентов.
    Внутрипредметные и межпредметные связи. Приемы их реализации
    Подготовка и проведение лекций и семинарских занятий в ВУЗе с использованием конкретной технологии. Защита учебной презентации занятия (лекции) на выбор студента.
    Отработка долгов

Под редакцией В.В. Барабанова и Н.Н. Лазуковой

Как уже отмечалось, в основу построения современной системы обучения положен системно-деятельностный подход (А.Г. Асмолов). Он интегрирует идеи отечественной общепсихологической теории деятельности А.Н.Леонтьева, системной по своей сути, и общефилософской теории системного подхода и интерпретирует их для системного построения, организации и осуществления образовательного процесса на основе деятельности учащихся.

Слово «подход» в данном случае означает как, какими способами и с каких позиций, под каким углом зрения рассматриваются и решаются те или иные проблемы. Чтобы лучше осознать сущность системно-деятельностного подхода к историческому образованию в целом, постараемся сначала понять: в чем заключается сущность системного подхода как способа познания и решения проблем в среднем образовании; как проблемы обучения могут решаться с позиций деятельностного подхода.

В педагогической практике, любую совокупность курсов истории, составляющих предметное обучение, порой, принято называть системой. В строго научном смысле это не совсем так. Рассмотрим, что следует понимать под системой, и какой смысл вкладывается в понятие «система исторического образования».

Системный подход относится к общим философским взглядам на пути познания и преобразования мира (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин). Он предполагает целостное, упорядоченное рассмотрение любого объекта, как системы, во взаимосвязях всех входящих в него частей и данной системы с внешним миром. Он широко используется в различных научных областях. Это - способ познания, в основе которого лежит рассмотрение любых объектов окружающего нас мира как систем. Например, на нем строятся идеи И.П.Павлова о системной работе коры головного мозга. В психологии разработаны положения о системном характере психики личности (Б.Г. Ананьев) и строения психических действий человека, в том числе - в процессе познания мира (Г.И. Ангушев). Систематичность в организации процесса обучения рассматривается как один из дидактических принципов образования (М.Н.. Скаткин и др.).

Системный подход формирует особый тип мышления того, кто им пользуется. Системное мышление предполагает способность видеть место каждой части в целом

Для изучения объекта как системы, определяется структура составляющих его частей. Эти части выстраиваются иерархически, соподчиненно по отношению друг к другу. Система состоит из подсистем. Каждая из подсистем, в свою очередь, включает в себя компоненты, а компоненты содержат наименьшие, неделимые в рамках рассматриваемой системы части – элементы

Все части системы взаимосвязаны друг с другом. В системе выделяется свое системообразующее звено, объединяющее части системы в единое целое.

При изучении системы между нею и остальным миром устанавливаются внешние связи (с другими системами) и внутренние - между всеми частями составляющими систему. Рассмотрение связей системы позволяет понять ее происхождение, структуру, пути проектирования и способы обеспечения ее функционирования.

На основе системного подхода происходит не только познание объектов, но и их создание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: